Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми
методическая разработка (4 класс)

Прорамма индивидуальных занятий по русскому и математике в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной работы

 со слабоуспевающими учащимися 4 класса

на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

 Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

   Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.

Цели:

- обеспечивать выполнение всеобуча;

- повышать уровень обученности и качества обучения отдельных учеников.

Задачи программы:

- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду;

- повышать ответственность родителей за обучение детей;

- формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;

- создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;

- создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждать природную любознательность;

- вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;

- создавать максимально благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся со слабым учеником.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

  • получение знаний за курс 4 класса;
  • выбор форм получения знаний.

Родителей:

  • в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Принципы построения - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания.

Планирование различных видов дифференцированной помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц, схем.

4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.

5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания.

8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

9. Выдача ответа или результата выполнения задания.

10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

11. Постановка наводящих вопросов.

12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Список слабоуспевающих учащихся 4 класса

                             на 2018-2019 учебный год

Математика

Русский язык

Причины слабой успеваемости

 Класс

    Ф.И.  учащихся

Причины слабой      успеваемости

        Пути решения

    3

Систематическое невыполнение домашних заданий, рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

    3

Слабый уровень знаний за 3 класс,

нерегулярное выполнение домашних заданий, рассеянное внимание.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

    3

Систематическое невыполнение домашних заданий, рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

План работы со слабоуспевающими учащимися

4 класса на 2018-2019 учебный год

 №

                                         Мероприятия

    Сроки реализации

  1.

Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.

Сентябрь

  2.

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ.

В течение учебного года

  3.

Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.

В течение учебного года

  4.

Дифференцированный подход при организации сам. работы на уроке с фиксированием в плане урока.

В течение учебного года

  5.

Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

В течение учебного года

  6.

Систематическое определение уровня знаний по каждой теме

(опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик у В течение года же не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года

  7.

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года

  8.

Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).

В течение учебного года

  9.

Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся с обучением навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

План работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

4 класса на 1 триместр

Кол-во

уч-ся в

классе

Ф.И.О.слабо-успевающих учащихся

   Предмет

               Планируемые

               мероприятия

Сроки

исполне-ния

20

 

Математика

Чтение

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости. Анкетирование родителей, учащихся.

Индивидуальные беседы.

  Сентябрь

Контрольный срез знаний за предыдущий год.

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

  Сентябрь

Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания

Сентябрь

Беседы с родителями и слабо-

успевающими учащимися.

Консультации

Сентябрь - ноябрь

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Сентябрь - ноябрь

Различные виды опроса на уроках. (Устный, письменный, индивидуальный).

Сентябрь - ноябрь

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Сентябрь - ноябрь

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Сентябрь - ноябрь

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Сентябрь - ноябрь

Дополнительные (индиви-дуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Сентябрь - ноябрь

        

План работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

4 класса на 2 триместр

Кол-во

уч-ся в

классе

Ф.И.О.слабоуспевающих учащихся

   Предмет

               Планируемые

               мероприятия

Сроки

исполне-ния

Математика

Русский язык

Контрольные срезы по темам.

Ноябрь – февраль

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Ноябрь - февраль

Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания

Ноябрь

Беседы с родителями и слабо-

успевающими учащимися.

Февраль

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Ноябрь - февраль

Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).

Ноябрь - февраль

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Ноябрь - февраль

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Ноябрь - февраль

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Ноябрь - февраль

Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Ноябрь - февраль

План работы со слабоуспевающими (неуспевающими) учащимися

                               4 класса  на 3 триместр

Кол-во

уч-ся в

классе

Ф.И.О.слабоуспевающих учащихся

   Предмет

  (учитель)

               Планируемые

               мероприятия

Сроки

исполне-ния

   

Математика

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы.

Анкетирование родителей, учащихся.

февраль - май

 Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Февраль

Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям.

Февраль -май

Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися.

Консультации

Февраль -май

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Дифференцированные домашние задания.

Февраль-май

Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).

Февраль-май

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Определение динамики уровня знаний.

Февраль-май

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Февраль-май

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Февраль -май

Дополнительные

 (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Февраль-май

План проведения индивидуальных занятий

                                    Тематика занятий

     Сроки     реализации

1.Нумерация чисел в пределах 1000.

Сентябрь

2.Арифметические действия. Сложение и вычитание.

Сентябрь

3.Арифметические действия. Умножение и деление.

Сентябрь

4.Умножение и деление. Порядок выполнения действий.

Сентябрь

5.Многозначные числа. Запись и сравнение чисел.

Октябрь

6.Умножение и деление на 10, 100. 1000.

Октябрь

7.Единицы длины, площади.

Октябрь

8.Многозначные числа. Повторение.

Октябрь

9.Многозначные числа. Единицы массы, времени.

Ноябрь

10.Многозначные числа. Устные и письменные приемы вычислений.

Ноябрь

11.Решение задач.

Ноябрь

12.Решение задач.

Ноябрь

13.Сложение и вычитание многозначных чисел.

Декабрь

14.Письменные приемы умножения.

Декабрь

15.Письменные приемы деления.

Декабрь

16.Умножение и деление. Повторение.

Декабрь

17.Умножение и деление на однозначное число.

Январь

18.Решение задач на движение.

Январь

19.Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Январь

20.Перестановка множителей.

Февраль

21. Деление с остатком.

Февраль

22.Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Февраль

23.Умножение и деление. Повторение.

Февраль

24.Письменное умножение на двузначное число.

Март

25. Письменное умножение на трехзначное число.

Март

26.Письменные случаи деления.

Март

27.Письменное деление на двузначное число.

Апрель

28.Закрепление изученного. Решение задач.

Апрель

29.Письменное деление на трехзначное число.

Апрель

30.Деление с остатком.

Апрель

31.Умножение и деление. Повторение.

Май

32.Сложение и вычитание. Повторение.

Май

33.Геометрические фигуры. Величины. Повторение.

Май

План проведения индивидуальных занятий

со слабоуспевающими учащимися 4 класса

                                    Тематика занятий

     Сроки     реализации

1.Текст. Типы текстов.

Сентябрь

2.Предложение. Виды предложений. Основа предложения.

Сентябрь

3.Однородные члены предложения.

Сентябрь

4.Сложное предложение.

Сентябрь

5.Слово.Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Октябрь

6.Состав слова.

Октябрь

7.Части речи.

Октябрь

8.Имя существительное.

Ноябрь

9.Три склонения имен существительных.

Ноябрь

10. Три склонения имен существительных.

Ноябрь

11.Определение склонения имен существительных.

Ноябрь

12.Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

Ноябрь

13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

Декабрь

14.Склонение имен существительных во множественном числе.

Декабрь

15. Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных.

Декабрь

16.Правописание окончаний имен прилагательных.

Январь

17. Правописание окончаний имен прилагательных.

Январь

18.Склонение имен прилагательных женского рода.

Февраль

19.Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Февраль

20.Имя прилагательное. Повторение.

Февраль

21.Местоимение. Личные местоимения.

Февраль

22.Местоимение. Повторение.

Февраль

23.Глагол.Изменение глаголов по временам.

Март

24.Спряжение глаголов.

Март

25.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Апрель

26.Правописание глаголов в прошедшем времени.

Апрель

27.Глагол. Повторение.

Апрель

28.Части речи. Повторение.

Май

29.Распознавание орфограмм в словах различных частей речи.

Повторение и обобщение материала.

Май

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий

                          со слабоуспевающими учащимися 4 класса

                                         на 2018-2019 учебный год

Предмет:

        Математика.

                                    Тематика занятий

          Дата

  План

  Факт

                                   1 четверть

1.Нумерация чисел в пределах 1000.

2.Арифметические действия. Сложение и вычитание.

3.Арифметические действия. Умножение и деление.

4.Умножение и деление. Порядок выполнения действий.

5.Многозначные числа. Запись и сравнение чисел.

6.Умножение и деление на 10, 100. 1000.

7.Единицы длины, площади.

8.Многозначные числа. Повторение.

                     2 четверть

9.Многозначные числа. Единицы массы, времени.

10.Многозначные числа. Устные и письменные приемы вычислений.

11.Решение задач.

12.Решение задач.

13.Сложение и вычитание многозначных чисел.

14.Письменные приемы умножения.

15.Письменные приемы деления.

16.Умножение и деление. Повторение.

                     3 четверть

17.Умножение и деление на однозначное число.

18.Решение задач на движение.

19.Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

20.Перестановка множителей.

21. Деление с остатком.

22.Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

23.Умножение и деление. Повторение.

24.Письменное умножение на двузначное число.

25. Письменное умножение на трехзначное число.

26.Письменные случаи деления.

                     4 четверть

27.Письменное деление на двузначное число.

28.Закрепление изученного. Решение задач.

29.Письменное деление на трехзначное число.

30.Деление с остатком.

31.Умножение и деление. Повторение.

32.Сложение и вычитание. Повторение.

33.Геометрические фигуры. Величины. Повторение.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий

со слабоуспевающими учащимися 4 класса

на 2018/2019 учебный год

Предмет:

       Русский язык.

                                    Тематика занятий

      Дата

  План

  Факт

1 четверть

1.Текст. Типы текстов.

2.Предложение. Виды предложений. Основа предложения.

3.Однородные члены предложения.

4.Сложное предложение.

5.Слово.Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

6.Состав слова.

7.Части речи.

2 четверть

8.Имя существительное.

9.Три склонения имен существительных.

10. Три склонения имен существительных.

11.Определение склонения имен существительных.

12.Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

14.Склонение имен существительных во множественном числе.

15. Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных.

3 четверть

16.Правописание окончаний имен прилагательных.

17. Правописание окончаний имен прилагательных.

18.Склонение имен прилагательных женского рода.

19.Склонение имен прилагательных во множественном числе.

20.Имя прилагательное. Повторение.

21.Местоимение. Личные местоимения.

22.Местоимение. Повторение.

23.Глагол.Изменение глаголов по временам.

24.Спряжение глаголов.

4 четверть

25.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

26.Правописание глаголов в прошедшем времени.

27.Глагол. Повторение.

28.Части речи. Повторение.

29.Распознавание орфограмм в словах различных частей речи.

Повторение и обобщение материала.

Индивидуальная карта обучающегося

_____________________________________________________

Класс_________

Предмет___________________________________________

Ф.И.О. учителя_____________________________________

п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Виды заданий

Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Программа индивидуальной работы с слабоуспевающими детьми.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогом наших школ, - это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые у...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми...

Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 3  класса...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми

Данная программа разработа для успешной работы со слабоуспевающими детьми.Цель и задачи программы- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;- создание условий для успешног...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....