Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми
рабочая программа (3 класс)
Данная программа разработа для успешной работы со слабоуспевающими детьми.
Цель и задачи программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnoy_raboty_so_slabouspevayushchimi_detmi.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного процесса массовой школы и традиционных форм образования,
-особенностями личности каждого ребенка,
- связанные с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- какими либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих.
На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
- получение знаний за курс 3 класса;
- выбор форм получения знаний.
Родителей:
- в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
- в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы
- решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалог;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
№ п/п | Трудность | Причина |
1. | Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону). | несовершенство в развитии микромоторики руки; |
2. | Пропуск букв и слогов. | низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания |
3. | Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток») | несформированность пространственных представлений |
4. | Трудности при решении математических задач | слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления |
5. | Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста. | слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления |
6. | Трудности в усвоении новых знаний | низкая степень восприятия и произвольности |
7. | Трудность в самостоятельном выполнении заданий | низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля |
8. | Плохое знание таблиц сложения (умножения) | низкий уровень развития механической памяти |
9. | Невнимательность, рассеянность | низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания |
Прогнозируемый результат
Учащиеся к концу 3 класса должны научиться
- проводить фонетический анализ слова и разбора слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
Применять правила правописания:
- падежных окончаний имён существительных;
- суффиксов имён существительных -онок- (-ёнок-), -ек-, -ик-, ост(ь)-;
- падежных окончаний имён прилагательных;
- словарных слов, определённых программой;
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения
Получат возможность научиться решать учебные и практические задачи:
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000;
- решать арифметические текстовые задачи в 3 действия (в различных комбинациях);
- применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- применять зависимости между величинами (скоростью, путём и временем прямолинейного равномерного движения; ценой, количеством и стоимостью товара) при решении разнообразных математических задач.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка плана |
1 | Русский язык. Фонетический анализ слова. | |||
2 | Математика. Трёхзначные числа (чтение и запись). | |||
3 | Русский язык. Перенос слова. | |||
4 | Математика. Письменные приёмы сложения. | |||
5 | Русский язык. Гласные после шипящих. | |||
6 | Математика. Письменные приёмы вычитания. | |||
7 | Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова. | |||
8 | Математика. Сочетательное свойство умножения. | |||
9 | Русский язык. Состав слова. Разбор слова по составу. | |||
10 | Математика. Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок. | |||
11 | Русский язык. Правописание согласных в корне слова. | |||
12 | Математика. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих скобки. | |||
13 | Русский язык. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |||
14 | Математика. Умножение на 10. Умножение на 100. | |||
15 | Русский язык. Правописание суффиксов. | |||
16 | Математика. Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. | |||
17 | Русский язык. Правописание приставок. | |||
18 | Математика. Деление с остатком. | |||
19 | Русский язык. Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. | |||
20 | Математика. Письменный прием умножения на двузначное число. | |||
21 | Русский язык. Главные члены предложения. | |||
22 | Математика. Деление на двузначное число. | |||
23 | Русский язык. Второстепенные члены предложения. | |||
24 | Математика. Решение задач. | |||
25 | Русский язык. Сложные слова с двумя корнями. | |||
26 | Математика. Деление с остатком. | |||
27 | Русский язык. Однородные члены предложения. | |||
28 | Математика. Письменный прием умножения на двузначное число. | |||
29 | Русский язык. Буква ы после звука ц. | |||
30 | Математика. Письменный прием умножения на двузначное число. | |||
31 | Русский язык. Самостоятельные и служебные части речи. | |||
32 | Математика. Решение задач. | |||
33 | Русский язык. Правописание падежных окончаний имён существительных. | |||
34 | Математика. Решение задач. |
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
3В класса.
ФИО учителя: Чакина А. В.
Фамилии учеников: Арина Н., Сережа Б., Денис Т., Степа П.
Предмет: русский язык
Пробелы в знаниях уч-ся: нахождение грамматической основы предложения, работа над правописанием изученных орфограмм, знание частей речи.
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополн. занятия. | Сроки. |
Индивидуальные занятия. | Каждую среду |
2. Дифференцированные задания. Работа с тетрадью. | Методические пособия. |
1. Карточки для индивидуальной работы. | 1. Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку». |
2. Задания с выбором ответа. | 2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку». |
3. Деформированные задания. | 3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. «350 правил и упражнений по русскому языку». |
4. Тетради – тренажёры. | 4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку». |
6. Перфокарты. | |
3. Дифференцированный контроль. | Сроки. |
1. Контрольные диктанты. | По плану четверти. |
2. Словарные диктанты. | |
3. Самостоятельные работы. | |
4. Проверочные работы. | |
5. Тесты. | |
4.Консультации для родителей. | Сроки. |
Индивидуальные консультации. | По пятницам. |
Работая над данными трудностями мы наблюдаем:
- Степа начал писать словарные диктанты на «3», «4», выполнять письменные тесты также на положительные оценки, но не всегда. У него появилось стремление учиться лучше, он поверил в свои силы. Также начал находить главные члены предложения, отличать части речи друг от друга. Сейчас основная наша работа направлена на правильное, безошибочное письмо. Знание орфограмм.
- Сережа, благодаря индивидуальной работе, посещению кружка по внеурочной деятельности «Секреты орфографии» начал писать более грамотно, находить главные члены предложения, писать тесты на «3», иногда на «4». Стал более открытым ребенком. Начал поднимать руку для ответа на вопрос, проявлять активность.
- Денис, имея дефекты речи, трудно обучается. Не может грамотно и безошибочно писать. Делает пропуски букв, заменяет одни звуки на другие. Имеет трудности в социализации. Работа с данным ребенком сложна и пока не принесла положительных результатов. Ребенку нужен профессионал ( логопед). Мама всячески отказывалась от записи сына к логопеду, а без ее согласия записать не возможна. Сейчас мы ждем очередь к специалисту. Но продолжаем работу по устранению пробелов в обучении.
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
3В класса.
ФИО учителя: Чакина А. В.
Фамилии учеников: Денис Т., Арина Н., Костя П.
Предмет: математика
Пробелы в знаниях уч-ся: решение задач, сравнение числовых выражений, решение уравнений, таблица умножения.
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополн. занятия. | Сроки. |
Индивидуальные занятия. | Каждый четверг |
2. Дифференцированные задания. Работа с тетрадью. | Методические пособия. |
1. Карточки для индивидуальной работы. | 1. Волкова С. И. «Карточки с математическими заданиями.3 класс». |
2. Задания с выбором ответа. | 2. Герман О. И. «Математика. 3 класс. Карточки заданий». |
3. Деформированные задания. | 3. Моршнева Л.Г. «Математика. Тетрадь с печатной основой для учащихся 3-го класса». |
4. Тетради – тренажёры. | 4. Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике». |
5. Перфокарты. | |
3. Дифференцированный контроль. | Сроки. |
1. Контрольные работы. | По плану четверти. |
2. Самостоятельные работы. | |
3. Проверочные работы. | |
4. Тесты. | |
4.Консультации для родителей. | Сроки. |
Индивидуальные консультации. | По пятницам. |
Динамика развития детей по математике:
Арина практически запомнила таблицу умножения и старается ее применять при решении заданий. Допускает минимум ошибок при сравнении величин. Решает задачи на 1-2 действия на сложение и вычитание. Пока испытывает трудности при решении задач на «Цена, количество, стоимость», «Масса, количество»
Но с данным ребенком работа еще предстоит большая и непрерывная.
Костя испытывает проблемы в обучении в большей степени из-за низкого уровня развития памяти долговременной. Учеба нам дается с трудом. На уроках он занимается по индивидуальным карточкам, выполняет задания более легкого уровня.
Денис выучил таблицу умножения, научился решать простые задачи, сравнивать величины. испытывает трудности в решении уравнений, задач в несколько действий, нахождении площади фигуры.
Радует то, что дети, которые читали по 15-25 слов к концу 2-го класса, сейчас читают значительно лучше. От 36 до 53. Конечно, это еще мало, но к концу года, надеюсь, результаты будут еще выше.
Выводы:
Многие проблемы детей в учебе связаны также с нежеланием родителей помогать своим детям. Дети не делают дома домашние задания, а родители не следят за их выполнением, потакают в безответственном отношении к учебе. На все замечания родители отвечают, что дети не хотят, мы не можем их заставить, не знаем, что с ними делать. Данная работа идет медленно, с минимальным результатом. Дети с разными психофизиологическими особенностями, с низким социальным статусом. все это накладывает свой отпечаток на учебу. Так, например, у Арины Н. дома большое хозяйство и маму оно волнует больше, чем учеба ребенка. Маме некогда с ней заниматься, а сама она не в силах делать домашние задания. У Дениса Т. имеюся большие нарушения речи. но без согласия мамы ничего нельзя сделать. Поэтому мы с ним занимаемся дополнительно индивидуально, чтоб хоть на минимум вывести ребенка.
Со слабоуспевающими детьми мы в классе после уроков учим таблицу умножения, правила по русскому языку, словарные слова., отрабатываем технику чтения. Периодически оставляю детей для выполнения домашних заданий в классе, так как дома они их не делают или делают безалаберно, с множеством ошибок.
Также я провожу для всего класса внеурочную деятельность, направленную на совершенствование ЗУН по русскому языку и математике: « Секреты орфографии»( 2 ч. в неделю) и «Занимательная математика»(1 ч. в неделю).
По работе можно сказать следующее: дети стали лучше читать, научились работать с книгой( искать информацию по предложенному материалу), заинтересованы в получении положительных оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...
Программа индивидуальной работы с слабоуспевающими детьми.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогом наших школ, - это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые у...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми...
Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми
Прорамма индивидуальных занятий по русскому и математике в 4 классе...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....