Описание опыта работы
статья на тему

Козлова Светлана Васильевна

Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, проявлять сострадание, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

«Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Классный наставник обязан вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен быть примером во всем, даже его внешний вид должен быть  образцом для подражания».*

В сегодняшнем обществе классный руководитель является фигурой, которая требует особого внимания. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Это и любовь к детям и к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция, высокий уровень общей культуры, нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать еще и недюжинными воспитательными способностями. Ведь к нам приходят совсем еще маленькие дети, которых

* Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин,  И. Ф. Исаев,

Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

необходимо ввести в мир школьной жизни, создать условия для их развития, воспитать достойного человека.

Начало учебной деятельности знаменует собой не только переход познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение. Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.

Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло.


ОПИСАНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Классным руководителем я работаю 25-й год. В настоящее время у меня 3 класс – 24 ученика: 11мальчиков и 13 девочек. Это будет мой шестой выпуск.

Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, проявлять сострадание, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

В своей работе придерживаюсь следующих принципов:

  • правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему,
  • быть примером и образцом для подражания;
  • вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро;
  • вселять в человека уверенность, находить нужный стиль общения с каждым ребенком;
  • вызывать к себе уважение со стороны воспитанника;
  • приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

 Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.

Основными задачами этого направления является содействие:

культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи;

  • духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;
  • возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Опираясь на традиционные источники нравственности, я строю свою работу по духовно-нравственному развитию младшего школьника по следующим направлениям, к которым разработаны тематические классные часы, беседы, конкурсы.

Патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству.

Классные часы:

  • «Символы государства»,
  • «Моя малая Родина»,
  • «День космонавтики»,
  • уроки мужества;

праздники, посвященные Дню Победы, Битве под Москвой и другим знаменательным датам;

беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина) «Любимый уголок родной Отчизны», «Мой дом – моя семья»;

участие в митингах (Приложение 5);

участие в мероприятиях, проводимых в ДК «Лира».

Социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство.

беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина)

  • «Любим добрые поступки»,
  • «Добрым жить на свете веселей» (Приложение 1),
  • «Человек живет для добра»,
  • «Милосердие – закон жизни»,
  • «Возлюби ближнего своего»,
  • «Доброта и терпение»,
  • «Сопереживание и сострадание»,
  • «Благородные и вредные порывы».

Гражданственность – долг перед Отечеством, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания.

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»;

беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина)

  • «У каждого народа свои герои»,
  • «Вот школа, дом, где ты живешь»,

 классный час «Теперь ты ученик».

Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина)

  • «Возлюби ближнего своего»,
  • «Тепло родного дома»,
  • «Мой дом – моя семья»,
  • «Я люблю маму»;

классные часы, посвященные

Дню Защитников Отечества (23 февраля),

Международному Дню 8 марта,

«Семья и ее ценности» (Приложение 2).

конкурсы рисунков

  • «Моя семья»,
  • «Как я помогаю дома»,
  • «Мой папа»,
  • «Моя мама».

Труд, наука и творчество - уважение к труду, ценность знания, научная картина мира, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина)

  • «В труде человек хорошеет»,
  • «Душа обязана трудиться»;

участие в конкурсе поделок из природного материала  (Приложение5),

участие в субботниках

  • «Убери свою планету»,
  • «Сделаем вместе»;

сбор макулатуры;

исследовательская работа «Тайна имени».

Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности.

Праздники, беседы

  • «Рождество»,
  • «Масленица»,
  • «Пасха»;

изготовление поделок, конкурс рисунков.

Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

Беседы

  • «Что такое красота»,
  • «Я могу быть волшебником»,
  • «Устное народное творчество»;

беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина)

  • «Путешествие в мир мудрых мыслей»,
  • «Когда солнце тебе улыбается – праздник песни»;

выпуск  газет к праздникам;

поездки в театр г. Серпухов, на фабрику елочных игрушек г. Клин.

Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Посадка зеленых насаждений «Кто, если не мы!»;

участие в акциях

  • «Мы посадим новый сад»,
  • «Покорми птиц»;

беседы

  • «Люби все живое»,
  • «Осенний бал»,
  • «В гости к Зимушке-зиме»,
  • «Пробуждение природы»;

исследовательская работа «Польза комнатных растений»;

поездки в океанариум г.Москва, в парк птиц воробьи.

Человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов.Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Участие  в празднике  «Все флаги в гости к нам»;

беседы по этическому воспитанию (автор А.И. Шемшурина)

  • «Когда рядом много людей»,
  • «Умеем общаться»,
  • «Каждый интересен».

Мои воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, как весь классный коллектив, так и отдельные ученики, в соответствии с их возможностями и желанием. Каждый делает то, что ему больше по душе: занимается спортом, участвует в художественной самодеятельности, мастерит. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, разыгрываем сценки, украшаем класс, наряжаемся, слушаем музыку -всё это ещё и элементы эстетического воспитания.

В своей работе я ориентирую учеников на выполнение любого дела с душой, с любовью. Учу их с пользой проживать каждую минутку, доставляя радость себе, окружающим и близким людям. Ориентирую каждого ученика и родителя на позитивное отношение к людям, на умение видеть в жизни положительные моменты, на стремление к самосовершенствованию.

Уделяю внимание и такому направлению воспитательной работы, как сохранение и укрепление здоровья детей. Провожу разнообразные физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы. Вместе мы принимаем участие в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах. На классных часах обсуждаем правила личной гигиены, питания, режима дня.

Игра является одним из важнейших видов деятельности младших школьников, поэтому она должна использоваться во всех направлениях воспитательной работы. Провожу самые разнообразные игры: подвижные, ролевые, сюжетные, интеллектуальные. Использую и игры развивающего характера, разнообразные развлечения, ориентированные на творческое самовыражение ребенка. В них предлагается не только материал для подражания, повторения, но и представляется поле для фантазии, личного творчества, что дает мне возможность лучше узнать своих учеников, выявить индивидуальные особенности каждого из них и наметить перспективы для дальнейшего развития их творческого потенциала. Моих воспитанников привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры - хорошие помощники в интеллектуальном развитии школьников.

 Очень важно сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении. Где и как собрать родителей и детей вместе? Конечно, за подготовкой и проведением праздников. Часто в классе организую огоньки, утренники, на которые приглашаю родителей. Использую и такие формы: собрания, лектории, совместные занятия по интересам, изготовление поделок, выпуск стенгазет, изготовление подарков и поздравительных открыток, «круглые столы» и тематические консультации.Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды:  родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на все мероприятия.

Особого внимания требуют семьи, которые испытывают сложности в воспитании детей, находятся в трудной жизненной ситуации. Использую при этом такие формы работы, как посещение семьи, индивидуальные беседы с детьми, оказываю посильную помощь в жизнедеятельности таких семей.

Чтобы правильно организовать работу с учениками и их родителями, нужно как можно больше знать о них. Именно поэтому большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Считаю, что диагностические исследования необходимы в изучении особенностей детского коллектива. Провожу анкетирование детей и родителей, тестирование, наблюдения, сочинения, беседы с учениками и родителями.Через все проводимые мероприятия, пытаюсь довести до сознания родителей, что жизнь многогранна и интересна, что кроме серой, будничной однообразности существует огромное количество вариантов построения своей собственной судьбы. И, что это зависит от каждого человека, стоит только остановиться и посмотреть вокруг себя. Сделать сравнительный анализ и предпринять несколько самостоятельных шагов в сторону своего счастливого существования. Найти любимое дело и заняться им, испытывая при этом огромное удовольствие и принося радость людям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Садовник не ломает деревьев. Что из этого следует? Хороший садовник, видя, что ветка дерева растёт в сторону, прижимает её к стволу, чтобы она приняла правильное направление и росла вверх. При этом он чувствует силу сопротивления этой ветки и знает, когда давление необходимо ослабить, чтобы ветка не надломилась. Садовник заботится о своём саде, зная, что только при хорошем уходе он сможет получить плоды. Так и классный руководитель, который видит, что поведение ученика отклоняется от нормы в сторону, аккуратно направляет в нужное русло. При этом он должен обязательно чувствовать и учитывать сопротивление своего «материала», знать причины и следствия этого сопротивления. Уметь полностью использовать каждый метод влияния на ребёнка, но никогда не переступать определённую черту. Только тогда он сможет достичь результата и воспитать личность, достойную своего общества.

Или  другой пример. Необходимо открыть сейф с ценными бумагами, а ключа нет. Нетерпеливый возьмёт кувалду, разобьёт замок и проникнет в сейф, достав оттуда предмет своего поиска. При этом сейф уже не будет подлежать восстановлению. А другой, затратив определённое время, будет подбирать нужный ключ и с ювелирной точностью выполнять свою работу. Когда цель будет достигнута, он сможет и в дальнейшей своей жизни пользоваться этим сейфом. Таким же образом необходимо работать классному руководителю, подбирать ключ к сердцу каждого своего воспитанника.Пусть этот процесс будет длительным, но зато результат оправдает надежды и ожидания. Ведь ювелир выполняет свою работу долго, тщательно и старательно. Зато, каково его украшение! Радует глаз и доставляет наслаждение.

Детей необходимо ориентировать на прекрасное. Ведь духовные ценности всегда занимали,  занимают  и, надеюсь, будут занимать приоритетное место в жизни всего прогрессивного человечества.

Клятва учителя

У каждого из нас довольно смелости,

Чтобы поклясться другу в верности

Или сказать, целуя милые уста:

"Клянусь любить до смертного креста".

А как поклясться в верности, любви

Тому, кого еще не встретил на пути,

Чьей дружбы ты еще не испытал,

Чьих глаз пока что не видал?

Но ты - Учитель, у тебя большое сердце:

Ты должен отыскать в нем место

Для всех сидящих в этом классе,

Читающих стихи, решающих задачи.

И всех идущих им на смену,

Чтоб торопить звонки, спеша на перемену.

И тех, кому пока в кроватке сладко спится,

И тех, кто не успел еще родиться.

Да, нелегко. Но ты уже поклялся

В тот самый миг, когда учителем назвался.

Как можно дольше эту клятву пронеси,

Своей любовью детство обними.

Ольга Лукьянчикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....