Безотметочное обучение в начальной школе
статья (1 класс) на тему
Статья, освещающая основные проблемы отметочной системы и способы организации безотметочного обучения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_guruleva_a.g.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Безотметочное обучение в начальной школе
Гурулева А.Г., учитель начальных классов 1КК
МбОУ СОШ №35 Г.Иркутска
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.
Долгие годы наша страна имела единую общегосударственную пятибалльную отметочную систему.На ней выросли несколько поколений учителей и родителей нынешних школьников, и ей пока нет серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике.
Общепринятая "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников)
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Необходимо заменить отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения и саморазвития. Воспитание здоровой самооценки школьников- одна из центральных, но до сих пор не названных задач школы, которая намерена формировать у детей умение учиться.
Все эти задачи способно решить безотметочное обучение.Рассмотрим виды безотметочного обучения, введение которых возможно с 1 класса.
Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью
особых условных шкал - "волшебных линеечек", напоминающих ребенку
измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т.
Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в психологической
диагностике).
Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие "волшебных линеечек" от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.
Оценивание с помощью линеечек может быть 2 типов:
- ретроспективное ( обращенное к прошлому опыту, это оценка уже выполненной работы ,помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания.)
- прогностическое ( обращенному к будущему опыт, оценка предстоящей работы, предлагается оценить свои возможности справиться с предстоящей работой, смысл прогностической оценки: надо учиться рассчитывать на свои силы. Оценивая свои знания и умения перед работой, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все свои силы..)
Кроме линеечек возможно введение системы условных знаков
Например
+- все верно, написано красиво, я работой доволен
-- неверно, я работой недоволен
?- непонятно, сложно, я не уверен в своем ответе
Выполняя такие задания, дети учатся знать о том, что они не знают, что у них не получается, что надо доработать.
И линеечки, и система условных знаков имеют один недостаток- сложность расположить в одни ряд и сравнить все результаты в течение, скажем, года.
Кроме этого, и ученикам, и родителям после 1-2 лет обучения в школе нужно внешне зафиксированное материальное выражение собственных успехов и неудач. Им недостаточно видеть плюсы около правильно выполненных заданий . и уже не устраивает оценка с помощью линеечек. Им нужна обобщенная мерка, которой они сами могли бы измерить и сравнить свою успешность в любых работах. И подвести итог своих усилий за четверть, год.
Поэтому использование балльной системы при обучении в начальной школе очень обосновано. Но при использовании баллов должны соблюдаться условия:
- Баллы должны быть все время разные, чтобы их нельзя было привязать ни к 5, ни к 100 балльной шкале. Эта шкала должна быть гибкая.
- Дети должны сами участвовать в разработке этих шкал вместе с учителем.
- Выбор оценочной шкалы должен зависеть от типа оцениваемого задания. Вынести решение о том, сколько будет начисляться за то или иное задание, не всегда возможно заранее, до выполнения задания. Чаще это решение принимается после того, как задание выполнено и обсуждено.
Чем младше ребенок, тем значительней он нуждается в оценке своих усилий. Как сделать , чтобы ученик совершал усилия не ради учительской отметки? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется самооценка. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки- в выработке критериев и применения их в конкретных ситуациях. Рассмотренная выше система безотметочного оценивания нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, адекватной самоооценки школьников.
Ну и в заключении, как послесловие всему сказанному, немного статистики. Как на эту проблему смотрят сами дети, которых это непосредственно касается и их родители? В ходе проведения социологического опроса на параллелях 2 и 3 классов МОУ СОШ №15 г.Иркутска были получены следующие результаты:
Хотели бы вы, чтобы обучение было безотметочное?
Родители: 78%- нет. 22%-да
Аргументы:- не будет стимула в учебе, получение оценок- одна из составляющих мотивации, не будет интереса к урокам, отсутствие контроля за знаниями ребенка.
Дети, обучающиеся в классах, где не введено шкалирование и балльные отметки- 49%- нет, 51%- да.
Интересно отметить, что дети, которые хотят учиться без отметок- это дети слабые, из неблагополучных семей, для которых отметка- это стрессовая ситуация.
Другая картина в классах, где была организована работа по названным направлениям.
81%- хочет учиться без отметок, 19%- нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безотметочное обучение в начальной школе
В данной презентации представлен опыт работы по безотметочному обучению в начальной школе....
Безотметочное обучение в начальной школе
Материал поможет более объективно и содержательно оценить качество знаний учащихся, строя этот процесс на идеях гуманной педагогики...
Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе
Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...
"Безотметочное обучение в начальной школе."
Выступление на педсовете по теме: "Безотметочное обучение в начальной школе." Для многих учителей и родителей безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков ученых - пси...
Безотметочное обучение в начальной школе.
Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Это вопрос я задавала себе давно, еще в то время, когда появились первые сообщения о ФГОС. До...
Мониторинг при безотметочном обучении в начальной школе
В условиях безотметочного обучения перед учителем встает задача отследить продвижение ребенка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычисл...