Безотметочное обучение в начальной школе
статья (1 класс) на тему

Гурулева Алена Григорьевна

Статья, освещающая основные проблемы отметочной системы и способы организации безотметочного обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_guruleva_a.g.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Безотметочное обучение в начальной школе

Гурулева А.Г., учитель начальных классов 1КК

МбОУ СОШ №35 Г.Иркутска

           Изменения, произошедшие  в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий -  влекут  за  собой  и изменение системы оценивания.

       Долгие годы наша страна имела единую общегосударственную пятибалльную отметочную систему.На ней  выросли несколько поколений учителей и родителей нынешних школьников, и ей пока нет серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике.

       Общепринятая  "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.  Она не предполагает ни   оценки   учеником  собственных  действий,  ни  сопоставления  его внутренней  оценки  с  внешней  оценкой   (оценкой   учителя,   других учеников)

         Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении,  способствовал бы гуманизации обучения,  индивидуализации учебного  процесса,  повышению учебной  мотивации  и учебной самостоятельности в обучении.  

        Необходимо заменить отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей  самообучения и саморазвития. Воспитание здоровой самооценки школьников- одна из центральных, но до сих пор не названных задач школы, которая намерена формировать у детей умение учиться.

       Все эти задачи способно решить безотметочное обучение.Рассмотрим виды безотметочного обучения, введение которых возможно с 1 класса.

       Текущую оценку  учебных  достижений  можно  фиксировать с помощью

особых условных шкал  -  "волшебных  линеечек",  напоминающих  ребенку

измерительный  прибор  (этот  инструмент  самооценки,  предложенный Т.

Дембо  и  С.  Рубинштейном,  широко  используется  в   психологической

диагностике).

     Такая форма оценивания  удобна  для  письменных  работ  учащихся.   Принципиальное отличие  "волшебных  линеечек" от стандартных отметок в том,  что они, благодаря  своей  исключительной  условности,  не   подлежат   никакой статистике,  их  нельзя  накопить,  сделав предметом сравнения,  почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.

Оценивание с помощью линеечек может быть 2 типов:

- ретроспективное ( обращенное к прошлому опыту, это оценка уже выполненной работы ,помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания.)

- прогностическое ( обращенному к будущему опыт, оценка предстоящей работы, предлагается оценить свои возможности справиться с предстоящей работой, смысл прогностической оценки: надо учиться рассчитывать на свои силы. Оценивая свои знания и умения перед работой, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все свои силы..)

    Кроме линеечек возможно введение системы условных знаков

 Например

+- все верно, написано красиво, я работой доволен

-- неверно, я работой недоволен  

?- непонятно, сложно, я не уверен в своем ответе

    Выполняя такие задания, дети учатся знать о том, что они не знают, что у них не получается, что надо доработать.

    И линеечки, и система условных знаков имеют один недостаток- сложность расположить в одни ряд и сравнить все результаты в течение, скажем, года.

     Кроме этого,  и ученикам, и родителям  после 1-2 лет обучения в школе нужно внешне зафиксированное материальное выражение собственных успехов и неудач. Им недостаточно видеть плюсы около правильно выполненных заданий . и уже не устраивает оценка  с помощью линеечек. Им нужна обобщенная мерка, которой они  сами могли бы измерить и сравнить свою успешность в любых работах. И подвести итог своих усилий за четверть, год.

Поэтому использование балльной системы при обучении в начальной школе очень обосновано. Но при  использовании баллов должны соблюдаться условия:

  1. Баллы должны быть все время разные, чтобы их нельзя было привязать ни к 5, ни к 100 балльной шкале. Эта шкала должна быть гибкая.
  2. Дети должны сами участвовать в разработке этих шкал вместе с учителем.
  3. Выбор оценочной шкалы должен зависеть от типа оцениваемого задания. Вынести решение о том, сколько будет начисляться за то или иное задание, не всегда возможно заранее, до выполнения задания. Чаще это решение принимается после того, как задание выполнено и обсуждено.

        Чем младше ребенок, тем значительней он нуждается в оценке своих усилий. Как сделать , чтобы ученик совершал усилия не ради учительской отметки? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется самооценка. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки- в выработке критериев и применения их в конкретных ситуациях. Рассмотренная выше система безотметочного оценивания нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, адекватной самоооценки школьников.

    Ну и в заключении, как послесловие всему сказанному, немного статистики. Как на эту проблему смотрят сами дети, которых это непосредственно касается и их родители? В ходе проведения социологического опроса на параллелях 2 и 3 классов МОУ СОШ №15 г.Иркутска были получены следующие результаты:

Хотели бы вы, чтобы обучение было безотметочное?

Родители: 78%- нет. 22%-да

Аргументы:- не будет стимула в учебе, получение оценок- одна из составляющих мотивации, не будет интереса к урокам,  отсутствие контроля за знаниями ребенка.

Дети, обучающиеся в классах, где не введено шкалирование и балльные отметки- 49%- нет, 51%- да.

Интересно отметить, что дети, которые хотят учиться без отметок- это дети слабые, из неблагополучных семей, для которых отметка- это стрессовая ситуация.

Другая картина в классах, где была организована работа по названным направлениям.

81%- хочет учиться без отметок, 19%- нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное обучение в начальной школе

В данной презентации представлен опыт работы по безотметочному обучению в начальной школе....

Безотметочное обучение в начальной школе

Материал поможет более объективно и содержательно оценить качество знаний учащихся, строя этот процесс на идеях гуманной педагогики...

Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе

Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...

"Безотметочное обучение в начальной школе."

Выступление на педсовете по теме: "Безотметочное обучение в начальной школе." Для многих учителей  и родителей безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков ученых - пси...

Безотметочное обучение в начальной школе.

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?  Это вопрос я задавала себе давно, еще в то время, когда появились первые сообщения о ФГОС. До...

Мониторинг при безотметочном обучении в начальной школе

В условиях безотметочного обучения перед учителем встает  задача отследить продвижение  ребенка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычисл...