Безотметочное обучение в начальной школе
статья по теме

 Материал поможет более объективно и содержательно оценить качество знаний учащихся, строя этот процесс на идеях гуманной педагогики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezotmetochnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Безотметочное обучение в начальной школе.

Всем известно, что существует много публикаций о том, что пятибалльная или какая-либо другая качественная шкала оценок является элементом начального обучения, травмирующим ребёнка.

«Отметка- есть нацеленная в лоб ребёнка винтовка» Д.Б.Эльконин

Поэтому одна из целей реформы школьного оценивания – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Строя учебной процесс на основе гуманной педагогики, очень часто задумывалась о противоречии, которое возникает между принципами педагогики сотрудничества и традиционными методами контроля и оценивания результатов работы учащихся. Тем более ярко встаёт противоречие, когда задумываешься, что баллами «5,4,3»  и соответствующими им суждениями оцениваются учащиеся гимназических, общеобразовательных о коррекционных классов. Вообще нужен ли педагогическому процессу оценочный компонент? Без оценочного компонента, без оценочных суждений учение стало бы блужданием в потёмках. Ученику необходимо знать, какого качество его знаний, что ему удаётся  и какие пробелы в своих знаниях и умениях ему следовало бы восполнить и как. Но отметка не должна поглощать оценку, вредить ребёнку, искажая оценочную информацию о нём, а наоборот помогать ему, заботится о его будущих успехах в учении.

В своей работе использовала «+» и «-« .Это позволяло более точно оценить степень понимания материала каждым учеником и всем классом, помогало устранить негативное влияние отрицательных отметок, обеспечивало продвижение по пути познания слабым учащимся, вселяло в них уверенность в свои силы. Для поощрения использовались «листы успеха». За успех в преодолении трудностей, пусть он будет незначительным, наклеивалась наклейка. Но больше всего внимания уделяла словесной оценке. Словесная оценка деятельности никогда не потеряет своей важности в понимании ребёнка. Важно, чтобы оценочная деятельность не прекращалась ни на одном этапе начальных классов, а только качественно и содержательно изменялась.

Оценочная деятельность должна:

  • всё больше обращать ребёнка на совершенствование своей учебно познавательной деятельности;
  • развивать в нём самостоятельность;
  • всё больше закреплять в ребёнке веру в свои силы;
  • вовлекать его в сотруднические формы общения.

В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:

  1. Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
  2. Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
  3. Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти пусть маленькую, но удачу и искренне порадоваться ей вместе с ребёнком.
  4. Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.

Эти правила могут изменяться и совершенствоваться в процессе совместной деятельности.

Очень часто родители делают ошибку, оценивая ребёнка, и не видят этого. Они сравнивают своего ребёнка с другими, может более успевающими. Но забывают, что каждый ребёнок – это яркая личность, талант которой надо заметить и развить. Не может один ребёнок делать точно также как другой.

Положительная сторона безотметочного обучения в том, что оно не травмирует ребёнка, не искажает отношения между учеником и учителем, учеником и родителями. Основными отрицательными эффектами отметки являются:

  • искажение отношений ученика с учителем, родителями и , главное, с самим собой
  • повышение тревожности и невротизации детей
  • искажение учебной мотивации

Но каждый ребёнок – личность, которая хочет услышать о себе мнение, хочет чтобы его работу оценили.

Чтобы безотметочное обучение проходило гладко, необходимо ставить перед ребёнком только конкретные цели. Нельзя перед первоклассником  ставить несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл написание заглавной буквы «Д». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. Формула «опять ты не…» - верный способ выращивания неудачника. В первом классе дети вообще не в состоянии понять, что отметкой оценивается результат их работы, а не они сами. Следовательно, прежде чем оценивать результат труда ребёнка отметкой, необходимо сформировать у него одно из сложнейших интеллектуальных умений – контролирующую и оценочную деятельность. С таким подходом выразил согласие в 1998 году депортамент общего среднего образовании Министерства образования России, когда в методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», в параграфе «Характеристика цифровой  отметки и словесной оценки» продекларировал, что необходимо  отказаться от выставления отметок учащимся в 1 классе. Таким образом, отметка была нормативно исключена из учебного процесса в 1ом классе, но оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего усилия. Поэтому недостаточно просто отменить отметку, важно заменить её более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика. В течении года проводились проверочные работы, которые оценивались баллами. Ученик, получивший наибольшее количество баллов, получал большую наклейку в «Лист успеха». Оценки за работу формулировались не с позиции «что не так», а с позиции «что смог, что получилось» У каждого ребёнка есть «Папка достижений», которая пополняется в течении обучения в начальной школе. Папка помогает демонстрировать прогресс во времени, как, как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четырёх лет. Работа по безотметочной системе помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.

Так при обучении письму «хорошие» и «отличные» работы оценивались символами. Позже каждому в прописях и тетрадях стала писать слова одобрения или порицания-совета (индивидуально). Похвалить можно всех по-разному. Детям же настолько это приятно, что получая пропись, они не стремились назвать предполагаемую отметку, а спешили сказать другим, что им написали. Видимо, в начальной школе дети понимают существенную разницу между отметкой (баллом) и оценкой (словесное отношение к качеству работы). Это привело к тому, что у детей нет страха получить неудовлетворительную отметку. Критерии им всем известны, адекватная самооценка сформирована. Поэтому в 1-ом классе исключается система отметочного оценивания. Самый лучший способ оценивания – словесная объяснительная оценка. При неверном ответе запрещается говорить:»Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения ребёнка (сравнение сегодняшних достижений с его вчерашними). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребёнка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять каждое проявление инициативы, желание высказаться, поработать у доски. Необходимо учить детей осуществлять самоконтроль, сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причину, самому вносить исправления.

Некоторые школы переходят на безотметочное обучение в 1-ых и 2-ых классах, но в основном все работают по традиционной системе, отказываясь от отметок только в 1-ом классе и первые две недели адаптации во втором. Многие – «За» безотметочное обучение в начальной школе, но можно начать хотя бы с физкультуры, изо, музыки, исходя из того, что не всем дано рисовать, петь, достигать спортивных высот. Обидно, когда отличника «срезают» «4-ой» или «3-ой». Страдают, переживают все: ребёнок, учитель, родители.

Очень многое говорит «За» обучение без отметок, особенно в первом классе. Ученик видит своё продвижение, успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. У ребёнка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в обучении. У детей формируется навык самоконтроля и самооценки. Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию. Результаты, зафиксированные  на «Листах успеха» и в «Папках достижений», помогают делать оценку содержательной и для ученика и для родителей.

Таким образом, содержательная оценка необходима для формирования и развития оценочной деятельности у детей и создания гуманного педагогического процесса, направленного на личность ребёнка. Это условие и результат сотрудничества между учителями и учениками, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия.

Безотметочное обучение направлено на развитие личности, способной к самоизменению и самооздоровлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное обучение в начальной школе

В данной презентации представлен опыт работы по безотметочному обучению в начальной школе....

Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе

Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...

"Безотметочное обучение в начальной школе."

Выступление на педсовете по теме: "Безотметочное обучение в начальной школе." Для многих учителей  и родителей безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков ученых - пси...

Безотметочное обучение в начальной школе

Статья, освещающая основные проблемы отметочной системы и способы организации безотметочного обучения в начальной школе....

Безотметочное обучение в начальной школе.

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?  Это вопрос я задавала себе давно, еще в то время, когда появились первые сообщения о ФГОС. До...

Мониторинг при безотметочном обучении в начальной школе

В условиях безотметочного обучения перед учителем встает  задача отследить продвижение  ребенка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычисл...