Программа внеурочной занятости " В мире книг"
рабочая программа (3 класс) на тему

Панкова Светлана Анатольевна

В документе помещена программа и календарно-тематическое планирование курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия №5»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ « Гимназия №5 »

_______ В.И.Воробьёв

Приказ №_____

от «___»  ________   2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                               внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному  направлению

«В МИРЕ КНИГ »

 3-й год обучения

Возраст: 8-9 лет

Составитель: учитель начальных классов

                       Панкова С.А.

      2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

             Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю).

В основу программы положена авторская программа внеурочной деятельности  Ефросининой Л.А. «В мире книг» (УМК «Школа 21 века).  

Произведения для данного курса объединены единой темой – темой образа защитника отечества на страницах произведений русских писателей –  но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения.

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Программа  построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие  направлено как на  формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на   формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: беседы, коллективные творческие дела, музейные уроки, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение  кинофильмов,   устные журналы, встречи с интересными людьми, кинолектории, экскурсии, публичная презентация книг для самостоятельного чтения, читательские конференции,  сюжетно-ролевые игры, творческие проекты.

Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

 В результате освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или

журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

История книги. Библиотеки

2.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3.

Книги-сборники. Басни и баснописцы

4.

Книги о родной природе

5.

Книги Л.Н. Толстого для детей

6.

Животные — герои детской литературы

7.

Дети — герои книг

8.

Книги зарубежных писателей

9.

Книги о детях войны

10.

Газеты и журналы для детей

11.

«Книги, книги, книги…»

Итого: 34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№ п/п

Содержание учебного материала

(наименование раздела и темы урока)

Характеристика учебной деятельности

1 четверть

1(1)

История книги. Библиотеки.

(4 часа)

Вводный инструктаж по технике безопасности. Былины, легенды, сказы.

Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях.

2(2)

Первые книги. Библия.

Познакомиться с  разными изданиями детской библии.

3(3)

Летописи. Рукописные книги. Истрия книги.

Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом).

4(4)

Стартовая проверочная работа.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

5(5)

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

(3 часа)

Волшебный мир сказок.

Разгадывание кроссворда «Волшебные предметы».

6(6)

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

Уметь рассматривать и сравнивать книги.

7(7)

Сказки с загадками.

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию.

8(8)

Книги-сборники. Басни и баснописцы

(3 часа)

История басни.

Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

9(9)

Басни в прозаической форме.

Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков.

2 четверть

10(1)

Русские баснописцы.

Инсценировать басни (работа в группах).

11(2)

Книги о родной природе.

(3 часа)

Родные поэты.

Собирать информацию для библиографической справки об авторе.

12(3)

Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета.

Слушать стихотворения, обмениваться мнениями.

13(4)

Проект «Краски и звуки поэтического слова»

Выполнять поисковую работу по проекту.

14(5)

Книги Л. Н. Толстого для детей.

(3 часа)

Л. Н. Толстой для детей.

Работать с каталогом, составлять выставки книг.

15(6)

Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок.

Составлять таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

16(7)

Промежуточная проверочная работа.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3 четверть

17(1)

Животные – герои детской литературы

(4 часа)

Произведения о животных.

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

18(2)

Рассказы о животных А. Куприна.

Работать с книгой Куприна  «Ю-ю»,

писать отзыв о прочитанной книге.

19(3)

Книга Дж. Лондона «Бурый волк».

Писать отзыв о книге или героях книги.

20(4)

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.

21(5)

Дети – герои книг.

(3 часа)

Дети – герои книг.

Читать и обсуждать книгу А.Гайдара «Тимур и его команда»

22(6)

Произведения о детях.

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения

23(7)

Литературная игра. «Кто они, мои сверстники — герои книг?»

Участвовать в литературной игре «Кто они, мои сверстники — герои книг?»

24(8)

Книги зарубежных писателей.

(2 часа)

Зарубежные писатели.

Познакомиться с книгами зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).

25(9)

Библиографический справочник.

Составлять библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).

26(10)

Книги о детях войны

(3 часа)

Л. Воронкова «Девочка из города».

Обсуждение прочитанной книги (беседа, дискуссии, споры).

4 четверть

27(1)

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Уметь самостоятельно работать с новым произведением.

28(2)

Кто они – дети войны.

Выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

29(3)

Газеты и журналы для детей.

(3 часа)

Что такое периодика.

Рассматривать и читать детские газеты и журналы;

30(4)

Детские газеты и журналы.

Уметь находить нужную информацию в газетах и журналах;

31(5)

Электронные периодические издания.

Уметь пользоваться электронными газетами и журналами.

32(6)

«Книги, книги, книги…»

(3 часа)

Классная газета «Книгочей».

Готовить материал для классной и школьной газеты;

33(7)

Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?

Собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»;

34(8)

Итоговая проверочная работа.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   Книгопечатная продукция

1. Рабочая  программа 1-4 классы  Н. Ф. Виноградовой, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г .

                                           

   Методические пособия

 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Бугаева М.А. Информационные компетенции младших школьников: библиотечные- библиографические уроки.- Волгоград: Учитель, 2011.

3. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно- библиографических знаний. Методическое пособие. 1- 11 классы. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

4. Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия. – Волгоград: Учитель, 2012.

Иллюстрации//плакаты

1. Портреты писателей и поэтов

Технические средства обучения

1.Персональный компьютер с принтером.        

2. Интерактивная доска

3. Магнитная доска

4. Магнитофон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа дополнительного образования  детского объединения обучающихся 3  классов  «В мире книг» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности «В мире...

Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа составлена на четыре года обучения. Автор программы Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа внеурочных занятий "В мире книг"

Здесь опубликованы пояснительная записка и КТП....

В гостях у Виктора Драгунского (внеурочное занятие " В мире книг" 2 КЛАСС)

Говорит она беззвучноА понятно и не скучноТы беседуй чаще с нейСтанешь вчетверо умней.-Что это? -Верно, это книга. Без неё мы не смогли бы прожить Книга – наш друг.-А как вы думаете, для че...

Внеурочное занятие "В мире книг"

Внеурочное занятие раскрывающие разнообразие книг....