Программа внеурочной занятости " В мире книг"
рабочая программа (3 класс) на тему
В документе помещена программа и календарно-тематическое планирование курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия №5»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ « Гимназия №5 » _______ В.И.Воробьёв Приказ №_____ от «___» ________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«В МИРЕ КНИГ »
3-й год обучения
Составитель: учитель начальных классов
Панкова С.А.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
В основу программы положена авторская программа внеурочной деятельности Ефросининой Л.А. «В мире книг» (УМК «Школа 21 века).
Произведения для данного курса объединены единой темой – темой образа защитника отечества на страницах произведений русских писателей – но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения.
Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.
Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: беседы, коллективные творческие дела, музейные уроки, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение кинофильмов, устные журналы, встречи с интересными людьми, кинолектории, экскурсии, публичная презентация книг для самостоятельного чтения, читательские конференции, сюжетно-ролевые игры, творческие проекты.
Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или
журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | История книги. Библиотеки | 4ч |
2. | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3ч |
3. | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3ч |
4. | Книги о родной природе | 3ч |
5. | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3ч |
6. | Животные — герои детской литературы | 4ч |
7. | Дети — герои книг | 3ч |
8. | Книги зарубежных писателей | 2ч |
9. | Книги о детях войны | 3ч |
10. | Газеты и журналы для детей | 3ч |
11. | «Книги, книги, книги…» | 3ч |
Итого: 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Содержание учебного материала (наименование раздела и темы урока) | Характеристика учебной деятельности | |
1 четверть | |||
1(1) | История книги. Библиотеки. (4 часа) | Вводный инструктаж по технике безопасности. Былины, легенды, сказы. | Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях. |
2(2) | Первые книги. Библия. | Познакомиться с разными изданиями детской библии. | |
3(3) | Летописи. Рукописные книги. Истрия книги. | Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом). | |
4(4) | Стартовая проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
5(5) | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. (3 часа) | Волшебный мир сказок. | Разгадывание кроссворда «Волшебные предметы». |
6(6) | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | Уметь рассматривать и сравнивать книги. | |
7(7) | Сказки с загадками. | Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. | |
8(8) | Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 часа) | История басни. | Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. |
9(9) | Басни в прозаической форме. | Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков. | |
2 четверть | |||
10(1) | Русские баснописцы. | Инсценировать басни (работа в группах). | |
11(2) | Книги о родной природе. (3 часа) | Родные поэты. | Собирать информацию для библиографической справки об авторе. |
12(3) | Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета. | Слушать стихотворения, обмениваться мнениями. | |
13(4) | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | Выполнять поисковую работу по проекту. | |
14(5) | Книги Л. Н. Толстого для детей. (3 часа) | Л. Н. Толстой для детей. | Работать с каталогом, составлять выставки книг. |
15(6) | Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок. | Составлять таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). | |
16(7) | Промежуточная проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
3 четверть | |||
17(1) | Животные – герои детской литературы (4 часа) | Произведения о животных. | уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. |
18(2) | Рассказы о животных А. Куприна. | Работать с книгой Куприна «Ю-ю», писать отзыв о прочитанной книге. | |
19(3) | Книга Дж. Лондона «Бурый волк». | Писать отзыв о книге или героях книги. | |
20(4) | Художники-иллюстраторы книг о животных. | Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | |
21(5) | Дети – герои книг. (3 часа) | Дети – герои книг. | Читать и обсуждать книгу А.Гайдара «Тимур и его команда» |
22(6) | Произведения о детях. | Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | |
23(7) | Литературная игра. «Кто они, мои сверстники — герои книг?» | Участвовать в литературной игре «Кто они, мои сверстники — герои книг?» | |
24(8) | Книги зарубежных писателей. (2 часа) | Зарубежные писатели. | Познакомиться с книгами зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди). |
25(9) | Библиографический справочник. | Составлять библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | |
26(10) | Книги о детях войны (3 часа) | Л. Воронкова «Девочка из города». | Обсуждение прочитанной книги (беседа, дискуссии, споры). |
4 четверть | |||
27(1) | Книга В. Железникова «Девушка в военном». | Уметь самостоятельно работать с новым произведением. | |
28(2) | Кто они – дети войны. | Выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». | |
29(3) | Газеты и журналы для детей. (3 часа) | Что такое периодика. | Рассматривать и читать детские газеты и журналы; |
30(4) | Детские газеты и журналы. | Уметь находить нужную информацию в газетах и журналах; | |
31(5) | Электронные периодические издания. | Уметь пользоваться электронными газетами и журналами. | |
32(6) | «Книги, книги, книги…» (3 часа) | Классная газета «Книгочей». | Готовить материал для классной и школьной газеты; |
33(7) | Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге? | Собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»; | |
34(8) | Итоговая проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция
1. Рабочая программа 1-4 классы Н. Ф. Виноградовой, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г .
Методические пособия
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Бугаева М.А. Информационные компетенции младших школьников: библиотечные- библиографические уроки.- Волгоград: Учитель, 2011.
3. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно- библиографических знаний. Методическое пособие. 1- 11 классы. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
4. Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия. – Волгоград: Учитель, 2012.
Иллюстрации//плакаты 1. Портреты писателей и поэтов |
Технические средства обучения 1.Персональный компьютер с принтером. 2. Интерактивная доска 3. Магнитная доска 4. Магнитофон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30802.jpg)
программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения обучающихся 3 классов «В мире книг» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности «В мире...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-61244-1359886845.jpg)
Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-458427-1409155663.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена на четыре года обучения. Автор программы Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа внеурочных занятий "В мире книг"
Здесь опубликованы пояснительная записка и КТП....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/16/picture-78528.jpg)
В гостях у Виктора Драгунского (внеурочное занятие " В мире книг" 2 КЛАСС)
Говорит она беззвучноА понятно и не скучноТы беседуй чаще с нейСтанешь вчетверо умней.-Что это? -Верно, это книга. Без неё мы не смогли бы прожить Книга – наш друг.-А как вы думаете, для че...