«Индивидуализация образования. Формирование системы выявления и развития детей с различными учебными способностями»
статья на тему

Ворошилова Валентина Владимировна

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначено создание условий для повышения качества общего образования. Для реализации этого направления ставится задача «обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при выполнении государственных образовательных стандартов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Индивидуализация образования 124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

«Индивидуализация образования. Формирование

системы выявления и развития детей с различными

учебными способностями»

(Августовское районное совещание)

 В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначено создание условий для повышения качества общего образования. Для реализации этого направления ставится задача «обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при выполнении государственных образовательных стандартов».

         В теории и практике педагогики есть разные подходы к решению этой задачи: личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская), уровневая дифференциация (В.П. Беспалько), внутриклассная дифференциация                 (Н.П. Гузик), уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова), технология индивидуализации обучения (И. Унт), технология сформированности ОУУН В.Н. Зайцева.

        Во всех этих подходах осуществляется дифференциация и индивидуализация объема и уровня сложности материала, темп и способ его усвоения.

        Задачи гуманизации воспитания и обучения требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создание оптимальных условий для его полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, что должно быть направлено на обеспечение ему безболезненного перехода из одного звена системы образования в другое.

        Одной из основных задач начальной ступени является сохранение индивидуальности ученика, создание условий для его самовыражения. Большое значение в развитии ребенка, его самоактуализации имеет учет учебных способностей, которые формируются еще до поступления в школу.

         В дошкольном периоде у каждого ребенка присутствует огромное желание учиться – «стремление к пониманию, обладанию знаниями». Оно заложено в человек Природой, поскольку человек является частью Природы. Поэтому очень важно не только сохранить в ребенке природное стремление знаниям, но и развить его, превратить в потребность, привычку.

         Что поможет решить эти задачи?

         В первую очередь индивидуализация образования.

         Обратимся к словарю С.И. Ожегова. В нем слова индивидуальность, индивидуализировать трактуются следующим образом:

Индивидуализировать – сделать индивидуальным; установить что-нибудь применительно к отдельному случаю, лицу.

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.

          Индивидуализация обучения предусмотрена и «Законом об образовании», который указывает на приоритет общечеловеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности. Это осуществимо, если уделять максимальное внимание индивидуальным особенностям и способностям каждого обучаемого.

                                                                                                                            1

          Индивидуальные особенности выражаются прежде всего в способности усваивать, т.е. понимать материал с присущей каждому человеку скоростью. Очень важно, чтобы ученик осваивал предметы с той скоростью, на которую он действительно способен, чтобы учиться с пониманием. В этом случае сохранится интерес к предмету и желание учиться. А если педагог грамотно поддержит учащегося, то скорость усвоения учебного материала будет возрастать.

          Желание учиться  ребенка во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, оценить его индивидуальность. В этом и заключается профессионализм преподавателя.

         Педагогу необходимо уметь формировать систему выявления и развитие детей с различными учебными способностями.

         Для того, чтобы достичь данной цели, нужно пройти следующие этапы:

 

1.Психолого-педагогический мониторинг

   Школьный психолог и педагог отслеживают такие параметры, как

*сведения о здоровье;

* особенности психического развития;

* сформированность психологических новообразований;

* личностные и межличностные особенности;

* знания, умения и навыки;

* уровень обучаемости;

*причины возможных проблем обучения; (психолого-педагогический консилиум);

2.Проектирование обучающей системы

   * условное разведение учащихся по уровням (Технология разноуровнево- го обучения);

* подготовка учебного материала (выделение в содержании и в планируемых результатах обучения несколько уровней);

* доведение до учащихся целей, ознакомление с разнообразными формами учебной работы (мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся; организация самостоятельной познавательной деятельности в группах сменного состава; самоконтроль и взаимоконтроль);

3.Диагностика развития учебных способностей учащихся

* отслеживание динамики развития учебных способностей;

* определение уровня обученности;

* заполнение индивидуальной карты развития учащегося;

4.Коррекционная работа

* профилактическая деятельность;

* коррекционно-развивающая деятельность (Индивидуальная карта учета ошибок );                                                                                                           2

* консультационная деятельность (для учащегося);

* организационно-методическая деятельность (психолого-педагогический консилиум, корректировка тематического планирования);

* просветительская деятельность (консультации для родителей, творческие отчеты, «Дни открытых дверей»);

        Психолого-педагогический мониторинг является важным элементом психологического сопровождения учебного процесса. Он представляет собой систему диагностико - аналитической работы в течение всего учебного года по комплексу методик, позволяющих отслеживать изменения психического развития детей, контролировать его и максимально способствовать развитию всех его звеньев.

         Необходимо отслеживать психологические характеристики, обеспечивающие включение ребенка в деятельность. Во главу угла ставится обеспечение реализации принципа комфортности и наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка в учебном процессе.

         Цель диагностико - аналитической работы заключается в исследовании развития личности учащегося через изучение его индивидуальных особенностей и способностей на различных этапах обучения.

        Задачи мониторинга:

        1.Изучить уровень и динамику физического и психического развития, учебных способностей, психологических новообразований обучаемых.

        2.Выявить актуальную социальную ситуацию учащихся.

        3.Определить условия создания психологической комфортности образовательной среды.

        Диагностико – аналитическая работа в рамках психологического и педагогического сопровождения направлена на конечный результат: комфортная образовательная среда, способствующая созданию условий для формирования навыков самореализации учащихся.

        С помощью разработанных средств мониторинга:

- определяется достигнутый уровень развития ребенка по сравнению со средним в его возрастной группе;

- выявляется динамика индивидуального развития каждого ребенка и класса (группы) в целом;

- определяются причины возможных негативных явлений и даются рекомендации по их устранению, по необходимости проводится психокоррекционная работа.

        Полученные результаты дают возможность сделать выводы о сформированности способностей детей и увидеть их динамику.

        Школьный психологи и педагоги могут использовать в своей диагностической работе следующую программу мониторинга.

                                                                                                                              3

                                Программа мониторинга

п/п

Диагностический инструментарий

Класс

Срок выполнения

Познавательная сфера и структура

            учебной деятельности

1.

Методика Г.Ф. Кумариной

1

сентябрь

2.

МЭДИС

1

октябрь

апрель

3.

Методика Замбацявичене

2

октябрь

апрель

4.

Методика Тулуз - Пьерона

1-6

октябрь

апрель

5.

Анкета для родителей «Способности Вашего ребенка»

2

октябрь

6.

Тест «Определение уровня обучаемости  учащихся»

2 - 6

октябрь

апрель

7.

Тест «Определение уровня обученности учащихся»

2 - 6

апрель

8.

ГИТ

3 - 6

октябрь

апрель

Эмоционально-волевая и мотивационная сфера личности

1.

Анкета для определения школьной мотивации (Лускановой); 1 класс  - рисуночный тест

1 - 6

октябрь

апрель

2.

Методика изучения самооценки (по Люшеру)

1 – 6

октябрь

3.

Диагностика школьной тревожности

Тест тревожности – для 1-2 класса

Тест Филлипса

1 – 2

3 - 6

октябрь

4*.

Методика ценностных ориентаций

1 - 6

апрель

5*.

Социометрия

1 - 6

октябрь

6*.

КРС

1 -3

октябрь

7*.

Диагностика направленности личности (Басса)

3 - 6

апрель

      Методика со знаком * являются дополнительными и проводятся при необходимости детального рассмотрения конкретных ситуаций.

      Уровень сформированности важнейших предпосылок учебной деятельности у первоклассников выявляется с помощью методики Г.Ф. Кумариной. Математические способности у ребенка можно выявить с помощью методики МЭДИС и ГИТ (групповой интеллектуальный тест

                                                                                                                         4

выявляет эффективность школьного обучения, разных систем и методов преподавания, изучения причин неуспеваемости некоторых школьников.

МЭДИС – методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей дает информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка: словарный запас, понимание количественных и качественных отношений, логическое мышление, математические способности.

           Для определения способности к произвольной концентрации внимания, способности к длительному сохранению уровня работоспособности, а также получения количественной оценки способности к произвольному вниманию используется методика Тулуз - Пьерона. Этот тест позволяет сравнить скорость выполнения задания каждым учеником с аналогичным средневозрастным показателем;  сравнить уровень способности к произвольной концентрации внимания со средневозрастным и установить количественные и качественные показатели длительного стабильного уровня работоспособности и порога утомляемости.

           Методика Б. Басса выявляет психическую предрасположенность учеников к определенной функции в коммуникации, методики «Социометрия» и КРС – возможности личности к включению в деятельность. Методика ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Динамика самоопределения ученика к учебной деятельности способствует личностному развитию и формированию рефлексивных способностей. Основными структурами внутреннего мира личности являются мотивы, ценности, самооценка. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения, а основу самооценки составляет система личностных смыслов человека, принятая им система ценностей.

          Анкета определения школьной мотивации Г.Н. Лускановой выявляет уровни учебной мотивации, конфликтные зоны учащихся, статус школьника и его самоощущение в коллективе, влияющие на учебную деятельность, что наиболее ярко характеризует психологическую атмосферу в классе. Своевременное корректирование и улучшение социального климата позволяет осуществить принцип психологической комфортности.

         Мониторинг психического развития школьника включает в себя исследование не по одному из всех предложенных параметров, а по всем показателям, которые образуют целостную систему. Диагностика дает возможность составить для каждого ребенка индивидуальную карту и, при необходимости, психологическую характеристику, отражающую те его особенности, которые способствуют или препятствуют успешному усвоению учебной программы.                                                                          

         Учитель нуждается в полной информации о степени усвоения материала учениками и о проблемах индивидуальных и класса в целом. Психолог может оказать неоценимую реальную помощь учителю, благодаря которой педагоги получают дополнительную информацию о детях для дальнейшей корректировки своей деятельности в учебном процессе, выстраивания стратегии обучения. На основе таблиц, где результаты диагностики обозначаются цветом, пред учителем предстает «портрет» класса в цветовой гамме, что позволяет совместно с психологом выявить слабые места и разработать конкретную программу по их устранению относительно каждого ученика и класса в целом.  По данным диагностики психолог в тесном сотрудничестве с педагогом определяют оптимальные для ребенка условия обучения: увеличении или уменьшение нагрузок по объему учебного материала, проведение коррекции, что реализует индивидуальный подход и принцип дифференциации, вариативности и психологической комфортности на уроках. Если в процессе мониторинга выявляются проблемные зоны в познавательной и эмоциональной сфере, психологом разрабатываются специальные коррекционные программы, позволяющие преодолеть и компенсировать их, с проблемным ребенком проводятся собеседования, консультации.

            Полученные в процессе мониторинга данные позволяют проводить целенаправленную работу с родителями: организуются семинары и тренинги для родителей, анкетирование, индивидуальные консультации, беседы совместно с учителем. Все вместе это результативно дает инструмент помощи ребенку. Независимый  экспертный уровень диагностики (как в случае с мониторингом  ЗУН, так и в случае психологического мониторинга) делает учителя, родителя и психолога ближайшими партнерами на этапе интерпретации и принятия решений.

             Таким образом осуществляется психологическое сопровождение образовательного процесса в тесном контакте с педагогами и родителями, позволяющее контролировать развитие психофизиологических особенностей учащихся и  их учебных способностей.      

              Для того, чтобы развить последние, необходимо определить уровень обучаемости при помощи специальной методики, суть которой можно посмотреть на слайде.                                                            

                 Методика определения уровня обучаемости

  1. Учитель выбирает небольшой по объему новый материал базисного характера на 7-8 минут работы.
  2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний.
  3. Учитель объясняет новый материал.
  4. Учитель показывает образец применения нового материала аналогичной и измененной ситуациях.
  5. Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.

                                                                                                                                 

               Задания для самостоятельной работы учащихся.

  1. Напишите, что вы узнали нового.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задание по образцу.
  4. Выполните задание в измененной ситуации.
  5. Примените полученные задания в новой ситуации.

                  Ключ к определению обучаемости

    Как только 3-4 ученика из класса выполняют задания – собрать рабочие записи у всех.

    Если выполнены все задания, то можно говорить о 3, очень высоком уровне обучаемости.

    Если справился с 4 заданиями – 2, высокий уровень.

    Если выполнил 3 и менее заданий – 1 уровень.

    После определения уровня обучаемости, можно приступать к разделению по уровням, что предполагает технология разноуровневого обучения.

    Опыт показывает, что разделение учащихся по уровням лучше производить не сразу , после тестирования и собеседования, а после наблюдения в течение года за их развитием, проявление познавательных способностей и интересов.

    Для наблюдения можно выделить следующие признаки учебных способностей школьников:

  1. Быстрота овладениями знаниями, умениями и навыками, понимание объяснений учителя.
  2. Логичность мышления.
  3. .Находчивость и сообразительность.
  4. Прочность запоминания материала.
  5. Утомляемость во время занятий.
  6. Гибкость мышления.
  7. Развитость образного мышления и пространственных представлений.

    В конце учебного года заполняется таблица способностей школьника, которые оценили в баллах каждое из выше перечисленных качеств:

              0 – низкий уровень;

              1.- средний уровень;

              2 – высокий уровень.

                                                                                                                     

                                               

Таблица учебных способностей учащегося Ф.И.____________________

№, п/п

                                Признак

Уровень

1

Быстрота овладениями знаниями, умениями и навыками, понимание объяснений учителя.

1

2

Логичность мышления.

1

3

Находчивость и сообразительность.

1

4

Прочность запоминания материала.

2

5

Утомляемость во время занятий.

1

6

Гибкость мышления.

1

7

Развитость образного мышления и пространственных представлений.

1

     Результаты обрабатываются, и происходит разделение учащихся по уровням. Деление на уровни должно быть условным и временным. Педагог должен учитывать желание учащегося учиться на том или ином уровне,

то есть по выбору выполнять задание по степени сложности. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне. Большую помощь педагогу в отслеживании развития способностей учащегося оказывает таблица      «Развитие познавательной деятельности у учащихся с разными способностями»

Показатель

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Внимание

Не умеют слушать, выбрать главное, требуют многократного повторения.

Внимание непроизвольное, неустойчивое, при переносе с доски допускают много ошибок, требуется постоянная помощь учителя.

Сформировано внимание, хотят учиться, усваивают школьную программу.

Преобладает непроизвольное внимание. Намечают план действий, но выполнить не могут, ждут помощи взрослых.

Произвольное внимание, не нуждаются в помощи взрослых. Победители олимпиад.

Произвольность деятельности

Деятельность хаотична, непродуманна, все теряется, при трудностях все бросает.

Намечают план действий, но выполнить не могут, ждут помощи взрослых; часто отвлекаются

Сами преодолевают трудности, преобладает быстрые темп деятельности.

Память

Медленно запоминают и быстро забывают

А) Быстро запоминают и быстро забывают.

(Необходимо систематически повторять.)

Б)Медленно запоминают и медленно забывают. (Давать материал маленькими порциями.)

Быстро запоминают и медленно забывают.

(Быстрый темп прохождения материала повышенной трудности.)

Мышление

Кругозор ограничен, знания бессистемны, речь невыразительна,

предметно-образное мышление.

Представления о мире конкретны, бедный словарный запас, речь недостаточно выразительна.

Развернутое представление о мире, речь содержательная, грамотная. Выполняет анализ и синтез.

     Реализации одной из основных задач начальной ступени – сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения, осуществляется посредством дифференцированного обучения.      Исследователи выделяют такие виды дифференциации, как дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям, по организационной форме обучения, по содержанию работы с детьми, по форме оказания педагогической поддержки. (Приложение «Виды дифференциации).

        Дифференцированное обучение учитывает индивидуальность школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития, так как основано на следующих положениях:

    1.Дифференцированное обучение целесообразно проводить в структуре         гетерогенного (разнородного) класса, где благоприятным фактором развития для детей становится разный интеллектуальный уровень ученического коллектива.

    2.В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) учеников в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникающей трудности. Например, учащийся допускает много орфографических ошибок. Причина – недоразвитие          

фонематического слуха, невладение звуковым анализом слова. Причиной неумения решать текстовые задачи является недостаточное развитие логического мышления, зрительного пространственного восприятия.

     3.Учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволяет ему установить уровень интеллектуального развития, сформированность умений учиться. Существует такая диагностика для 1-4 класса, которую создала группа сотрудников Центра начальной школы (руководитель Л.Е. Журова).

      4.На основе результатов диагностики учитель использует дополнительный дидактический материал – коррекционно-развивающие тетради по каждому учебному предмету, что позволяет ему вовремя   возникающих или возможных ошибок.

      5.Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной, интересной для младшего школьника информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка.

       Необходимо помнить о том, что разноуровневое обучение не может дать положительного результата само по себе, так как оно требует от учителя огромной работы над содержанием и методикой преподавания. Отбирая учебный материал для изучения новой темы, преподавателю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения знаний:

- их полноте (объем, предусмотренный учебной программой);

-действенности и гибкости (умение использовать их в нестандартных ситуациях);

- системности (умение устанавливать связи между изучаемыми предметами);

- прочности (умения сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).

    Важную роль в повышении эффективности учебной познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговых форм в организации урока.

    Это позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, осуществлять взаимопроверку, осознанно с уверенностью обсуждать правильность выполненной работы.

       Взаимное уважение, доброжелательная помощь учителя создают доверительную психологическую атмосферу, которая является одним из решающих факторов успешности учебной деятельности учащихся.

       Педагог-новатор В.Ф.Шаталов писал о том, что ребенок должен быть успешным и мог поделиться своими успехами с взрослыми и одноклассниками: «Даже мы, взрослые люди, с чувством волнения и радости сообщаем, докладываем, рапортуем о выполнении той или иной порученной нам работы и испытываем острое чувство угнетения и обиды, если эту нашу

                                                                                                                                 

работу не замечают. А каково же детям, которые в действиях каждого из нас хотят видеть только справедливость и доброе участие в их нелегком ученическом труде».    

        Поэтому преподаватель, учитывая данную особенность детей, должен на уроке уделять внимание каждому ученику, развивать в нем уверенность в своих способностях через организацию различных форм работы с родителями: «День открытых дверей», совместные с детьми родительские собрания, праздники, проекты.

         Другой педагог – новатор, С.Н. Лысенкова, также утверждает, что результаты труда ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников: «Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека. Успех в труде – это внутренний комфорт, радостный настрой… Успех в труде – основа взаимопонимания между учителем, учениками и родителями».

          В этом случае родители станут союзниками педагога, а, значит, в развитии учебных способностей учащихся будет наблюдаться положительная динамика, которая должна прослеживаться в индивидуальных картах учащихся.

        Учитель располагает специальной методикой «Определение уровня обученности», суть которой заключается в следующем: учащиеся выполняют тест, который содержит 5 заданий.

1.Выбери, соедини, расставь.

2.Дай определение, расскажи, перескажи, повтори, нарисуй.

3.Выполни по образцу, примени правило, теорию.

4.Почему, отчего, зачем, установи причину, установи следствие, установи зависимость.

5.Напиши сочинение (мини-сочинение). Составь сравнительную таблицу, схему, сконструируй, смоделируй, спроектируй; найди ошибку; исправь деформированный текст, задание; отредактируй, отрецензируй.

                                           Обработка теста

Степень обученности учащихся – совокупность 5 показателей: различение, запоминание, понимание, воспроизведение, элементарные умения и навыки, перенос.

Различение – ученик отличает данный процесс, объект или явление только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде (обученность на 4%).

Запоминание – усвоение определенного количества информации, результатом чего может быть ее неосознанное воспроизведение (обученность на 16%).                                                                                                                  

Понимание – наличие собственного мнения относительно процесса, явления и пр. Осознанное воспроизведение усвоенной информации (обученность на 36%).

Элементарные умения и навыки – учащиеся применяют теорию на практике

                                                                                                                               

в алгоритмзированных, стандартных ситуациях, выполняют практические задания по образцу (уровень репродуктивных умений и навыков) – обученность до 64%.

Перенос – учащиеся способны применять полученные теоретические знания на практике творчески, в нестандартных ситуациях, вырабатывать новые умения и навыки на базе сформированных (обученность до 100%).

      1 уровень – различение, запоминание, понимание (ученик выполнил 1-2

                          задания).

      2 уровень – элементарные умения и навыки (ученик выполнил 2-4

                           задания).

      3 уровень – перенос (ученик выполнил 4-5 задания).

      Полученные результаты позволяют выявить продвижение учащихся в достижении знаний, а также развитие учебных способностей.

      Система комплексного сопровождения развития ребенка предполагает особый вид помощи ему, его родителям, педагогам в решении возникших проблем. Алгоритм сопровождения развития ребенка выглядит следующим образом:

       1.Диагностика.

       2.Иформационный поиск.

       3.Проектирование коррекционно – развивающей программы.

       4.Создание коррекционно – развивающей среды как условия реализации

          программы.

       5. Мониторинг развития ребенка.

         Необходимо отметить то, что процесс сопровождения развития ребенка начинается с момента фиксации проблемы и завершается тогда, когда оказывается решенной. При этом важным является не только коррекция, но и профилактика, и предупреждение любых отклонений.

         Итак, для успешного формирования системы выявления и развитие детей с различными учебными способностями, необходимо исследовать индивидуальные способности личности к учебной деятельности школьника, выделить те способности, которые доминируют в его работе с учебным материалом, и в педагогически обработанном виде предложить использовать их в различной деятельности.

         Изучение учебных способностей ребенка и его диагностирование – не самоцель, а средство, определяющее направление коррекционной помощи,

психологической и педагогической поддержки ребенка.

         В результате коррекционно – развивающей деятельности у учащихся появится мотивация к достижению успеха в учебе, потребность в одобрении, положительной оценке своего труда, появится способность действовать во внутреннем плане, и в этой связи улучшится качество самоконтроля.

        Позитивная динамика коммуникативного развития повлечет за собой качественные изменения в развитии познавательных способностей учащихся, что приведет к повышению качества обучения, которое является приоритетным направлением в образовании.                                                                                                                                                                                                                            

        В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначено создание условий для повышения качества общего образования. Для реализации этого направления ставится задача «обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при выполнении государственных образовательных стандартов».

     В теории и практике педагогики есть разные подходы к решению этой задачи: личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская), уровневая дифференциация (В.П. Беспалько), технология сформированности ОУУН (В.Н. Зайцев) и другие.

        В этих подходах осуществляется дифференциация и

индивидуализация объема и уровня сложности материала, темп способ его усвоения.

        Задачи гуманизации воспитания и обучения требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создание оптимальных условий для его полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, что должно быть направлено на обеспечение ему безболезненного перехода из одного звена системы образования в другое.

           Индивидуальные особенности выражаются, прежде всего, в способности усваивать, т.е. понимать материал с присущей каждому человеку скоростью. Очень важно, чтобы ученик осваивал предметы с той скоростью, на которую он действительно способен, чтобы учиться с пониманием. В этом случае сохранится интерес к предмету и желание учиться. А если педагог грамотно поддержит учащегося, то скорость усвоения учебного материала будет возрастать.

          Желание учиться  ребенка во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, оценить его индивидуальность. В этом и заключается профессионализм преподавателя.

         В начальной школе формируются система знаний, умение добывать знания; развиваются основные психические процессы, воспитывается характер учащихся. Знаменитый педагог В.А. Сухомлинский писал: «Упустить младший школьный возраст – значит упустить все».

    Важную роль в повышении эффективности учебной познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговых форм в организации урока.

    Это позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, осуществлять взаимопроверку, осознанно с уверенностью обсуждать правильность выполненной работы.

       Взаимное уважение, доброжелательная помощь учителя создают доверительную психологическую атмосферу, которая является одним из решающих факторов успешности учебной деятельности учащихся.

«Развитие познавательной деятельности у учащихся с разными способностями»

Показатель

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Внимание

Не умеют слушать, выбрать главное, требуют многократного повторения.

Внимание непроизвольное, неустойчивое, при переносе с доски допускают много ошибок, требуется постоянная помощь учителя.

Сформировано внимание, хотят учиться, усваивают школьную программу.

Преобладает непроизвольное внимание. Намечают план действий, но выполнить не могут, ждут помощи взрослых.

Произвольное внимание, не нуждаются в помощи взрослых. Победители олимпиад.

Произвольность деятельности

Деятельность хаотична, непродуманна, все теряется, при трудностях все бросает.

Намечают план действий, но выполнить не могут, ждут помощи взрослых; часто отвлекаются

Сами преодолевают трудности, преобладает быстрые темп деятельности.

Память

Медленно запоминают и быстро забывают

А) Быстро запоминают и быстро забывают.

(Необходимо систематически повторять.)

Б)Медленно запоминают и медленно забывают. (Давать материал маленькими порциями.)

Быстро запоминают и медленно забывают.

(Быстрый темп прохождения материала повышенной трудности.)

Мышление

Кругозор ограничен, знания бессистемны, речь невыразительна,

предметно-образное мышление.

Представления о мире конкретны, бедный словарный запас, речь недостаточно выразительна.

Развернутое представление о мире, речь содержательная, грамотная. Выполняет анализ и синтез.

                                           

                                                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...

Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации идеологии ФГОС.

В данной работе раскрываются цели и содержание национальных образовательных инициатив работы с одаренными детьми....

Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».

Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...

Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...

Система выявленя и развития молодых талантов.

Реализация комплекса мер Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов....

"Основные закономерности психического развития детей при различных нарушениях"

Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с нарушениями психического и соматического развития.Знание таких закономерностей психического развития детей помогает разграничить логику норм...