"Основные закономерности психического развития детей при различных нарушениях"
консультация
Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с нарушениями психического и соматического развития.
Знание таких закономерностей психического развития детей помогает разграничить логику нормального и нарушенного развития, а также осуществлять диагностику и прогноз последнего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme.docx | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Основные закономерности психического развития детей при различных нарушениях»
Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с нарушениями психического и соматического развития. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Почти четверть детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3 % умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. В образовательных учреждениях/организациях Российской Федерации обучаются 467 176 таких детей.
Данную проблему рассмотрим на примере школы №16 г. Ухты. Проведенный анализ ситуации за последние 3 года выявил рост численности детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении. (рис. 1).
Диагнозы детей (рис.2)
Основные закономерности психического развития детей при различных нарушениях
К общим относят закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. это закономерности которые в одинаковой мере присущи и нормально развивающимся детям, и детям с нарушениями развития. Знание таких закономерностей помогает разграничить логику нормального и нарушенного развития, а также осуществлять диагностику и прогноз последнего.
Рассматривая в этом контексте закон развития психики, нужно помнить, что и при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается появлением принципиально новых качеств – новообразований, которые, в свою очередь, становятся основой для следующего этапа.
Ребенок рождается с предпосылками и особенностями, а не с готовыми психическими свойствами и качествами, что отличает его от животных. Кроме того, ребенок становится человеком, если вырастает в социуме. Он приобретает человеческие качества через общение, взаимодействие со средой и окружающими людьми. Усвоение социального опыта тесно связано с личным опытом ребенка, с его собственной активностью. Движущими силами психического развития являются неравномерность процесса, а также противоречия между потребностями и возможностями ребенка. Новые потребности вступают в противоречие со старыми условиями их удовлетворения, что приводит к возникновению внутреннего конфликта. На каждом этапе развития противоречия приобретают конкретный специфический характер. Разрешение конфликта приводит к скачку психического развития, к формированию новообразований, которые создают основу для перехода к следующему этапу.
На каждом возрастном этапе обнаруживается сензитивность (избирательная чувствительность). Л.С.Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.Если функция опаздывает со своим сензитивным периодом, то она всегда будет развиваться патологично.
Необходимо выделить следующие закономерности развития, присущие как онтогенезу, так и дизонтогенезу:
- неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер;
- гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций;
- неустойчивость развития – изменение динамики развития, проявляющееся в кризисах развития;
- сензитивность развития – наличие отдельных периодов повышенной восприимчивости развития психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию);
- кумулятивность развития – накопление результатов развития каждой предшествующей стадии, при котором они включаются в последующую стадию, определенным образом трансформируясь. Примером может служить процесс перехода от наглядно-действенному к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению;
- дивергентность-конвергентность хода развития – дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свертывание – с другой.
«Норма»
Мы считаем ребенка нормальным:
а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
б) когда ребенок развивается (прогрессирует) в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения
Закон взаимодействия биологического и социального факторов предполагает, что на развитие психики нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушенным развитием психики оказывают влияние биологические (внутренние) и социальные (внешние) факторы.
Внутренние факторы:
1. Наследственные – ребенок наследует человеческое строение нервной системы, головного мозга, органов чувств, органов движения, человеческое строение речевого аппарата, биологические потребности, тип высшей нервной деятельности, генофонд, задатки.
Наследственные структуры мозга в какой-то мере влияют на успешность формирования новых функций. Влияют, но отнюдь не предопределяют их качества, их содержательной характеристики. Больше того, возникшие в онтогенезе функции сами оказывают влияние на дальнейшее формирование мозга.
Например, строение речевых зон, зависит от ряда факторов, в том числе от наследственных. Одни легко усваивают несколько различных языков, другие даже родным языком овладевают с трудом.
2. Врожденные – они возникают в период внутриутробного развития и теснейшим образом связаны со здоровьем и условиями жизни матери.
3. Приобретенные – рассматриваются как последствия родов или перенесенных заболеваний впервые месяцы или годы жизни ребенка (инфекционные заболевания, травмы и т.д.).
Внешние факторы:
1. Обучение – это процесс организованного формирования знаний, умений, навыков.
Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе онтогенеза под влиянием обучения. Они не появляются спонтанно, т. е. просто по мере созревания мозга. Так, например, известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и Вернике). Однако ребенок никогда не заговорит без обучения вследствие простого созревания этих центров мозга. Известно, что дети, случайно воспитывающиеся зверями и найденные потом людьми, не только не обладали речью, но были вообще психически неразвитыми.
Никакое созревание этих речевых зон не предопределяет языка, на котором говорит человек. Человек наследует структуры, на основе которых формируются изменчивые и сложные функции. При этом возникновение разных психических свойств определяется образом жизни ребенка в онтогенезе, его воспитанием. Например, в истории известен случай искусственной полной задержки психического развития детей. Около 350 лет назад индийский падишах Акбар поспорил с придворными мудрецами, утверждавшими, что дети должны заговорить на языке родителей, даже если их этому не обучать. Были собраны новорожденные дети разных национальностей, помещены в комнаты, до них не доходили звуки человеческого голоса, уход за ними осуществляли немые слуги. Ни один из детей не заговорил к семилетнему возрасту – все они издавали лишь бессвязные вопли и крики и были умственно отсталыми.
Этот пример как нельзя лучше иллюстрирует еще один закон - ведущая роль обучения в психическом развитии.
2. Воспитание – это целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования установок, принципов, ценностных ориентаций
Внутренние и внешние факторы очень тесно переплетены. Эта связь возникала столетиями и тысячелетиями и привела к такому сращиванию одного и другого процессов, что детская психология перестала различать один процесс от другого и утвердилась мысли, что овладение культурными формами поведения является столь же естественным симптомом органического созревания, как те или иные телесные признаки.
Слияние обоих планов развития характерно для нормально развивающихся детей, то для умственно отсталых характерна расхождение обоих планов развития. В этой мысли Л.С.Выготского о расхождении двух планов развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью следует искать ключ к пониманию своеобразия этого развития. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно, т. е. с самого младенческого возраста, усваивать культуру человечества, которая преподносится ребенку в форме привычных для человеческого общества приемов и обычаев воспитания, рассчитанных на здорового ребенка. Особенно остро выступает это несоответствие в периоды раннего и дошкольного возраста. Например, рассмотрим влияние биологических (внутренних) и внешних (социальных) факторов на интеллектуальную недостаточность.
Советский психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн метафорично сравнивает неразвитого ребенка с растением, которое имеет плохие корни. Они оказываются непроницаемыми для соков в тех слоях, которые могли бы дать им питание, и открывают свои поры там, где слой почвы сух или ядовит. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести. В обычных условиях оно практически остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития.
Следовательно, нужно переделать почву, т.е. систему культурного воспитания в младенческом, дошкольном и младшем школьном возрасте. Это не значит, что тогда может быть достигнуто беспредельное развитие больного ребенка. Но это значит, что остаются неизвестными пределы развития такого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.
Все новое - это хорошо забытое старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое ...
Консультация для учителей начальной школы по теме: "Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)"
Консультация для учителей начальной школы (мультимедийная презентация) по теме: «Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)...
Клинические и психолого-педагогические особенности детей с различными нарушениями в развитии и специально организованные условия их образования.
Особенности обучения детей с ОВЗ....
Психическое развитие детей с нарушениями слуха
Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. Оно подчиняется тем же закономерностям, которые обнару...
Основные требования, предъявляемые к стимульному материалу для диагностики психического развития детей с нарушением зрения.
Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюд...
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве ...