Проект как результат исследовательских действий учащихся.
статья на тему

Салиева Наиля Фангаловна

Доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

   Проект  как результат исследовательских действий учащихся.

Салиева  Наиля Фангаловна

учитель начальных классов 1 категории

МОУ-Нижнемактаминская сош№1

Альметьевского района

Республика Татарстан

   В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых -  всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся  с начальных классов, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

  Многие учителя задают себе вопрос: «Почему у детей от класса к классу пропадает интерес к обучению?» Ответ может быть таким: однообразие форм организации учебного процесса «убивает» познавательный интерес.

 В настоящее время уделяется большое внимание исследовательской деятельности младших школьников, итогом которой является проект. Подготовка    ребёнка к ней, обучение его умениям  и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. [6,с.14]

   Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроке и  вне его, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительных мотиваций, может стать самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектно-исследовательской деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск. Способствует развитию личности. Подбор тем проектов с учётом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для учащихся ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистического отношения к обучению и образованию в целом.[7,с.43]

  Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи.

   Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. [1,с.17]

       Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками.

   Ведущие принципы обучения в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, развитие познавательных способностей, практическая направленность обучения – легко применимых в ходе организации проектной деятельности. [5,с.44]

   Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность подразумевает решение учащимися той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда. Форма продукта может быть различна:  от конкретного теоретического решения проблемы, до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследования на заданную тему, поделка, действующая модель, а также многое другое.[4,с.69]

            Исследовательская деятельность, в свою очередь, не может быть замкнута в рамках урока. Поэтому целесообразно для её успешной реализации создать в школе центр обогащения содержания образования, где могли бы накапливаться средства для детских исследований и храниться их результаты. Таким центром может быть школьный краеведческий музей. [6,с.14]

 Процесс работы над проектом в школе представляет собой единство урочной и внеурочной деятельности. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретённые  на уроке, должны  использоваться во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков должна способствовать эффективности обучения, воспитания и развития учащихся на уроке.

        Выполняя проект, ребёнок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи.

        Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы и цели проекта;
  • выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта;
  • презентация проекта;
  • оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка).

Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает

овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

-исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решения;

-социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;

-оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;

-информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;

-презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;

-рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

-менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта. [3,с.69]

Исследовательская деятельность  учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектно-исследовательской деятельности. К сожалению, многие авторские школы, в которых ведущим является исследовательский метод познания – открытие нового, с трудом приживаются в силу методической усложнённости организации учебного процесса. Благодаря этому складывается мнение, что исследовательские методы обучения применимы только в работе с сильными учениками. Но в современном обществе становятся всё более востребованными специалисты, не только обладающие определённым набором знаний, но и умеющие нестандартно подойти к решению любой проблемы, самостоятельно добыть нужную в данный момент информацию и творчески её переработать. В такой ситуации меняется основная задача школы: не просто давать детям необходимые конкретные знания, а научить их учиться самостоятельно, не шаблонно мыслить и показывать результат своего труда.[1,с.17]

        Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тематика проектов даёт возможность побуждать к более глубокому изучению истории, познанию природы родного края, бережному отношению к окружающему миру.[2,с.54] А главное, метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом мире». Решая учебные проблемы,  учащиеся готовятся к решению проблем реальных и наши дети, покидая стены школы, будут вступать во взрослую жизнь более подготовленными.

Литература:

1.Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом//Воспитание школьников.2010.№4.

2.Ягафарова Р. Проектная деятельность в начальных классах//Магариф. 2009.№8.

3.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников//Начальная школа.2009.№1.

4.Гордунова Л.Н. Проект «Создание задачника по математике»//Начальная школа.2009.№5.

5.Горина Л.В. Подготовка студентов к проектированию урока на полихудожественной основе//Начальная школа.2009.№8.

6.Удрас И.А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников//Начальная школа.2010.№3.

7.Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе//Начальная школа.2010.№10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Характеристикарезультатов формирования универсальных учебных действий....

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...

Справка по результатам контрольной диагностики сформированности универсальных учебных действий учащимися 1-4 классов по итогам 1 полугодия 2014-2015 учебного года.

Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания...