Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР как один из способов оценки результатов обученности
материал по орксэ (4 класс)
Выступление ММО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 75.33 КБ |
proektnaya_deyatelnost.pdf | 339.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
В связи с обновление ФГОС начального общего образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесён на формирование общеучебных компетентностей учащихся.
Слайд №2
Изменилась роль педагога в образовательной деятельности и сам подход к оцениванию. Оценка играет социально значимую роль в становлении личности, помогает сориентировать школьника на успех. Учителю важно научить школьника «учиться». Это можно реализовать через проектную деятельность, которая является неотъемлемой частью школьной жизни. В процессе работы над проектами у учеников вырабатывается важное умение слушать, слышать, говорить.
Слайд №3
Проектная деятельность активизирует познавательный интерес учащихся. Современному педагогу известно, что метод проектов активно способствует:
– эффективному усвоению знаний;
– формированию навыков практических исследований, позволяющих принимать правильные, обоснованные решения;
– решению задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;
– повышению познавательной активности;
– развитию творческих способностей; – созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению активности школьников.
Особенности оценивания предмета ОРКСЭ в 4 классе обусловлены системой безотметочного обучения.
Слайд №4
Оценивание — это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включаться в свое учение. Поэтому оценивание обеспечивает важную обратную связь для обоих: и для учителя, и для ученика.
По программе «ОРКСЭ» в четвёртом классе запланировано по 2 работы серии «Наши проекты» по каждому модулю ОПК, ОСЭ, ОМРК.
Слайд №5
При работе над проектами мы фиксируем достижения с помощью техники внутриклассной оценки: «Дерево успеха моего проекта». Идея взята из методики самооценки «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко). Этот вид оценивания проводится с целью создания благоприятных условий для формирования критериального оценивания своих достижений в процессе проектной деятельности и решает следующие задачи:
-сделать оценку для обучающегося и учителя более объективной;
-дать возможность обучающемуся оценить собственные знания, умения; обеспечить обратную связь, рефлексировать.
«Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ». Умение рефлексировать-важное учебное действие. Для этого школьник должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач. В данной технике «Дерево успеха» используются виды рефлексии по содержанию: символические и устные.
Символические — ученик просто выставляет оценку с помощью символа (шаблона листов березы).
Устные — ребёнок (автор проекта) связно высказывает свои мысли и описывает свои эмоции от защиты.
На подготовительном этапе, вначале учебного года составляем предметный тематический перечень «Наши проекты» по предмету ОРКСЭ. Знакомим родителей с памяткой «Роль родителей в проектной деятельности ребёнка». Обучающиеся изучают правила работы над проектом в виде сигнальной карточки — памятки 5-П
Слайд №6
1 | Проблема | Постановка вопроса, на который нужно ответить в ходе работы |
2 | Проектирование | Разработка, планирование действий (план) |
3 | Поиск | Сбор информации, источники |
4 | Продукт | Воплощение в жизнь замысла в виде книги, альбома, рисунка, поделки и т. д. |
5 | Презентация | Защита проекта(выступление). Рефлексия. Оценивание. |
Родители помогают заготовить шаблоны «Дерево успеха» с контуром берёзы (рис.1)
Рис. 1. Береза
Можно заготовить творческий вариант шаблона берёзы и классная «роща» будет разнообразнее. Учащиеся заготавливают шаблоны листиков трёх цветов по аналогии «Светофора» (зелёный — всё получилось; жёлтый — ещё не совсем получается; красный — надо еще поработать). С учащимися проводится социально-значимая беседа. Выбор дерева-берёзы в данном виде оценивания не случаен, связан с жизнью. В России берёза всегда считалась символом чистоты и возрождения. Вокруг нашей школы растут много берёз, радуют нас. Каждый из ребят создаёт свою берёзу.
Основной этап:
На этапе презентации проекта учащиеся высказывают своё мнение, делают оценку выполнения проекта, задают вопросы, учащиеся крепят на «Дерево успеха» выступающего один из трёх листиков, в том числе, и сам автор проекта. В начале достаточно, чтобы алгоритм оценивания проекта состоял из четырёх вопросов:
– Какое было задание? (учимся вспоминать цель)
– Удалось ли выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)
– Задание выполнено верно или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)
– Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)
Карта памяти проектных работ Учени__ 4 класса ФИ _____
Название проекта | Самооценка ученика | Оценка одноклассника | Оценка педагога | Комментарий, отзыв |
«+» — отличная работа (трудно улучшить); зелёный лист на дереве
«=» — хорошая работа (хорошо, но есть способ улучшить); жёлтый лист «—» — слабая работа (многое нужно улучшить); красный лист
Результативность В течение года проектные работы, оценочный лист «Карта памяти», «Дерево успеха» учащихся собираются в папку-копилку (портфолио).
Данная техника по аналогии может использоваться в любом классе (при безотметочном обучении).
Выводы и комментарии
– представленная практика должна быть интересна самому педагогу;
– обязательно объяснять цель происходящего ученикам;
– в завершении учебного года — обобщать результаты работы над проектами, проводить общую рефлексию, демонстрировать «березовые рощи»;
– сделать вывод «наказ» (над чем работать);
Проводя внутриклассное оценивание, постоянно задаём вопрос: «Зачем мы оцениваем?» и совместно с учениками отвечаем на него. Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребёнку и вызывает чувство собственной значимости. Ребёнок с адекватной оценкой и самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, а в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке окружающего мира.
Индивидуальный исследовательский проект "Морские дельфины" по теме урока окружающего мира в 3 - м классе "Морские животные"....
"Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"
Доклад на тему "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников....
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника
Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности. ФГОС нового поколения требует исп...
Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"
Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....