Образовательные технологии в начальной школе
статья на тему

Ермолаева Лилия Сергеевна
От современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Всему этому способствуют образовательные технологии, применяемые в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_tekhnologiidlya_pechati.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Уроки  в программе «Начальная школа XXI век» предполагают использование современных образовательных технологий и методик, которые   эффективно применяются в практической профессиональной деятельности: игровые, проектные, групповое обучение, проблемное обучение.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.  Дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутвержде-нии, самореализации. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность используется  для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. Самые лучшие результаты дает воспитание успехом. Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту. В соответствии с возрастными особенностями детей программой предусмотрена непосредственная проектная деятельность, начиная со второго класса. В первом классе  проводится подготовительная работа, и выполняются творческие задания и упражнения, так как дети ещё малы для проектирования. Выбор темы и уровень сложности проектов во 2-х, 3-х, 4-х классах зависит от возрастных особенностей учащихся, от приобретённых знаний.

Проектная (творческая) деятельность возможна только на базе определённой группы знаний, умений и навыков, и занимает времени значительно больше, чем творческая практическая деятельность отдельного ребёнка по индивидуальному заданию. Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса. В  практике для начальной школы применяются в основном творческие, коллективные мини-проекты рассчитанные на 2-3 урока. Тематика их весьма разнообразна. Опыт подсказывает, что дети работают с большим интересом и увлечённостью, когда все темы объединены общим замыслом и посильны пониманию ребенка.

При защите проектов дети используют загадки, кроссворды, и другие формы представления вспомогательной информации.

Одной из важных составляющих подготовки к коллективной творческой работе является деление учащихся на группы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Такая работа помогает сдружить учащихся и позволяет детям научиться добывать нужную информацию, слаженно работать в группе. В конце урока проводится выставка индивидуальных и групповых творческих работ.

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую надо начинать с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Если все пары выполняют одно и то же задание — работа единая, если разные — дифференцированная.

Используется парная работа при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил. В первом классе — при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.

Постепенно переходим к работе в группах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

Основная цель обучения в начальной школе  -  научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Развить учащихся  - это задача учителя начального звена. Поэтому в обучении  применяем  технологию проблемного обучения, которая помогает растить именно  творческого человека. Данная технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы  –  это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.  Поиск решения – этап формулирования нового знания. Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной  самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Создаётся проблемная ситуация на уроке – удивление, затруднение. Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Структурными элементами проблемного урока являются: актуализация прежних знаний учащихся; усвоение новых знаний и способов действия; формирование умений и навыков.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Все вышеизложенные технологии формируют у ребенка активность, развивают любознательность и желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Образовательные технологии программы "Школа 2100"

В данном материале отмечены отличительные особенности Образовательной системы "Школа 2100"....

Педсовет: "Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе"

Педсовет: "Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ...

выступление на мо , презентация на тему : Использование основных образовательных технологий УМК «Школа 2100»

презентация на тему : Использование основных образовательных технологий УМК  «Школа 2100»...

Образовательные технологии в школе.

Образовательная технология— это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, сод...

Использование современных образовательных технологий в школе.

Основные задачи образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоциона...