Образовательные технологии в школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Северенкова Анжела Евгеньевна

Образовательная технология— это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику высшей школы с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития профессионально и социально компетентной личности специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st.1.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные  технологии в школе.

« Если человек в школе не научится творить,

 то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

В концепции ФГОС второго поколения выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся, согласно которому процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. И наша задача – задача педагогов в современном мире – весь потенциал педагогических возможностей направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору будущей профессии. 

Образовательная технология— это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику высшей школы с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития профессионально и социально компетентной личности специалиста.

Существенными характеристиками образовательных технологий являются следующие:

— концептуальность — опора на определенную научную концепцию, идею, лежащую в основе проектирования данной технологии;

—целостность — логическая взаимосвязь структурных элементов, придающая образовательной технологии заданные качества;

—управляемость — возможность диагностического целеполагания, мониторинга учебно-воспитательного процесса и его коррекции;

—воспроизводимость — возможность применения, воспроизведения данной образовательной технологии многими преподавателями;

—эффективность — достижение поставленных целей в соответствии с образовательными стандартами при минимизации временных и экономических затрат.

Образовательные технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и могут быть классифицированы по этим общим признакам.

В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение современных образовательных технологий в процессе обучения.

В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии и методики:

1. Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. В игре речевое общение имеет живой, непосредственный характер. Наибольший интерес у детей вызывают ролевые игры, касающиеся тем «Семья», «Домашние питомцы», «Поход в магазин», «В гостях у зарубежного гостя».

2. Информационно – коммуникационные технологии.

Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности и склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д.

В урочной и внеурочной деятельности я активно использую презентации, обучающие компьютерные программы, видеоматериалы и Интернет ресурсы.

3. Проектные технологии.

Данный метод, ориентирован на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знаний путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности. Занимаясь проектом, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление. Проектный метод, в свою очередь, помогает развить творческий потенциал, навыки работы в группе, а также сформировать навыки работы с различными источниками информации.

Информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность, изучение каждой темы заканчивается проектом.

4. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей школьников, их учебной и научно-поисковой активности. На своих уроках я стараюсь стать помощником ученика и организатором его самостоятельного учебного познания, а также соучастником в поиске решения проблем. При этом опыт учащихся используется как источник учебного познания, а их запас жизненных впечатлений - в качестве вспомогательного материала.

5. Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей, опираясь на его способности, склонности, интересы и ценностные ориентации.

Используя технологии личностно-ориентированного подхода, можно полнее учитывать возможности и интересы ребенка, стимулировать его познавательные способности, тем самым, увеличивая мотивацию учения. Кроме того, эти технологии способствуют сплочению классного коллектива и позволяют проявиться каждому ученику. Принцип личностно-ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от учителя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания ученика. Возможность реализации этого метода непосредственно связана с изменением личностной установки учителя. Мы часто сталкиваемся с тем, что наше речевое поведение несет определенный профессиональный отпечаток, поэтому при ведении диалога мы должны стремиться к созданию атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.

6. Здоровьесберегающие технологии

Одним из самых трудных предметов в школе является английский язык. От ученика требуется огромная концентрация внимания и напряжения. В результате появляется усталость и утомление. Во избежание усталости детей, стараюсь своевременно чередовать различные виды деятельности, что способствует активизации внимания, памяти, мыслительных операций, снятию напряжения.

Своевременно провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Различные образовательные технологии, как мы видим, имеют свои преимущества и недостатки. Очевидно, эффективность обучения зависит от оптимального выбора той или иной технологии или их оптимального сочетания. Структура профессиональной деятельности юриста достаточно сложна и многопланова, таким же многоплановым должно быть и обучение, которое является одновременно и моделированием этой деятельности, и подготовкой к ней.

Современные образовательные технологии, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, повышают творческую активность учащихся, сохраняют физическое здоровье, помогают достичь высоких результатов в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...