Урок окружающего мира и математики в 4 классе "Праздники и памятные даты своего региона. Решение задач"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Тема "Праздники и памятные даты своего региона" в 4 классе по окружающему миру интегрирована с уроком математики, темой "Решение задач". В уроке изучаются праздники и памятные даты Тюменской области, города Тюмень. Знакомство с темой на основе работы с информацией,представленной в различных источниках. Содержание урока направлено на формирование функциональной грамотности. К разработке прилагается презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki_i_pamya_tnye_daty_svoego_regiona._reshenie_zadach.docx | 102.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру и математике
Тема урока: Праздники и памятные даты своего региона. Решение задач.
Пояснительная записка
Для изучения темы по окружающему миру в 4 классе «Праздники и праздничные даты своего региона» был выбран интегрированный вид урока. Интеграция урока окружающего мира с уроком математики построена на основе работы с текстом, различными источниками информации для получения новых знаний по окружающему миру. Тема урока «Праздники и праздничные даты своего региона» следует в поурочном планировании после темы «Государственные праздники России», посредством изучения данной темы реализуется региональный компонент содержания предмета. В урок включены задания математического содержания, материал направлен на отработку вычислительных навыков, формирование функциональной грамотности, умение работать с информацией. Представленная форма проведения урока позволяет формировать метапредметные универсальные учебные действия. Урок практической направленности, решая математические задания, извлекая информацию из различных представленных источников на уроке, ученики учатся самостоятельности, умению мыслить критически, расширяют свой кругозор.
Тема урока: Праздники и памятные даты своего региона. Решение задач.
Класс 4, УМК «Школа России»,
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока : урок открытия новых знаний
Вид урока: межпредметный интегрированный урок окружающего мира и математики
Цель: Познакомиться с праздниками, праздничными, памятными датами, региона- Тюменской области на основе работы с информацией, представленной в тексте, календаре, диаграмме, таблице. Составление и решение задач на основе полученной информации.
Задачи:
- Знакомство с датами, фактами, событиями, выдающимися историческими деятелями региона.
- Формирование вычислительных навыков, отработка умений составлять и решать задачи.
- Создать условия для развития любознательности, самостоятельности, критического мышления, умения работать с различными источниками информации.
- Формирование функциональной грамотности: математической, читательской, финансовой.
- Воспитывать уважительное отношение к истории страны, региона.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.
Предметные:
- рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях родного края;
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
- находить неизвестный компонент арифметического действия;
- извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в тексте, в календаре;
- комментирование хода выполнения арифметического действия;
- выполнение действия на основе зависимости между компонентами и результатом действия (сложения, вычитания, умножения, деления);
- применение приёмов устных вычислений, основанных на знании свойств арифметических действий и состава числа;
- решение арифметическим способом задач в 2—3 действия;
- комментирование этапов решения задачи.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять недостаток информации для решения учебной задачи.
Базовые исследовательские действия:
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики.
Работа с информацией:
- использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
- читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
- представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- комментировать процесс вычисления, построения, решения;
- объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
Совместная деятельность:
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.
Виды деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся:
- находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста, таблице, диаграмме;
- анализировать информацию, содержащуюся в календаре, текстах и других источниках;
- демонстрировать понимание причинно-следственных связей.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование ууд | ||||||||||||||||||
Орг момент | |||||||||||||||||||||
Актуализация пройденного (математика) |
Цель: применение приёмов устных вычислений, основанных на знании свойств арифметических действий 1.Задание: Решить устно примеры на карточке, соотнести полученные ответы с буквами, расшифровать слово. Примеры: 5000-400= 48:12= 60*30= 680+20= 34*3= 15*6= 130:2= 400:8= 8000-300= Ответ:
| 1.Решают примеры, называют компоненты действий сложения, вычитания, деления, умножения. Устанавливают связь компонентов. Расшифровывают слово: Тюменская | Познавательные УУД: анализировать информацию | ||||||||||||||||||
Формулирование темы урока, цели урока, задач | 1.Задание: Анаграмма Область (тьсалоб) 2.Задание: Ребус Сформулируйте тему урока, использовав отгаданные слова. Тема урока математики: Решение задач. Вспомним тему окружающего мира предыдущего урока- «Государственные праздники России», добавив разгаданные слова уточним тему урока «Решение задач. Праздники и памятные даты Тюменской области» . _Сформулируйте цель урока, задачи, опираясь на тему урока, изученный материал (На слайде после ответов учеников открываются формулировки) | 1.Разгадывают анаграмму. Слово: область 2.Разгадывают ребус Слово: задача Формулируют тему урока, развивают критическое мышление. Формулируют цель урока, задачи Цель: познакомиться с праздниками, праздничными, памятными датами, региона- Тюменской области, решение задач. Задачи: 1 Найти нужную информацию о своём регионе. 2 Совершенствовать вычислительные навыки. | Познавательные УУД: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов; анализировать информацию. Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя). Коммуникативные УУД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | ||||||||||||||||||
Открытие новых знаний по окружающему миру. Применение полученных знаний по математике
| Беседа -Подумайте, какие праздники могут отмечать в Тюменской области? -Памятные даты? В чём отличие «праздники» и «памятные даты»? Вывод. Памятные даты вошли в историю, связаны с грандиозными или трагическими событиями. Праздники-празднуем. Какие праздники мы будем отмечать летом в Тюменской области? - Найдем необходимую информацию в различных источниках информации: диаграмме, календаре, тексте. -Выполняем задания на маршрутном листе. 1. Работа с диаграммой (дифференцированное задание). Цель: изучить информацию о населении городов Тюменской области, решить задачу с полученными числами, определить дату, в каком году была образована Тюменская область. Сколько лет Тюменской области в 2024 году? Задание дифференцированное, дается 2 задачи разного уровня сложности, учащиеся выбирают задачи по выбору, в зависимости от уровня сложности
Цель: формирование читательской, математической грамотности, работа с информацией для получения новых сведений о городе Тюмень, актуализация знаний.
Цель: формирование финансовой грамотности, использование информации, представленной в таблице для решения задачи.
Цель: работа с информацией, решение задачи, совершенствование вычислительных навыков. Дополнить текст числами. Решая задачу, вычислить памятную дату -180 лет со дня рождения выдающего исторического деятеля, земляка- И.Я. Словцова (на слайле фото И.Я. Словцова, годы жизни, музейный комплекс им И.Я. Словцова). По датам жизни определите век, в котором жил данный исторический деятель. Запишите римскими цифрами век. | Ответы детей Высказывают мнение Ответы: День области, День города Работают по теме урока, выполняя задания в маршрутном листе (приложение 1). Работают с текстами, диаграммами, таблицей, календарем. Находят и отмечают в календаре (раздаточный материал) даты праздников, определяют день недели. Работа в паре Индивидуальная работа, самопроверка по образцу | Коммуникативные УУД: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; Познавательные УУД: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (текст), | ||||||||||||||||||
Итог урока | Что нового узнали о Тюмени, Тюменской области? Назовите праздничные даты региона? Назовите памятную дату с которой познакомились на уроке. Кому она посвящена? Что узнали об этом человеке? | Высказывания детей | Регулятивные УУД: анализировать деятельность на уроке | ||||||||||||||||||
Рефлексия | Оцените свою деятельность на уроке на шкале оценки. Какие задания вызвали наибольший интерес?. Показались самыми сложными? | Отмечают на шкале оценки своей деятельности на уроке | Регулятивные УУД: формирование самооценки деятельности |
Приложение 1
1. Изучи количественный состав населения городов Тюменской области. Разделив наибольшее число на 443, узнай в каком году была образована Тюменская область. Сколько лет будет Тюменской области в 2024 году?
Или
1. Изучи количественный состав населения городов Тюменской области. Разделив наименьшее число на 20, узнай в каком году была образована Тюменская область. Сколько лет будет Тюменской области в 2024 году?
2. Прочитай текст. Вставь недостающее число в текст, решив задачу, запиши слова на место пропуска.
Город Тюмень был заложен в конце XVI века, на берегах притока большой реки Тобол, называемом Тура. День образования Тюмени точно не известен, но упоминания о создании первого города воеводами и переселенцами из Московского царства относятся к XVI веку. Крепость создавалась на так называемом «Тюменском волоке», через который проходили основные торговые пути того времени. Ожидаемый День города Тюмени в 2024 году будет отмечаться 29 июля. Поскольку официальной датой основания города считается 1586 год, то сейчас ему исполнится ____________ лет. Отметь дату в календаре.
Первый герб города был создан в 1635 году, на котором присутствуют изображения _____________и ________________Впоследствии к ним прибавился рисунок серебряной реки с бревенчатым плотом и мачтой, что символизировало превращение Тюмени в крупный речной порт Сибири.
3. От Москвы Тюмень отстоит на 2 часовых пояса. От российской столицы до сибирского областного города время перелета составляет около 2 часов 40 минут. Путешествие по железной дороге из Москвы до Тюмени занимает около 32 часов.
Рассмотри в таблице информацию о стоимости билетов на самолёт от Тюмени до Москвы. В какой месяц семья из 3 человек может посетить Москву, если на билеты планируется потратить не более 25.000 руб.
май | июнь | июль | август | декабрь |
2293 руб | 4107 руб | 5937 руб | 5798 руб | 7133 руб |
4. Ива́н Я́ковлевич Словцо́в — русский исследователь Сибири, основатель и многолетний директор Александровского реального училища в Тюмени, а также Тюменского областного краеведческого музея. Родился в Тюмени 17 ноября _______________ г. В течение 10 лет И. Я. Словцов предпринимал поездки на Урал, в Западную Сибирь и Туркестан, собирал образцы флоры и фауны, изучал культуру и быт местных народов. В 1879 году его назначили директором Александровского реального училища в Тюмени, в котором он проработал последние 27 лет своей жизни. И.Я. Словцов активно занимался научной деятельностью. Его научные труды по географии и истории Сибири были известны в Европе и Америке. Он был награждён медалями Русского географического общества. И.Я. Словцов создал при реальном училище богатый естественно-исторический музей. В музее хранились чучела разных зверей и птиц, гербариумы, палеонтологические и геологические предметы, минералы и археологические находки. После революции собрание музея стали основой для создания Областного краеведческого музея Тюмени. Словцов внёс огромный вклад в развитие науки, образования и музейного дела Сибири.
Задача
В каком году родился Словцов, если в 2024 году исполняется 180 лет со дня его рождения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли». При подготовке к конферен...
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль
Тип урока: виртуальная экскурсияЦель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля, формирование умения работать с планом местности. Закрепить знания случаев...
Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".
Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....
Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова)
Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова) по ФГОС...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира(истории) для 3 класса на тему "Свой дом, свой простор"
Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.Планируемые результаты:-Предметные:знать: понятие «матица», «полати»...
Презентация к уроку "Праздники и памятные даты своего региона. Закрепление. Решение текстовых задач"
Презентация к уроку "Праздники и памятные даты своего региона. Закрепление. Решение текстовых задач" яляется приложением к соответствующему конспекту урока. Рассматривается на ур...