Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
статья на тему
В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnaya_deyatelnost.docx | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1 сентября 2011 г. наша школа стала «пилотной» площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС НОО). Это требует от учителя обновления педагогической практики: освоения и использования технологий достижения планируемых результатов и их оценки.
В структуре примерной основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) одним из компонентов является система оценки достижения планируемых результатов её освоения. Отличительная особенность содержания новой системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Реализация ориентационной функции определяет необходимость
включения учащихся в активную оценочную деятельность. Это может быть обеспечено использованием в процессе обучения специальных технологий .Эффективным средством организации оценочной деятельности школьников является технология оценивания образовательных результатов, разработанная авторским коллективом Образовательной системы
«Школа 2100». В её основе лежат правила самооценки, которые «вырабатываются» учениками уже в 1_м классе под руководством учителя. Для осуществления самооценки по этим правилам используется алгоритм – последовательность «шагов_вопросов», отвечая на которые
ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели:
1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).
2. Удалось ли выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).
3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).
4. Решал самостоятельно или с чьей_то помощью (учимся оценивать процесс).
В 1_м классе для самооценки выбираются такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Ученики привыкают различать словесную оценку
любых действий и отметку как знак –результат решения учебной задачи(предметной или метапредметной).В 1_м классе балльные отметки не выставляются. Для фиксации уровня
достижения результатов мы используем специальную систему знаков:
1) «+» – «результат достигнут»(каждый ученик ставит этот знак в своей таблице результатов);
2) «O» – «какому критерию и уровню соответствует мой результат»(ученик в своём дневнике или тетради закрашивает кружок: в зелёный цвет – всё сделал правильно, в жёлтый – допустил незначительные ошибки, в красный – допустил значительные ошибки или задание не
выполнено).При безотметочном обучении важно научить детей определять эталоны для самооценки, способы обнаружения возможных ошибок и их исправления.
.
В процессе рефлексии ученики обсуждают следующие вопросы:
– «Что является самым удачным в работе»;
– «Пожелание себе»;
– «Пожелание партнёру»;
– «Что было самым трудным в работе»;
– «Чему я научился в процессе работы».
Рефлексия не только помогает школьнику осмыслить учебную деятельность, но и служит эффективным средством обратной связи для учителя.Осмысление ценности, значимости, целесообразности, полезности,необходимости полученных знаний и опыта способствует формированию ценностного отношения школьников к учебной деятельности. Ценностно_
ориентационная функция в содержании оценочной деятельности учителя становится приоритетной, ведущей.
При её реализации учитель может использовать алгоритм самооценки,включив в него вопросы и комментарии, позволяющие «продвигать» учеников к достижению тех результатов,
которые запланированы, а значит, и к достижению успеха:
– Какое значение имеет для тебя
то, что ты делаешь? А для всех ребят?
– Это соответствует условиям (требованиям), о которых мы договаривались?
– Как ты думаешь, какую пользу это принесёт тебе (твоей семье, классу…)?
– Тебе это необходимо? Почему? Зачем?
– Как ты думаешь: твои действия приведут нас к поставленной цели?
– Результаты, которые ты получил, тебя порадовали (устраивают)? Ты этого хотел?
– Сегодня ты всех нас порадовал тем, что…/Ты нам помог разобраться в трудной задаче. Как ты догадался,что она решается именно так?!/Спасибо тебе за то, что…! Нам это было
очень важно (нужно, значимо, ценно) – и т.п
.
Использование критериально_ориентированного подхода при оценке образовательных результатов способствует реализации функции обратной связи. Обучающиеся оценивают свою
работу как по заданным учителем критериям, так и по принятым в ходе совместного обсуждения. Например,при проверке упражнения по русскому языку были разработаны следующие критерии оценки результатов выполнения задания:
– соответствие заданию (требовалось выписать слова на заданную орфограмму) – 1 балл;
– количество выписанных слов – 1 балл за каждое слово;
– каллиграфия письма – 1 балл;
– аккуратность выполненной работы – 1 балл.
Количество баллов суммируется, и выставляется общий балл.Групповая работа на уроке также
может быть оценена по ряду показателей. Это может быть самооценка или оценка эксперта по следующим критериям:
– умение распределить работу в группе;
– умение выслушать друг друга;
– согласованность действий;
– активность.
Любой вид оценивания создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать ученика в разряд отстающих,
нарушить контакт с взрослыми и сверстниками. При оценивании своего эмоционального состояния в конце каждого урока первоклассники закрашивают в дневнике кружок:
– зелёным цветом – «Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой!»;
– жёлтым – «Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!»;
– красным – «Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!».
Выполнение правил оценивания позволяет заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях предъявления себя, отношений с учителями.
Таким образом, оценочная деятельность учителя начальных классов, содержание которой образуют ценностно_ориентационная, контрольная, диагностическая функции и функция обратной связи, не только обеспечивает содержательную, достоверную,объективную,дифференцированную информацию о достигнутых школьниками результатах, но и способствует их достижению, активи_
зации учебной деятельности на основе формирования ценностного отношения к ней
.
Литература
1. Демидова, М.Ю. Оценка достижения пла_
нируемых результатов в начальной школе :
Система заданий ; В 2_х ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидо_
ва, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.] ; под
ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. :
Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты вто_
рого поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС....
Дифференцированное обучение на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Организация дифференцированного обучения на уроках в начальной школе. Цель: обеспечить усвоение материала всеми учащимися в зоне их ближайшего развития....
статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"
Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....
Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС
Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование интерактивного учебного оборудо...
Мастер-класс по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
Мастер-класс по теме:«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Форми...
Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС
Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС...
Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС
Современный урок в начальной школе...