Использование ИКТ и интернет-ресурсов на уроках в начальной школе.
статья (1 класс) на тему
Варианты использования ИКТ учителем. Формы организации использования ИКТ. ЭОР. Недостатки работы с компьютерными программами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_nachalnoy_shkole.docx | 26.09 КБ |
8.11.2012.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ и интернет-ресурсов на уроках в начальной школе.
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).
Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться
Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Среди информационных технологий, применительно к обучению. Можно выделить следующие:
- Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры;
- Лабораторные практикумы, тестовые системы;
- Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники
- Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными
- Электронные библиотеки
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности учащихся. Однако использование ИКТ на уроках в начальной школе, считаю целесообразным и необходимым.
Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером,часто лучше взрослых, но относится к нему как к игрушке. И перед педагогом встает задача: показать насколько это мощный инструмент познания. Позволяющий открывать мир. А не только игра или печатная машинка.
Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Варианты использования ИКТ учителем.
Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
- на этапе предъявления учебной информации;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения
- на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации
Формы организации использования ИКТ в обучении
Основные организационные формы использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:
- компьютерный класс;
- один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
- компьютер в библиотеке школы;
- один - пять компьютеров в рабочей зоне класса;
- компьютер у учащегося дома.
Компьютерный класс
Основное достоинство такой организационной формы заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25—30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности.
Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору
В этой организационной форме компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.
Компьютер в библиотеке школы
Данная форма предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.
Один — пять компьютеров в рабочей зоне класса
Такая форма позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.
Компьютер у учащегося дома
В данной форме, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу.
Таким образом, компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.
Недостатки работы с компьютерными программами.
При использовании на уроках в начальной школе информационно-коммуникационных технологий следует учитывать проблемы, которые возникают при применении электронных продуктов. А именно:
- общение с программой не несет в себе никакой эмоциональной окраски
- нет развития речевой культуры детей
- контроль ограничен строгими рамками: тесты. Программированные опросы.
- от учителя требуются специальные знания при работе с электронными продуктами.
Недостатков не мало, но отказаться от компьютерной поддержки уроков в начальной школе нельзя.
Отдельно хочется сказать об электронных образовательных ресурсах (ЭОР)
ЭОР – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в цифровом (электронном) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
ЭОР способны обеспечить все компоненты образовательного процесса:
- получение информации
- практические занятия
- аттестацию или контроль учебных достижений
- расширение сектора самостоятельной учебной работы
- переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе
- реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения
Обзор современных цифровых образовательных ресурсов
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Модели использования ЭОР
-Подготовка учителя к уроку
- Фронтальная работа (экран или интерактивная доска)
- Групповая работа ( несколько компьютеров в классе)
- Самостоятельная работа ученика с ЭОР на домашнем компьютере
- Дистанционное обучение
ЭОР направлены на поддержку такого инновационного вида деятельности учителя как создание творческой работы в цифровом виде, которая в настоящее время приходит на смену традиционной деятельности педагога по созданию поурочных разработок в бумажной форме.
Заключение.
Исходя из вышесказанного. Попробуем определить, чему будет способствовать использование информационных технологий на уроках
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
-повышать мотивацию учения
-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира
- овладевать практическими способами работы с информацией
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств
-перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. А это способствует осознанному усвоению знаний
- активизировать познавательную деятельность уч-ся
-индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания
Делая вывод, хочу все же отметить что информационные технологии, даже самые современные не способны заменить учителя. Для учеников начальной школы учитель – это маяк для выбора пути, поэтому сам педагог должен быть разносторонне развит, компетентен, заинтересован в успехах детей и в своих успехах тоже. Он должен показывать пример, что вот так жить интересней, и так мир ярче светлее. Еще Аристотель сказал « хороший учитель начинает обучение с себя»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему стало актуальным использование информационных технологий в начальной школе ?
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,общества и государства».
Российское образование образование качество для всех образования каждому
Информационно-коммуникационная компетентность Умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе интернете . Способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи . Применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе
Варианты использования ИКТ учителем Объяснение нового материала Контроль Закрепление материала
Найди в каждом ряду два одинаковых предмета
Растения Кустарники Деревья Травы хвойные лиственные лиственные хвойные Заполните схему. Приведите примеры.
Формы организации использования ИКТ в обучение Компьютерный класс. Трансляция презентация на компьютеры детей. Тестовые интерактивные задания. Электронные тетради. Компьютер+проектор Создание мультимедийной презентации. Самостоятельные и контрольные работы, тесты на основе мультимедийного материала
НО, Недостатки: Нет эмоциональной окраски Нет развития речевой культуры Контроль ограничен Специальные знания от учителя
Цифровые (электронные) образовательные ресурсы ЦОР (ЭОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в цифровом (электронном) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Обзор современных цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Демонстрационные материалы Плакат-схема
Материалы для практических занятий Интерактивные модели
Материалы для контроля и аттестации
Материалы для контроля и аттестации
Инновационная деятельность учителя ЦОР направлены на поддержку такого инновационного вида деятельности учителя как создание творческой работы в цифровом виде, которая в настоящее время приходит на смену традиционной деятельности педагога по созданию поурочных разработок в бумажной форме.
Использование ИКТ позволяет Повышать мотивацию Развивать умение о риентироваться в информационных потоках Овладевать практическими Способами работы с информацией Развивать умение обмениваться Информацией с помощью Современных технических средств Осуществлять деятельности способ обучения Активизировать познавательную деятельность детей
Хороший учитель начинает обучение с себя Аристотель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление использования ИКТ на уроке....
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы.Сейчас всем понятно, что ...
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Каталог интернет-ресурсов для учителей и учеников начальной школы
Для учителей в каталоге представлен перечень основных поисковых систем сети Интернет, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы. Для учащихся начальных клас...
Использование интерактивной игровой деятельности на современном уроке в начальной школе
Сейчас, когда приоритетной целью образования становится овладение учащимися универсальными учебными действиями, сформированность таких качеств личности, как конкурентоспособность,...
«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».
В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....