ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (2 класс) по теме
Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление использования ИКТ на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bassarab_s.n._statya_.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бассараб С.Н.
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Одной из приоритетных задач современного образования, гарантирующей его высокое качество и эффективность, информационную социализацию, является внедрение в обучение мультимедийных технологий, направленных на саморазвитие личности. Основными целями использования компьютера на уроке является переход от формирования зунов объяснительно-иллюстрационным методом к формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности посредством деятельностного подхода в обучении.
Использование на уроке информационных технологий позволяет создать яркий, наглядный урок, способствует активизации внимания, памяти, учебной мотивации, познавательных интересов учащихся, стремлению аналитико-синтетически мыслить при работе с информацией для дальнейшего самообразования.
Правильно организованная работа с использованием проектора и экрана на уроке позволяет проводить урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, экономит время прохождения учебного материала, повышая образовательную плотность урока в 1,5-2 раза. Но не нужно забывать о санитарных требованиях к использованию компьютера: на эту работу отводится 10-15 минут урока.
В педагогической работе систематическое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.
Каковы преимущества использования компьютерных технологий:
- возможность использования на различных этапах урока;
- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
- детализирование изучаемых объектов и их частей;
- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Третий год работая по данной теме, активно исследуя ресурсы интернета, используя готовые обучающие программы («Семейный наставник", «Природа, человек, общество», «Как устроено моё тело»…), энциклопедии ("Кирилл и Мефодий", «Мир природы»…), собрала инфотеку уроков-презентаций по каждому предмету, проверочный материал, включающий тесты, индивидуальные разноуровневые карточки, иллюстративный материал в виде демонстрационных таблиц («Картинный словарь» «Зрительные диктанты», «Умножение и деление», «Карта полушарий» и т.д.), анимированных плакатов («Алфавит», «Цифры» и т. д.), анимированные дидактические игры («Помоги Незнайке решить»), а также интерактивные тренажёры и интерактивные карты по окружающему миру. Применение имеющихся учебных электронных пособий возможно на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения практических работ, получения дополнительной информации для урока.
А теперь рассмотрим, как в каждом этапе урока на примере темы «Определение» применение новых информационных технологий способствует увеличению эффективности учебной деятельности в целом.
Организационный момент | - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда, вы догадаетесь сами. Назовите: согласный звонкий непарный в слове лось; безударный гласный в слове береза, приставка с слове съел. Слово лес. Мы идем в лес необычный, лес Предложений, в котором живут главные и второстепенные члены. (Демонстрация карты-леса Предложений.) |
Создание проблемной ситуации | Каким членом предложения является слово яркие? |
Целеполагание Актуализация знаний Дерево рассуждений | Дети разгадывают анимированный кроссворд, повторяя опорные знания по теме, в итоге высвечивается название второстепенного члена предложения. Определение. Дерево рассуждений Обозначает….. Отвечает на ….. Чем выражено в предложении? Связано в предложении с … Роль в предложении… |
Усвоение новых знаний и способов действий | Связь слов в предложении. Демонстрация текста о неизвестном лесном животном. - Найдите в тексте определения и слова, к которым они относятся. При правильном ответе появляется картинка животного. |
Обобщение. | Разноуровневая работа в группах с последующей электронной проверкой. Сиквейн -определение |
Из личного опыта составления электронных презентаций стоит учесть факт излишнего применения ИКТ на каждом этапе урока, достаточно использование компьютера на 3-4 этапах, не перенасыщая слайд чрезмерной анимацией и напыщенностью (это отвлекает ребёнка), опираясь на психические особенности класса, ставя ученика не в позицию пассивного слушателя, а активного деятеля, продумывая систему развивающих, проверочных заданий к каждому слайду. Только в этом случае ИКТ способствуют осознанному усвоению знаний.
В педагогической работе систематическое творческое применение информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.
- Детям на уроке интересно, следовательно становится более эффективным обучение.
- С применением ИКТ реализуется дидактический принцип наглядности урока - обеспечение высокого уровня усвоения знаний;
- Возможность смоделировать те явления, которые в реальности увидеть затруднительно или невозможно; («Задачи на движение», «Круговорот воды в природе»);
- Икт предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Во время презентации учитель «не привязан к доске», а может оказать индивидуальную помощь учащимся, больше внимания уделить работе «сильных» учеников.
- Использование ИКТ способствует развитию навыка контроля и самоконтроля. Проверка работы по образцу осуществляется легко и быстро.
Таким образом, использование ИКТ в обучении позволяет идти в «ногу со временем», повышает учебную мотивацию, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, вследствие чего урок становится современным и эффективным.
Литература
1. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.
3. Интернет ресурсы. nadijatim.ucoz.ru/publ
Сайт учителя начальных классов Тимашевой Н.В.
4. Смирнова М.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.
Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются образовательная и развивающая функции становления и разви...
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе
Необходимость использования ИКТ в современной школе. Требования к созданию презентаций для учащихся начальных классов. Использования презентаций в начальных классах на различных урок...
Бинарные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе
Статья в сборник научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения», ТОГИРРО...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В статье собрани материалы об использовании ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе...
Доклад по теме "Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе"
Выступление ГМО начальных классов...
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе
Использованиемультимедийных презентацийдля повышения эффективности урокав начальной школе...
Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".
Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...