Нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности.
статья на тему

Чистякова Светлана Юрьевна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младшего школьника во           внеурочной деятельности.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом.

 Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания,  вот только несколько характерных причин из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

Нравственное воспитание - это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания.

Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданиями, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природе, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Воспитывая ребёнка нравственно, необходимо пробуждать нравственную активность самого ребёнка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому к себе.

          Нравственное  формирование личности начинается в семье, в детском саду, в школе, где оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность.

          Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.
Наши педагоги, изучая всё лучшее, что было наработано ранее, пытаются воспитывать физически здоровую душу, наполненную, духовной энергией , которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.

          Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ духовно нравственного развития личности.

Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, по развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и этому способствуют занятия по внеурочной деятельности.

Современный ребёнок совсем не тот, что был несколько лет назад. Он находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие ( не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко являются доминирующим в процессе развития и воспитания.

Дети стали более пассивны, поэтому педагогу трудно  их чем-то увлечь, вовлечь в общее дело, одинаково интересное для всех.

Ключ к нравственному воспитанию младшего школьника - его взаимоотношение со сверстниками. В любой деятельности важен мотив (во имя чего - сделать окружающую жизнь интереснее  или  для того, чтобы самому получить поощрение), т.к. все вовлечены в различную общественно –полезную  деятельность: выпуск газеты, сбор макулатуры, выступление и т.д., но в зависимости от мотива результат имеет разный смысл. Поэтому и нравственные отношения возникают разные: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или напротив, отношения, связанные с  проявлением эгоизма, тщеславия, зависти, честолюбия. Учителю важно присматриваться к взаимоотношениям детей и направлять их.

Использование поощрения и порицания при оценке нравственных поступков  требует большой осторожности и такта. Поощрение ребёнка служит укреплению лучшего в его поведении. Но с другой стороны , частое поощрение может воспитать в детях тщеславие, зависть. Дети начинают подсчёт «добрых дел» и это неоправданно педагогически.

Внеурочная  деятельность,  как  и  собственно  деятельность  на  уроках, 

ориентирована  главным  образом  на  достижение  результатов освоения  младшими  школьниками  ООП  НОО.  Однако,  во-первых, 

предполагается  достижение  личностных  и  метапредметных результатов, 

что  и  определяет  специфику  внеурочной  деятельности,  в  ходе которой

  обучающийся  не  столько  должен  узнать,  сколько  научиться  действовать  и  чувствовать,  а  в  конечном  итоге    научиться  самостоятельно 

принимать  решения.  Так,  предметные  результаты  достигаются  в 

процессе  освоения  младшими  школьниками  предложенных  школьных 

дисциплин,  а  в  освоении  метапредметных,  в  частности  личностных 

результатов,  таких  как  ценности,  ориентиры,  потребности,  интересы 

человека,  значение  внеурочной  деятельности  бесспорно,  потому  что 

обучающиеся  выбирают  ее  на  основании  собственных  интересов, 

мотивов  и  потребностей.

В  соответствии  с  ФГОС  НОО  внеурочная  деятельность  реализуется  в школах  по  следующим  направлениям  развития  личности:

1.  спортивно-оздоровительном;

2.  духовно-нравственном;

3.  социальном;

4.  общеинтеллектуальном;

5.  общекультурном 

Внеурочная  деятельность  в  школах  осуществляется  через  такие  формы 

 как  экскурсии  и  кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции  и 

диспуты,  школьные  научные  общества  и  олимпиады,  соревнования, 

поисковые  и  научные  исследования,  общественно  полезные  практики  и 

 т.д.

Воспитательные  результаты  внеурочной  деятельности  справедливо 

 распределяются  по  уровням:

1. Приобретение  младшим  школьником  социальных  знаний  (знания 

об  общественных  нормах  и  структуре  общества,  о  социально 

одобряемых  и  неодобряемых  формах  поведения  в  данном  обществе);

2.  Получение  младшим  школьником  опыта  переживания  и  позитивного

  отношения  к  базовым  ценностям  общества  (это  человек,  семья, 

Отечество,  природа,  мир,  знания,  труд  и  культура),  а  также  ценностного  отношения  к  действительности;

3.  Получение  младшим  школьником  опыта  самостоятельного 

 общественного  поведения  (действия) 

Внеурочная деятельность может активно осуществляться через проведение

различных  кружковых  занятий,  экскурсий,  секций  и  т.  п.  педагогами 

 школы . 

      Однако  в  данном  случае  нас  интересует  конкретно  духовно-нравственное  направление,  без  которого,  однако,  не  обходятся  и  другие  виды  деятельности.

Внеурочная  деятельность  в  школах  по  данному  направлению  может 

 осуществляться  через  следующие  кружковые  занятия: 

1.  «Умелые  ручки»,  где  учащиеся  выполняют  творческие  работы  из 

цветной  бумаги,  картона. Учащиеся  работают  с  пластилином  и  глиной, 

что  кроме  эстетического  развития  способствует  развитию  мелкой 

 моторики  рук  и  оказывает  оздоровительное  воздействие Работы  выполняются  на  различную  тематику:  открытки  мамам  и 

бабушкам  к  8  марта,  ветеранам  ко  дню  победы  и  т.  п.,  что  создает 

 благоприятные  условия  для  формирования  патриотических  чувств, 

 уважения  к  старшим,  ценностного  отношения  к  семье.

2.  «Бисероплетение»,  где  учащиеся  создают  своими  руками  различные 

 предметы  из  бисера:  игрушки,  украшения,  цветы.  Такие  поделки  дети 

охотно  дарят  своим  близким  и  друзьям,  поэтому  данная  работа 

способствует  развитию  доброжелательности,  дружелюбия.

3.  «Изостудия»,  где  учащиеся  учатся  не  только  основам 

изобразительного  искусства,  но  и  получают  эстетическое  наслаждение, 

получают  представление  о  красоте.

4.  «Музыкальный  кружок»,  где  дети  учатся  основам  хорового  пения, 

разучивают  народные  детские  песни,  что  благоприятно  для  развития 

 патриотических  чувств,  чувства  товарищества  и  взаимоуважения.

5. « В гостях у сказки», где учащиеся учатся концентрировать внимание на главном в сказочном мире, умению выделить при чтении и рассказывать сходные эпизоды с одним и тем же героем, определять их сказочный и эмоциональный характер. На занятиях учащиеся развивается способность к сопереживанию, эмоциональная и образная память.

Перед учителем стоит нелёгкая задача развития нравственности у ребят во внеурочной деятельности. Это и беседы,  поздравления ветеранов, выпуск стенгазет, конкурсы, проектная деятельность, утренники, направленные на заботу и уважение к старшему поколению,  к сверстникам, родным, к совместному труду, коллективной работе и игре и т.д.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования.  Детство всегда обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовём ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих  обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, нами разработана Программа на год «Нравственное воспитание  младшего школьника», в основе её использую...

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности

В этой статье стараюсь доказать, что   главным источником  формирования духовности  является Доброта, Истина и Красота, а основной принцип и метод ее реализации – сотворчество учителя ,...