Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .
статья на тему
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.
Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры.
Нами, педагогами разрабатывается рабочая программа курса внеурочной деятельности. В моем конкретном случае кружок «Я-гражданин России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
во внеурочной деятельности .
Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь.
Но есть и другая сторона медали . Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания российского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства- товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Отечеству, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.
Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры.
Нами, педагогами разрабатывается рабочая программа курса внеурочной деятельности. В моем конкретном случае кружок «Я-гражданин России»
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей.
Внеурочный часы разбиты по разделам. Темы раскрываются, как бы по нарастанию. 1 класс- это все новое для ребенка. Новые правила игры. И от этой формы я не отхожу. Знакомимся с личностью ученика, глубже смотрим на его способности: память, достоинства -и все через игры интересные вопросы-тесты. Учителя начального звена считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения.
Сегодня каждый из нас стремится, чтобы на каждом уроке присутствовали добро, истина, красота. Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной Курганинск, увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.
Но именно в этом возрасте происходит осознания себя, как чего то большого. 2 раздел: «Я- мы». Затрагиваем темы коллектива, отношение к собственному и общему, узнаем , что значит быть ответственным. Формы уже другие: совместные походы, выставки рисунков, общие диалоги, встречи со взрослыми. Школа-это огромный промежуток жизни и конечно должно быть сформировано отношение к этому. Раздел третий: «Школа- мой родной дом». Появляются в лексиконе ребенка слова: права и обязанности. Вырабатываются правила поведения. Школа рассматривается, как маленькое государство со своими законами. Конечно в первую очередь уроки-игры по безопасности. Общие акции- должна быть видна сила коллектива. Больше часов отводится на раздел «Я и моя семья». И это понятно.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества..
Дети пробуют себя впервые в презентациях-историях о своей семье. На первом месте- уважение к старшим. Гордость за родителей. Здесь важны совместные праздники с семьями, встречи со старшим поколением, рассказы о своих семьях, традициях. Важны совместные походы, конкурсы. Во второй класс ребенок уже приходит подготовленный. Он знает все правила, понимает свое место в школе. Теперь границы можно расширить дальше. «Курганинск- моя маленькая Родина». Границы расширяются не только словесно. Ребенок сам должен своими ногами пойти и постигать мир. Эффективны, желанны походы, экскурсии, встречи. В этом возрасте происходит знакомство на постоянной основе с музеями, библиотеками, другими учреждениями культуры. Открывается история родной земли, укрепляется к ней уважение. Обязательны субботник в черте города. Город должен быть чист и мы это проследим -такой его девиз! Можно подходить к другим темам, раскрывающим наш мир. Горизонт отодвигается. Ребенку уже самому интересна история Кубани и все что с ней связано: города, природа, события. Это и через учреждения культуры, а можно и самому поделится своим путешествием за пределы района. К темам раздела «Я- гражданин России» ребята подходят подготовленные. У них сформировано понятие земного устройства. На карте без труда они выделяют рубежи России , выделяют столицу Москву. Здесь они учатся понимать, что Кубань частичка нашей Родины, а все мы- россияне. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Конечно же интересны формы для ребят- конкурс рисунков, спортивные праздники, национальные праздники. Ребенок видит, что страна многонациональна и надо уважать традиции других народов, жить так , чтобы уважали и твои обычаи. Третий класс –личность ученика сформировано. Он знает все, что надо знать в современном мире. Меняются и формы подачи материала. Постепенно уходят игры, но вводится интерактив. «Я живу в России»-это не только рассказ о себе. Это традиции, зыки, религия твоего друга. Здесь важны диалоги самих ребят, общие акции, флэш- мобы. Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Теперь можно расширять кругозор, то есть узнавать о мире больше. Познакомится с историей древних греков, славян. Узнать, что есть такая наука археология, история. И история у каждой страны на нашей планете своя. Что люди должны беречь нашу планету, развивать вместе науку, искусство, спорт. В четвертом классе можно подготавливать учащегося к серьезному предмету –история.
На мультимедийных уроках совершить путешествия в Киевскую Русь, узнать о первых святых, о освободительных войнах, о трагической истории Руси, о истории Руси созидающей , героической, которая страница за страницей приведет нас к нашим дням и тогда перед ребенком откроется место его семьи в этом огромном временном пространстве, его личное место, его личное участие.
Управление образования нашего района ставит перед собой цель создания городской системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к культурным ценностям. Реализация данных проектов невозможна без сотрудничества с учреждениями культуры города. Продумана система взаимодействия с музеем. библиотеками города.
Продуманы виды и формы деятельности учащихся, концепция, программы. В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся осуществляются проекты « У истоков», « Святые России » и другие.
И хочется сказать о роли педагога в этом процессе. Никогда не переставать учится у коллег, у детей. Знать и идти на шаг вперед. Тогда этот процесс будет и для детей и для педагога по настоящему творческим и принесет желаемый результат.
Каковы же ожидаемые мной результаты по духовно-нравственному воспитанию?
1. Знание и понимание ребятами истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.
6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности
Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....
"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...