Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
(из опыта работы)
Н.А.Истомина,
учитель начальных классов МБОУСОШ № 8,
первая квалификационная категория
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
Слайд 2. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Проработав в начальной школе 27 лет, я могу с уверенностью сказать, что развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность.
Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей к появлению опыта послужило убеждение в том, что у ребёнка
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое
государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;
свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о
старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о
вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;
целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют
друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных,
нравственных и культурных традиций.
Технология
Я ежегодно являюсь классным руководителем. При составлении плана воспитательной работы стараюсь учитывать все направления духовно–нравственного развития и воспитания детей. Но основными среди них в моём классе можно считать патриотическое, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое. Перечень направлений внеурочной деятельности является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей.
В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские, реализую личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраиваю индивидуальную траекторию развития личности.
Провожу с детьми большую исследовательскую работу на различную тематику. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.
В ноябре прошлого учебного года предложила ученикам поучаствовать в городском конкурсе проектов для одарённых детей «Шаг в будущее». Шесть ребят изъявили желание участвовать. Вместе выбрали актуальную на наш взгляд тему о пользе чая, разбились на группы, наметили план исследования. Дети провели анкетирование в различных классах школы, побеседовали с терапевтом больницы о пользе и вреде чая, побеседовали с продавцами различных магазинов о наиболее популярных марках покупаемого в нашем городе чая, пакетированного или нет, проводили опыт (возгоняли кофеин) в химической лаборатории школы под руководством учителя химии Савиновой И.Г. Собрали и обработали богатый материал. Создали презентацию и выступили с ней на конкурсе. Итогом работы стала победа
(1 место).
Проводилась исследовательская работа над проектами: «Содружество независимых государств», «День толерантности». На презентации дети рассказывали о национальной одежде, инсценировали национальные сказки, с родителями готовили национальные блюда, играли в национальные игры…
Так как класс является многонациональным, то целью такой работы являлось формирование толерантности, уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Считаю, что такие мероприятия раскрывают перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты русского национального самосознания, воспитывают чувство национального достоинства.
Большое внимание уделяю военно-патриотическому воспитанию.
Изучение истории Великой Отечественной войны начинается в школьном музее Воинской славы при школе №7, где есть материалы о земляках. Также мы проводим экскурсии по улицам города, названных в честь героев Великой Отечественной войны. По итогам этих экскурсий учащиеся создают небольшие проекты. Накануне Дня Победы всегда возлагаем цветы к Вечному огню.
Сама, как педагог, ежегодно участвую в профессиональных конкурсах на различных уровнях (от районных до международных), так как считаю, что нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Так в апреле 2010 г. я заняла 1 место в конкурсе учебно – методических разработок сценариев и рекомендаций «И помнит мир спасённый» В конкурсную работу были включены результаты исследований моих учеников по темам:
-Наши земляки – участники Великой Отечественной войны
-Наши родственники – участники Великой Отечественной войны.
Также детские проекты были направлены в г. Владимир для участия в областной Неделе детской книги, посвящённой Великой Победе в рамках областной патриотической акции «Поклонимся великим тем годам…»
Военно-патриотическое воспитание продолжается на ежегодных встречах с ветеранами, с солдатами.
Дети участвуют в различных конкурсах.
Например, участвовали во Всероссийском конкурсе сочинений «Солдатами не рождаются» в 2011 году.
К 50-летию со дня полёта человека в космос посетили музей космонавтики в г. Владимире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. Значительное место во внеурочной деятельности уделяется изучению родного края.
Краеведение приглашает детей в путешествие по Владимирскому краю. Дети знакомятся с историей родного города, с достопримечательностями, открывают для себя новые имена, узнают о мастерах, поэтах и писателях, художниках, прославивших родной край.
Необходимость данной работы связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Она предполагает не только работу с книгой, но и экскурсии по Карабанову и области, встречи с интересными людьми, игры, викторины, сбор материалов о земляках. Активное участие в работе принимают родители. Краеведение не только даёт знания о Владимирском крае, но и пробуждает интерес к своей малой Родине. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
В 2010 году мы принимали участие в районном литературно-краеведческом конкурсе «Люби свой край и воспевай», где Коршунов А. занял 1 место в номинации «Сказка о
г. Карабаново», а Кузнецов Ринат – 3 место.
В 2012 г. и в 2013 г. принимали участие в городском конкурсе чтецов «Мой край родной», на котором дети читали авторские стихи карабановцев из сборника «Ситцевый город».
Четыре года подряд принимаем участие в муниципальном конкурсе «Малая Родина» Худовские чтения, и всегда дети занимают призовые места в различных номинациях.
Например, в 2013 году Москалёв Денис писал сочинение о своём тренере, а мы с Аней Свободиной решили провести исследовательскую работу и создать презентацию об исторических местах г.Карабаново. Ученики нашего класса также помогли собрать большую коллекцию фотографий города, которые легли в основу презентации. Итогом работы моих учеников стали почётные грамоты и ценные призы.
Далее эту презентацию «Частичка великой России - город Карабаново» мы направили на международный интернет-конкурс «Мой край родной». Итог: Аня стала лауреатом 3 степени.
В области формирования семейной культуры провожу следующие мероприятия:
- ежегодный родительский день (в рамках «Недели науки» в начальной школе);
- участие во Всероссийском конкурсе сочинение «Самый близкий человек» в 2011 г. Москалев Денис занял 3 место;
- семейный праздник «Мы за чаем не скучаем» (дети подготовили исследовательские проекты о традициях русского чаепития).
Большую помощь в организации всегда оказывают родители.
В 2011-2012 учебном году была руководителем кружка «Здоровье». В основе программы лежали правила этикета.
«Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры,
нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной».
Цели и задачи занятий:
– формирование духовно-нравственных ориентиров;
– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.
Программа состояла из нескольких разделов:
1. Исторические корни этикета.
2. Культура общения.
3. Гостевой этикет.
4. Этикет поведения в общественных местах.
5. Семейный этикет.
6. Школьный этикет.
7. «Вежливые» советы.
Сейчас кабинет оснащен стационарным проектором, появилась возможность использовать на занятиях презентации. Это позволяет сделать занятия более наглядными и содержательными. Ребятам очень нравится данная форма работы.
Ежегодно организуюся экскурсии на производственные предприятия, где дети знакомятся с различными видами труда, различными профессиями. За период с 1 по 4 класс мы побывали в г. Клин на фабрике изготовления новогодней игрушки, на фабрике «Спартак», в пожарной части г. Александрова, на фабрике изготовления матрёшек в г. Сергиев – Посад, на Александровском хлебокомбинате, на фабрике по изготовлению валенок в г. Калязин, побывали в гончарной мастерской.
Приглашаю родителей на классные часы, где они рассказывают ребятам о своей профессии. Приобщаю учащихся к труду. Они приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы.
Ежегодно принимаем участие в акции «Трудовой десант».
Первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе дети получают в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю.
Художественно-эстетическое воспитание я реализую через участие в творческих конкурсах различного уровня ( от школьного до международного), посещение различных выставок, музеев. Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.
На примере своего класса я коротко показала, как на протяжении обучения детей в начальной школе реализую духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся через интеграцию в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности
Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...
"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...