Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников
статья на тему
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
- умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
- и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
- умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
- и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
- Какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. Возьмём несколько этапов.
1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы с встретимся с медвежонком Тико.
Формирование личностных УУД: умение связывать обучение с реальными жизненными целями и ситуациями.
У: - Рассмотрите слайд 1, угадайте, куда медвежонок Тико захотел отправиться? Что там будет происходить? ( На Новогоднюю елку.)
У: - Медвежонок Тико очень
Хочет на елочку в Сочи!
И мы тоже с вами, дети,
Полетаем на …(ракете). (Слайд 2)
Формирование личностных и регулятивных УУД: умение осознать, исследовать жизненную проблему, предложить пути её решения путём постановки целей.
У: - А как вы думаете, почему медвежонок Тико выбрал ракету? Сколько дней осталось до нового года? Да, ребята, надо спешить! Но медвежонок со своим другом уже заняли ракету, а как же быть нашим друзьям? Как нам помочь им побыстрее добраться в Сочи до начала нового года? У нас с вами есть замечательные конструкторы, давайте построим им ракеты для быстрого путешествия!
Формирование познавательных УУД: изучение разных геометрических фигур, их свойств.
У: - Рассмотрите ракету и предложите, из каких деталей нашего конструктора мы могли бы собрать ракету?
у: - Из треугольников, квадратов, прямоугольников. (Слайд 3).
У: - Все ли фигуры, которые вы назвали, есть на этом слайде? Что вы можете рассказать про квадрат, про прямоугольник; чем квадрат отличается от прямоугольника? Что ещё заметили необычного?
у: - Треугольники бывают разные: равносторонние, прямоугольные, остроугольные.
Формирование регулятивных, коммуникативных УУД: умение планировать, корректировать, оценивать свою деятельность; умение договариваться со своими товарищами при возможной нехватке деталей к модели №2
2. На примере урока русского языка в первом классе по теме «Имя собственное» (постановка проблемы и её решение) я предлагаю учащимся следующую ситуацию:
Учитель: Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:
«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».
- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.
- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)
- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)(познавательные УУД).
3. Урок по окружающему миру. Тема: «Дикие и домашние животные».(Первичное закрепление)
- Рассмотрите животных.
(Лиса, кошка, медведь, заяц, собака, белка, лев, тигр, лошадь, обезьяна, свинья, слон).
-Отметьте тех животных, которых вы видели
- Дайте им небольшую характеристику.
Если это дикое животное, подчеркните зеленым карандашом, если домашнее –синим карандашом.
Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (познавательные, регулятивные УУД)
4. Литературное чтение.
Приём «Пропущенный вопрос».
У детей карточки с заданием (Приложение №4): «Вставь пропущенный вопрос». Дети должны прочитать все вопросы, восстановить последовательность событий в рассказе и записать вопрос, который пропустил учитель.
- Выполните это задание.
- Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось.
(На слайде появляются пропущенные вопросы.)
- Поменяйтесь карточками и проверьте своего напарника.
(Познавательные:
-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Регулятивные:
- умение адекватно оценивать себя и других.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
Квалификационная работа "Русский язык в системе формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Работа содержит методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий у младших школьников....
Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках....
Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...