Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISA
презентация к уроку на тему

Елена Викторовна Редькина
*Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста,  а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gramotnost_chteniya.ppt994.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISA Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Слайд 2

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Слайд 3

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Слайд 4

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может « свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев).

Слайд 5

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. При составлений таких заданий можно пользоваться рекомендациями: - Л. Рождественская; И. Логвина «Правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение».

Слайд 6

Форма материалов для чтения «С плошные» тексты ( прозаические произведения, например, описание повествование, объяснение, рассуждение, а также инструкция, документы или записи, гипертексты); « Н есплошные» тексты ( графики, таблицы, диаграммы, формы, информационные бланки, объявления, рекламы, ваучеры, сертификаты, карты )

Слайд 7

Шкалы по грамотности чтения Умения Нахождение информации (25%) Интерпретация текста (50%) Рефлексия на содержание или форму текста и его оценка (25%)

Слайд 8

Ситуации использования текста Чтение для личных целей (например, личных писем), 25% Чтение для общественных целей (например, официальных документов), 25% Чтение в профессиональной деятельности (например, отчетов), 20% Чтение для получения образования (например, учебной литературы), 30%

Слайд 9

Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

Слайд 10

Выбери доступный тебе уровень и читай вслух текст до 20 слов текст до 40 слов текст до 100 слов текст до 90 слов Для чтения текста отводится одна минута

Слайд 11

Блицконтроль техники чтения и понимания текста 2 класс

Слайд 12

Блицконтроль техники чтения и понимания текста 3 класс

Слайд 13

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 1-х классах ДЕДУШКА Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом. 1.Чему учил дедушка мальчиков? 2. Чему вы научились у своего дедушки?

Слайд 14

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению во 2-х классах 1.Солнце закрыла большая тёмная ___________________________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться ___________________ ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и __________________. 1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков. 2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?

Слайд 15

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 3-х классах Волшебные краски В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски. - Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь. Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником. Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались. - Какие чудесные картины! Какие волшебные краски!- говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. ( 72 слова) ( По Е. Пермяку) 1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом? 2.Что бы вам смог подарить на Новый год Дед Мороз? 3. Могли ли в ваших руках краски стать волшебными? Почему?

Слайд 16

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 4-х классах КУКУШКА (НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА) Жила _____ свете бедная женщина. И было у неё четверо ____. Не ______ дети матери. Бегали, играли на снегу с ___до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать ______. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой ____ она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит: — Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички. Не один, не два раза просила мать — не идут дети за _________. Старший говорит: — Я без пимов. Другой говорит:— Я без шапки. Третий говорит: Я без одежды. А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать: — Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. _________ мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья ____________________. Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется. 1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков. 2. Как бы вы поступили на месте детей? 3. В жизни некоторых матерей называют кукушками. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, ...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...

"Функциональная грамотность: читательская компетентность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...