Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника
учебно-методический материал на тему
Материал содержит доклад для выступления на педсовете по теме "Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально-значимых компетенций современного школьника"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника
(СЛАЙД 1) Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".
Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с начальной школы. То, что можно сформировать у младшего школьника , используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя с средней и старшей школе. (СЛАЙД 2)
В начальной школе формируются основные ключевые компетенции:
-Ценностно-смысловые компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Социокультурные компетенции.
- Коммуникативные компетенции.
- Информационные компетенции.
Все эти компетенции являются социально – значимыми. Потому что для того, чтобы ученик начальной школы стал полноправным и компетентным гражданином, надо научить его общению, пониманию ценности и необходимости общения. Это происходит при формировании коммуникативной компетенции. Младший школьник должен уметь извлекать необходимую информацию из разных источников, работать с ней. Здесь мы говорим о формировании информационной компетенции, социокультурная компетенция помогает осознать место ребёнка в обществе, ознакомиться с ролями других людей. Формирование учебно-познавательной компетенции обогащает необходимыми знаниями для его деятельности. А формирование ценностно-смысловой компетенции помогает ребёнку ответить на вопрос, зачем ему учиться всему выше перечисленному.
Я в своей работе формирую ключевые компетенции не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Осуществить формирование всех этих компетенций мне помогает исследовательская и проектная деятельность детей.
При составлении и работе над проектом идёт всестороннее и совокупное развитие ребёнка. Ведь прежде, чем начать работать над проектом, ребёнку надо поставить цель, понять, для чего он это делает. Перед работой над проектами мы с детьми отвечаем на вопросы небольшой анкеты (СЛАЙД 3), чтобы выяснить, какие темы наиболее интересны детям. (СЛАЙД 4). При работе над проектами дети не получают знания в готовом виде, а сами добывают информацию. Мы с ребятами за 3 года работали над разными проектами. Но наиболее удачными и интересными для детей стали проекты «Моя семья», «Мои увлечения», «Мой родной город».
После постановки цели идёт работа над формированием информационной компетенции. Дети сначала затруднялись ответить, что интересного и значимого для них они могут рассказать о своей семье. Но потом, собирая и обрабатывая информацию, ребята пришли к выводу, что многое из собранных сведений было для них сначала даже неизвестно. Это были различные факты о бабушках, дедушках, о своих ближайших родственниках. И вот такие яркие и красочные проекты у нас получились. (ПОКАЗАТЬ)
При работе над этими проектами осуществлялось и развитие коммуникативной компетенции, потому что дети общались не только со взрослыми, но и между собой, обсуждая результаты своей работы.
Очень интересна для детей и исследовательская деятельность. Психологические особенности младшего школьника таковы, что он любит не только задавать вопросы, но и искать ответы на них. В роли исследователей мы выступали, когда составляли проект о лекарственных травах. (СЛАЙД 5, 6, 7). Здесь каждый ребёнок сначала искал информацию, потом мы вместе в классе обрабатывали результаты и самое интересное записывали и зарисовывали. При работе над данным проектом происходило формирование и информационной компетенции, и учебно – познавательной компетенции, и коммуникативной компетенции, и социокультурной, потому что мы знакомились с профессией фармацевта, говорили о значении работы учёных в этой области для здоровья человека. (СЛАЙД 8). В такой беседе происходит также формирование природоведческих и здоровьесберегающих компетенций. Всю свою работу мы оформили в папку, вложили рисунки, доклады. (ПОКАЗАТЬ ПАПКУ)
Похожая работа у нас проходила по теме «Грибы» (ПОКАЗАТЬ), в этот проект мы добавили не только научную информацию по грибам, но и сочиняли свои собственные стихи, сказки, писали книжки – малышки, искали рецепты грибных блюд: (СЛАЙД 9,10,11)
С удовольствием ребята работали над проектами «Мой родной город», «Моё увлечение».(ПОКАЗАТЬ)
Но самый увлекательный проект, по мнению ребят, была работа «Мы в ответе за тех, кого приручили». (СЛАЙД 12) У некоторых ребят возникло желание сделать проект в электронном виде. Самый удачный получился у Пискунова Яна (ССЫЛКА картинка сочинение).
О животных ребята писали сочинения, рисовали рисунки, приносили фотографии.
Я считаю, что формирование ключевых компетенций младшего школьника даёт возможность ему осваивать новые знания более результативно, повышают мотивацию к учебной деятельности. В начале 3 класса я провела небольшой психологический тест на выявление уровня мотивации к учению, и такой же тест был проведён в конце первого полугодия. Результаты получились следующими (СЛАЙД 13). На диаграмме наглядно видно, что уровень мотивации к учению повысился.
(СЛАЙД 14) Проектно – исследовательская деятельность младших школьников помогает сформировать ключевые социально – значимые компетенции, повышает уровень мотивации, а, следовательно, и познавательной активности. Таким образом, можно быть уверенной в том, что, продолжив обучение в среднем и старшем звене, ребёнок закончит школу и сможет стать компетентным специалистом в выбранной им профессии, т. к. у него будет весомый багаж сформированных ключевых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.
Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в это...
Формирование социально значимой компетентности младшего школьника на основе развития нравственных качеств личности
выступление на МО...
Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального школьного образования.
Выступление на педсовете....
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...
Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А.
Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...