Мы - дети природы
проект на тему
Проект предусматривает, что экологическое образование и воспитание должно быть комплексным, охватывающим все сферы окружающей среды. Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной и интегральной экологии. Содержательную сущность комплексной экологии в программе составляют экосистемы разного уровня: человек – природное существо и член общества; многообразие природного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой, труд и поведение человека в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_-_deti_prirody.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Цыденова Баярма Жамьяновна,
учитель начальных классов
МОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
село Алла Курумканского района республики Бурятия
Проект
«Мы – дети природы»
Проблема
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и сами собой. В последнее время связь человека с природой оказались прерванной. Даже многие сельские жители не знают названия трав, деревьев, не умеют пользоваться дарами природы, не умеют делать простых предсказаний погоды, а значит и будущего урожая. Варварское отношение к природе, все большее отчуждение детей от мира природы, снижение уровня экологической культуры у детей и взрослых, неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира подтолкнули нас к созданию экологического проекта.
Пояснительная записка
Проект предусматривает, что экологическое образование и воспитание должно быть комплексным, охватывающим все сферы окружающей среды. Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной и интегральной экологии. Содержательную сущность комплексной экологии в программе составляют экосистемы разного уровня: человек – природное существо и член общества; многообразие природного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой, труд и поведение человека в окружающей среде.
Серьезный резерв программы представляет региональный компонент содержания – элементы народной культуры – этнопедагогики, приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью, к грамотному и разумному природопользованию, принципам ТПП коренным народов Дырена – эвенков, бурят.
Цель:
– формирование у детей нового ответственного отношения к природе, элементарных понятий, раскрывающих закономерности жизни природы, ее роль и значение для нормального существования человеческого общества.
Задачи:
В обучении:
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе нашего края, формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среди жизни человека , понятии о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны.
В развитии:
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, позновательного интереса, активное участие в практической деятельности по охране природы, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых экосистем, развитие умения четко и лаконичео излагать и обосновать свои мысли.
В воспитании:
- воспитание эстетичного и нравственного отношения к окружающей среде и жизнедеятельности человека, умения вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Краткое описание реализации проекта
Реализация проекта предусматривает использование разнообразных форм обучения:
- практическое занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.
- вводные и обобщающие занятия, полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, дидактические игры, практическая деятельность в окружающей среде.
Методы изучения: наблюдения, постановка экспериментов, восприятий произведений искусств, изучение, моделирование, проектирование, прогнозирование своего поведения и деятельности.
1-й год обучения
- Формирование знаний о живой и неживой природе, экологической культуры, навыков и поведения в природе.
- Научить определять растения и животных нашего края.
- Научит проводить фенологическое наблюдение.
2-й год обучения
- Сформировать обобщенное представление об окружающем мире, об экологических связях между живой и неживой природой, между природой и человеком.
- Создать необходимую базу знаний по основным понятиям и законам экологии, этноэкологическим принципам коренных народов Байкальского региона.
- Научить определять растения и животных нашего края.
- Научит проводить фенологическое наблюдение и исследования.
- Научить правилам поведения в природе.
3-й год обучения
- Расширить и закрепить умение наблюдать за животными организмами в природе.
- Закрепить знания о биотических связях в экосистемах.
- Продолжить работу над фенологическими наблюдениями и исследованиями.
- Научить практическим умениям, навыкам по благоустройству природного и социального окружения.
- Научить младших школьников методам познания окружающего мира.
4-й год обучения
- Научить проводить экологические исследования, фиксировать свои наблюдения, анализировать и оформлять их.
- Научить выявлять связи здоровья человека с состоянием окружающей среды.
- Расширить представления о многообразии живого в почве.
- Расширить знания учащегося по экологическому образованию, о роли природы в укреплении и охране организма человека.
- Научить простейшим методам охраны природы от загрязнения, разрушения и истощения.
Общие сведения о проекте
Возраст обучаемых – учащиеся 1-3 классов.
Проект рассчитан на 4 года обучения.
Количество часов занятий в неделю – 1 час.
в год – 34 часа.
Проект рассчитан на реализацию в общеобразовательной школе.
Примерный тематический план на 1-й год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Многообразие окружающей среды | 10 | 4 | 6 |
2 | Живая и неживая природа | 6 | 2 | 4 |
3 | Природа нашего края | 8 | 3 | 5 |
4 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными | 10 | 4 | 6 |
Всего: | 34 | 13 | 21 |
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
- Многообразие окружающей среды
- Природа – часть окружающей среды.
- Растения нашего края.
- Животные нашего края.
- Птицы нашего края.
- Комнатные растения.
Экскурсии. Фенологические наблюдения. Чтение книг. Просмотр видеофильмов. Экологическая сказка. Озеленение детского сада.
- Живая и неживая природа.
- Представление о живой и неживой природе.
- Связь живой и неживой природы.
- Человек – часть живой природы.
Экскурсии на природу. Чтение и рассмотрение книг. Наблюдение.
- Природа нашего края.
- Насекомые, птицы, звери нашего края.
- Заповедные места.
Выход на экологическую тропинку. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. Заочное путешествие по заповеднику. Встреча с представителями лесничества.
- Знакомство с охраняемыми растениями и животными.
- Охраняемые растения.
- Охраняемые животные.
- Деятельность человека по охране растений и животных.
Операция «Чистый двор». Правила поведения в природе. Изготовление альбома. Русско-бурятско-эвенкийский словарь названий растений и животных. Загадки, игры.
Примерный тематический план на 2-й год обучения
(начальная школа)
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Что такое экология? | 7 | 4 | 3 |
2 | Человек – часть живой природы | 4 | 2 | 2 |
3 | Многообразие окружающей среды | 17 | 6 | 11 |
4 | Связь живых существ в природе | 6 | 3 | 3 |
Всего: | 34 | 15 | 19 |
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
- Что такое экология?
- Представление об окружающей человека среде.
- Познание окружающей среды с помощью СМИ.
- Познание окружающей среды с помощью искусства.
Экскурсия на природу. Чтение книг, газет, журналов. Обсуждение телепередач. Рассматривание произведений искусств и просдушивание музыки.
- Человек – часть живой природы
- Связь человека с природным окружением. Предметы и изделия, созданные человеком.
- Человек – член общества.
Экскурсии на объекты окружающей среды. Наблюдения.
- Многообразие окружающей среды
- Природа – част окружающей среды.
- Растения нашего края.
- Виды растения.
- Животные нашего края.
- Виды животных.
- Птицы нашего края.
- Комнатные растения.
Экскурсии по тропам ШЭПа (Школьный этноэкологический парк). Фенологические наблюдения. Утренники. Устный журнал. Озеленение классов, школы.
- Связь живых существ в природе.
- Взаимосвязи растений и животных.
- Уроки бабушки Дулмы.
- Роль растений в жизни человека.
- Роль животных в жизни человека.
Встречи с местными знатоками природы. Практические работы.
Примерный тематический план на 3-й год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Изучение экологические связи в природе | 6 | 4 | 2 |
2 | Красота и разнообразие природы нашего края | 7 | 3 | 4 |
3 | Роль неживой природы в жизни живого | 15 | 9 | 6 |
4 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными | 6 | 4 | 2 |
Всего: | 34 | 20 | 14 |
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
- Изучение экологические связи в природе
- Живая и неживая природа. Связь живой и неживой природы.
- Защитные приспособления у растений и животных.
Практические работы. Составление сетей питания, экологических пирамид.
- Красота и разнообразие природы нашего края
- Многообразие растений.
- Культовые деревья.
- Многообразие животных.
- Почитаемые животные.
- Грибы и лишайники.
Практическая работа. Выход на тропы ШЭПа.
- Роль неживой природы в жизни живого
- Солнце. Поклонению солнцу.
- Луна. Приметы, связанные с луной.
- Лунный календарь.
- Способы ориентирования на местности нашими предками.
- Воздух и жизнь.
- Вода – чудо природы. География волшебных вод нашей местности. Охрана лечебных источников.
- Грязь, исцеляющая человека. Грязелечебницы.
- Уроки бабушки Дулмы: о почитании воды.
- Роль света в природе.
- Приспособление растений и животных к климатическим условиям.
Практическая работа. Ориентирование на местности. Изучение лунного календаря. Экскурсия на лечебный источник. Встреча со знатоками преданий.
- Знакомство с охраняемыми растениями и животными
- Охраняемые растения нашей местности. Лекарственные растения, русско-бурятско-эвенкийский словарь лекарственных и пищевых растений нашей местности. Правила их сбора.
- Охраняемые животные. Деятельность человека по охране животных.
Практическая работа сбор и изучение лекарственных растений. Викторина.
Примерный тематический план на 4-й год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Природа и человек | 63 | 2 | 1 |
2 | Открываем жизнь в почве | 8 | 5 | 3 |
3 | Охрана природы | 10 | 7 | 3 |
4 | Экология и здоровье | 6 | 4 | 2 |
5 | Экологические катастрофы местного значения | 7 | 3 | 4 |
Всего: | 34 | 21 | 13 |
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
- Природа и человек.
- Природа и человек. Счастье быть с природой.
- Красота окружающего мира.
- Гармония в природе.
Практическая работа. Озеленение. Посадка деревьев.
- Открываем жизнь в почве.
- Почва нашего края.
- Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты.
- Охрана почв.
- Земледельческий календарь.
Практическая работа. Экскурсия. Выход на тропу. Встреча с носителем древних традиции земледелия. Составление календаря.
- Охрана природы.
- Способы охраны природы.
- Заповедники: Баргузинский, Джергинский.
- Красная книга Бурятии. Исчезающие животные Бурятии.
Практическая работа. Выход на тропы. Устный журнал. Изготовление кормушек.
- Экология и здоровье.
- Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека.
- Состояние окружающей среды в районе, селе.
- Стихийные бедствия, связанные с погодой.
- Погода и самочувствие человека.
- Народные приметы о погоде. Воздействие человека на погоду и климат.
Практическая работа. Фенологические наблюдения. Экскурсия.
- Экологические катастрофы местного значения.
- Загрязнения нефтью.
Методическое обеспечение проекта
- Методическое пособия по отдельным темам курса «Мы – дети природы».
- Методические пособия и программа по экологии.
- Методики проведения теоретических и практических занятий, составленные по программно-методическому обеспечению деятельности ШЭПа.
- Тесты и задачи по экологии.
В дошкольном учреждении дети осваивают основы экологических знаний, знакомятся с многообразием окружающей среды.
В первый год обучения учащиеся продолжают осваивать основы экологических знаний, знакомиться с многообразием окружающей среды, рассматривают связь человека с природой окружающей среды.
Во второй год учащиеся расширяют экологические понятия, представления, проходят их конкретизацию, иллюстрирование.
В третий год обучения учащиеся углубляют теоретические знания в области экологии, учатся применять полученные знания в практической природоохранительной деятельности реализации методов ТПП коренных народов Баргузинской долины – эвенков, бурят.
Ожидаемые результаты
- Повышение знаний детей о природе родного края, о целостности природных комплексов, о связи человека с окружающей средой.
- Осуществление преемственности между дошкольным и начальным звеном через экологическое образование и воспитание.
- Формирование готовности к правильному взаимодействию с окружающей средой, реализации своих знаний в разнообразных ситуациях.
- Осознание себя, как носителя экологической культуры.
Экологизация педагогического процесса
Литература
- Пешков А.С. Этноэкологическаяя программа работы с младшими школьниками.»Вслед за солнышком живем», Владивосток, 1998 г.
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва «Просвещение», 1995 г.
- Министерство образования РФ, Центр детско-юношеского туризма РФ. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. Рекламно-информационное бюро «Турист». Москва, 1994 г.
- Тихонова А.Е. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся. Межпредметное задания для младших школьников. Хабаровск, 1988 г.
- Харченко А.Л., Шомина Б.И. Программа по экологическому образованию. Полевая экология. ИСАР-Москва. ИСАР-Дальний Восток, 1998 г.
- Замбалова Т.Д. Проблемы этноэкологического воспитания школьников. У.-Удэ. Буряад унэн», 1994 г.
- Байкальский институт природопользования. Сибирское отделение РАН. ИГУ. Экология учебная программа для старшеклассников. У-Удэ, 1999 г.
- Министерство образования РФ ЦДЮТ РФ. Программа кружков «Юные экологи – краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке». Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва, 1991 г.
- Новиков Ю.В. Природы и мы. М., Просвещение, 1991 г.
- Иметхенов А.б. Памятники природы Бурятии. У-У., БКИ, 1993 г.
- Плешаков А.А. Природоведение 3 класс М., Просвящение, 1993 г.
- Зайцева Н.Л., Бельногова Т.В. Растения Севера в народной медицине. Петрозаводск, 1991 г.
- Шаргаев М.А. Экологическая этика и культура. Изд-во БНЦ, У-У., 1993 г.
- Боровицская. Птицы Бурятии. У-У., 1993 г.
- Новиков В.С., Губинов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений. 1995 г.
- Воробьева А.Н., Голов В.П. Сельская школа и экологическое образование младших школьников. М., Начальная школа - № 6, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для классного часа "Мы - дети природы".
Материал используется для сопровождения к классному часу "Любите природу"....
Проект "Мы - дети природы"
Данная программа по экологии рассматривается как элемент системы непрерывного экологического образования и воспитания в рамках программы развития школы «Дырен – территория сотрудничества» и предназнач...
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры. ...
Рабочая программа для 2 класса по курсу краеведения "Мы - дети природы"
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен в Базисном учебном плане общеобразовател...