Программа воспитательной работы на 2014-2018 уч.г.
календарно-тематическое планирование на тему
Программа воспитательной работы содержит пояснительную записку, цели задачи, этапы работы в этой программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_na_2014-2018_uch.g.docx | 145.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
г. Сыктывкара
Программа воспитательной работы
«Ступени совершенства»
на 2014– 2018 учебные годы
Выполнила: учитель начальных классов
Муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
г. Сыктывкара,
Крюкова Татьяна Сергеевна
Сыктывкар
2014г.
Пояснительная записка
Целостный педагогический процесс – это процесс,
в котором воедино слиты «воспитывающее
обучение» и «обучающее воспитание».
А. Дистерверг.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МОУ «СОШ №27».
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Программа воспитательной работы «», поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.
Данная программа была создана, чтобы помочь ребёнку в формировании его личности в соответствии с социальным заказом государства, в соответствии с желаниями, потребностями и особенностями ребёнка и семьи.
Цель данной программы:
- Обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика.
- Социально-педагогическая поддержка становления и развития детей в течение четырёх лет обучения и воспитания.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
6. Воспитывать потребность в духовном развитии, нравственном совершенствовании.
7. Воспитывать осознание ценности семьи, ценности других людей.
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания.
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания.
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности.
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход.
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход.
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода.
Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности.
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Участники программы.
Участники программы:
• обучающиеся,
• классный руководитель, педагоги, работающие в классе,
• родители.
Классному руководителю, который включён в процесс воспитания и помогает реализовать поставленные цели и задачи, необходимо обладать следующими способностями:
• правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему;
• быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
• вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
• приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
• вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к совершенствованию;
• находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, иметь авторитет среди детей.
Содержание программы.
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
I. Работа с детьми
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Задачи воспитания и социализации учащихся
по каждому направлению:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
• любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
• отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
• различение хороших и плохих поступков;
• знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
• почтительное отношение к родителям;
• уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
• первоначальные навыки коллективной работы, ;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• бережное отношение к растениям и животным;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
I этап «Познай себя»
(1 класс)
Цель: Формировать интерес у детей к школьным и внешкольным занятия, к своим одноклассникам. Помогать осознавать детям свой новый социальный статус.
Результат: Осознание детьми своих школьных обязанностей и прав. Внешкольная занятость. Начало формирования коллектива класса.
Воспитание гражданственности,патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе | Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |
Сентябрь | Праздник «Первый раз – в первый класс» | Классный час «Праздник в нашей жизни» | Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем» | Экскурсия «Вот и осень пришла» | ПДД «Дорожная мозаика» |
Октябрь | Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения) | Конкурс чтецов «Мои любимые детские поэты» | Классный час «Правила поведения в общественных местах» | Участие в акции «Птичий город» (изготовление кормушек для птиц) | |
Ноябрь | Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека» | Классный час «Мы славим труд» | Праздник вежливых наук | Участие в конкурсе песен «Здорово жить здорово!» Создание плаката. | Классный час «Береги здоровье смолоду» |
Декабрь | «Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками. | Подготовка к празднику Новый год | «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» | Классный час «Природа и человек» | Беседа «Осторожно, Елка!» |
Январь | Викторина – игра «Мои любимые уроки» | «Мои родные» выставка рисунков | Классный час «Наши друзья животные» | Практическое занятие «Учебная книга – наш друг». Экскурсия в библиотеку «Алый парус» | |
Февраль | Конкурс «Мы, защитни-ки Отечест-ва» |
| День защиты Земли |
| |
Март | Классный час «Я - ученик» | «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) | Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу» | Богатырские забавы | |
Апрель | Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил» | «У кого в порядке книжки и тетрадки» | «О наших бабушках, мамах, сестрах» | ||
Май | Доверительная беседа «Друг в моей жизни» | Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво» | Классный час «Трудно ли учиться в школе» |
II этап «Научись дружить!»
(2 класс)
Цель: Формировать в ребёнке понимание, что он часть окружающего его огромного мира, воспитывать бережное отношение к этому миру, к другим людям. Главное не ты мне, а я тебе.
Результат: участие в творческих, экологических художественно-эстетических конкурсах, акциях. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
Воспитание гражданственности,патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе | Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |
Сентябрь | Классный час «Путь нашей тетрадки» | «День рождения моей семьи» | Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия» | Игра «Азбука безопасного поведения на улице» | |
Октябрь | Классный час «Человек среди людей» | Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» | Беседа «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» | Конкурс знатоков природы. | Операция «Чистый двор» |
Ноябрь | Классный час «Я человек и гражданин» | Классный час «Мой любимый сказочный герой» | Классный час «Благодарность это…» | Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?» | Классный час «Мы за здоровый образ жизни» |
Декабрь | Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране» | Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза» | Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир» | Заочное путешествие «Чем богат наш край?» | |
Январь | Классный час «История Российского флага» | Диспут «Школа – мой второй дом» | Рождественские встречи | Конкурс-праздник «На острове Чунга-Чанга» | Операция «Скорая помощь» |
Февраль | Беседа «Защитники Отечества» | Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов» | Классный час «Мое и чужое в школьной жизни» | Игровой час «Лесная карусель» | Классный час «О личной гигиене» |
Март | Классный час «Царство Закон, царство Беззаконие» | Классный час «Как мы выполняем домашние задания» | Классный час «Путешествие в страну справедливости» |
| Беседа «Опасные предметы» |
Апрель | Час поэзии «Мне посчастливилось родиться на Руси» | Игровой час «Учимся быть организованными» | Ролевая игра «Учимся дружить» | Беседа «Гринпис» | ПДД «Что значит быть ответственным» |
Май | Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» | Мероприятие «Мы труд воспеваем и славим работу» | Классный час «Умеем ли мы прощать обиды?» | Брейн-ринг «Природа нашей Родины» |
|
III этап: «Коллективная жизнь»
(3 класс)
Цель: Воспитывать в детях желание и потребность помогать ближнему, умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
Результат: Участие детей в социальных акциях, в общественно-полезных делах, в коллективной жизни.
Воспитание гражданственности,патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе | Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |
Сентябрь | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком» | 1. Мир моих увлечений | Час общения «Тепло семейного очага» | «Люби и охраняй природу» | ПДД «Мы - пешеходы» |
Октябрь | Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас» | Игра «Умники и умницы» | Викторина «Путешествие в мир животных» | Час общения «Режим – это скучно или необходимо» | |
Ноябрь | Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден» | 3. КВН по русскому языку 4 | Час разговора «Доброе слово- что ясный день» | Экологическое заочное путешествие | Операция «Чистюлька» |
Декабрь | Час рассуждений «Что означает моё имя» | Классный час «Хвала рукам, что пахнут хлебом» 5. | Классный час «Профессии наших родителей» | Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки» | Утренник «В гостях у доктора Айболита» |
Январь | Час разговора «Я чувствую себя счастливым, когда…» | 5. Классный час «Люби книгу!» | Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» | Беседа «Птицы наши друзья» (изготовление кормушек для пернатых) | Классный час «В здоровом теле – здоровый дух» |
Февраль | Конкурс-викторина «О солдатах и генералах» | 6. Классный час «Культура умственного труда в классе и дома» | Круглый стол «Что такое правила хорошего тона» | Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения» | |
Март | Беседа «Мудрые заповеди предков» | 7. Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн» 8. | Семейный праздник «Род, родные, Родина» | Поле чудес «Там на неведомых дорожках» | Беседа «Овощи – кладовая витаминов» |
Апрель | 8. «Почему их так называют?» | Диспут «Что такое хорошо?!» | «Животные РК» викторина | . Практикум «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» | |
Май | Классный час «Как я умею преодолевать трудности» | 8 Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру. 9.
| Станция «Зелёный патруль» | Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч» |
IV этап: «В единстве сила»
(4 класс)
Цель: Воспитывать в детях активную жизненную позицию.
Результат: приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Воспитание гражданственности,патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе | Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |
Сентябрь | Классный час «Мои сильные и слабые стороны» | Информационный час «Это интересно» | Исследовательская работа «Родословная моей семьи» | Викторина «Растительный мир земного шара» | ПДД «Школа светофорных наук» |
Октябрь | Классный час «Я и общество» | Классный час «Мой труд каждый день дома» | Классный час «Школа вежливости» | Беседа «Растения – синоптики» | КВН «Наше здоровье» |
Ноябрь | «Встречают по одежке, провожают по уму» | Праздник «Музыкальная гостиная» | Праздник «Я песню милой маме пою» | Викторина «Животный мир земного шара | Веселые старты |
Декабрь | «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора) | Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» | Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!» | Загадки с грядки |
Январь | Классный час «Кто я? Какие мы?» | 5. Классный час «Отчего прибавляется счастья» | Беседа «Без друга в жизни туго» | Обсуждение ситуации «Планета Земля в опасности» | ЗОЖ«Мойдодыр» |
Февраль | Классный час «Что такое мир» | Конкурс знатоков «Турнир Шерлока Холмса» | Семейная гостиная «Традиции моей семьи» | Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом» | Классный час «Школа – территория здоровья» |
Март | Час-игра «Путешествие по Королевству любимых предметов» | Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе» | Экологический плакат «Гармония в природе» | Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья» | |
Апрель | Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить» | Тестирование «Семейные проблемы глазами детей» | Мини-конференция «Маленькие тайны большой природы» | Беседа «Чем я богат» | |
Май | Классный час «След войны в моей семье» | Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания» | Путешествия по родному краю | Весенний марафон «Будь здоров», «Футбол для всех» |
Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение каждого года:
1.Участие в общешкольных мероприятиях (по общешкольному плану)
2.Занятия в кружках, секциях.
3.Организационный классный час (1 раз в неделю).
4.Участие в районных, региональных конкурсах, акциях.
5. КТД (не менее 1 раза в четверть)
Текущая работа в классе за неделю, месяц:
1. Классный час.
2. Проверка дневников, учет успеваемости.
3. Дежурство по классу.
4. Уход за цветами.
5. Учет посещаемости (ежедневно).
6. Учет опозданий (ежедневно).
7. Состояние внешнего вида детей (ежедневно).
8. Заседание совета класса (ежемесячно).
Самоуправление в классе
Задачи:
• Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы обучающихся при сопровождении классного руководителя.
• Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.
• Воспитание ответственности за порученное дело.
• Формирование здорового общественного мнения ребят.
• Сплочение классного коллектива.
Структура самоуправления:
Классный коллектив делится на «семейки». Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание. На нем избирается совет класса, утверждается план работы, организуется деятельность ответственных за какое – либо поручение, заслушивает отчеты о выполнении поручений. Текущей работой руководит совет класса.
В совет класса входят:
• Командир класса
• Старшие семейки
• Редколлегия
• Затейник
• Физорг
• Учитель
Совет класса собирается один раз в месяц. Он обсуждает план работы и пути его выполнения, подводит итоги выполненных дел.
II. Работа с одарёнными обучающимися и обучающимися, требующими педагогической поддержки
1 этап Диагностический
Цель: определить совместно с психологом школы уровень развития детей, выявить склонности; проблемы
2 этап Организация работы с одарёнными детьми
• Выполнение творческих работ.
• Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего
мира.
• Подготовка и участие в предметных олимпиадах.
• Участие в конкурсах чтецов.
• Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
• Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Организация работы с детьми, требующими педагогической поддержки
• Индивидуальные беседы, занятия с педагогом, психологом, социальным педагогом (по отдельному плану, в течение года)
• Определение склонностей, творческих способностей детей, организация внеурочной и внешкольной деятельности каждого ребёнка (кружки, секции и т.д.)
• Индивидуальные консультации для родителей детей
• Организация дополнительных занятий для детей, требующих помощи в учёбе.
III .Работа с родителями
Цель – способствовать максимальному сближению интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности педагога в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Работа с родителями на 2014-2015 учебный год
Вид деятельности | I триместр | II триместр | III триместр |
Банк данных | Анкетирование. Составление социального паспорта семей. | ||
Пед. просвещение родителей | Психологические особенности детей 6-8 лет. Адаптация первоклассников. | Взаимоотношения детей и родителей. Авторитет родителей. | Способы выработки внимания, усидчивости. |
Участие родителей в КТД | Осенний кросс. Осенний бал. | «В гостях у Зимушки-зимы» | Праздник «Прощай, 1класс!» |
Индивидуальная работа | Личные беседы, консультации с родителями (в течение года) | ||
Работа род. комитета | Составление плана работы на год. | Организация КТД (в течение года) | Подготовка к празднику окончания класса. Отчёт о проделанной работе. Организация ремонта в классе. |
Родительские собрания, дни открытых дверей | 17.09. Психологические особенности детей 6-8 лет. Перспективы на год. 17.11 Адаптация первоклассников. | 15.12 День открытых дверей | Май. Итоги 1-го года обучения. Собрание-праздник (совместно с детьми) |
Связи, устанавливаемые для реализации программы
1. Внутренние связи: педагоги, работающие в классе, школьный психолог, социолог.
2. Внешние:
• Музыкально-эстетический центр СОШ № 27 (цель: развитие творческих способностей, приобщение к миру прекрасного);
• Библиотека СОШ №27, «Алый парус» (цель: развитие потребности к духовным ценностям, к чтению книг как источнику дополнительной информации);
• Литературно- театральный музей им. Дьяконова (цель: формирование интереса к прошлому и необходимости его сохранения, формирование уважения к своим корням, родной стороне);
• Правоохранительные органы: ГИБДД, (цель: профилактика правонарушений, соблюдение гражданских прав и обязанностей);
• Спортивный комплекс «Бумажник» (цель: физическое развитие, укрепление здоровья);
• Дворец культуры «Бумажник»;
• Центр коми культуры;
• Детская художественная школа;
• Детская музыкальная школа;
• Центр детского творчества «Интерес»;
• Кинотеатр «Горизонт»;
• Центр детского творчества «Шудлун»
• Родители класса, родительский комитет.
Планируемые результаты
• Сформированные основы духовно-нравственной культуры, патриотизма и гражданственности.
• Стремление к личностному росту (наличие волевых качеств, трудолюбие, умение принимать элементарные самостоятельные решения, доказывать свою точку зрения).
• Ответственность за поступки и данное слово.
• Умение общаться с взрослыми и сверстниками, работать самостоятельно и в группе.
• Справедливость, отзывчивость, доброжелательность.
• Активная жизненная позиция.
• Высокая учебная мотивация.
• Владение основными приемами самостоятельной добычи информации и знаний.
• Владение простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
• Потребность самостоятельно учиться, учиться с желанием, понимая взаимосвязи явлений внешнего мира.
• Владение основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
• Владение способами деятельности (познавательной, речевой, алгоритмом работы с информацией, выполнением инструкций, определением способов контроля, определением причин возникающих трудностей, нахождением и самостоятельным исправлением ошибок и др.).
Показатели результативности
• Оптимальный уровень обученности и воспитанности учащихся.
• Активное участие школьников в районных, муниципальных, Всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсах.
• Активное участие школьников в делах классного коллектива.
• Рост числа учащихся, занимающихся в клубах, кружках по интересам.
• Оптимальный уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
• Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Мониторинг реализации программы
Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
анкетирование;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседы с учениками, родителями;
- изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях;
- изучение отношений к проводимым мероприятиям, урокам. (Приложение1)
Методические рекомендации
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Приложение 1
Методика исследования мотивации учения
у первоклассников
(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Цель: выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы
Процедура проведения.
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция:
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ».
№1. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1 - женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3 - фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4 - две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь». Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5 - фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки». Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6 - фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
• А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор 1)
• С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
• С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы Мотивы, № (баллы)
1 2 3 4 5 6 Итог
I выбор
II выбор
III выбор
Контрольный выбор:
• Внешний мотив – 0 баллов;
• учебный мотив – 5 баллов;
• позиционный мотив – 3 балла;
• социальный мотив – 4 балла;
• отметка – 2 балла;
• игровой мотив – 1 балл
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов.
Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого
Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).
Таблица. Уровни мотивации
Уровни мотивации Выбор картинок 2 Выбор картинок 3 Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)
1 5 5 13 - 15
2 4 4 10 - 12
3 3 3 7 - 9
4 2 2 4 - 6
5 0 - 1 0 - 1 до 3
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Методика «Рисование бабочки»
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6,4 – 7 лет.
Форма: фронтальная работа.
Задание: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку по образцу), проверить и оценить выполненную работу.
Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий: функциональный анализ направлен на оценивание исполнительной, контрольной и оцениваемой части действия.
Исполнительная часть:
Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):
0 уровень – не закончил выполнение задания;
1 уровень – отсутствует ориентация на образец;
2 уровень – соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;
3 уровень – соотнесение носит организованны й характер, линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.
Контрольная часть:
1 уровень – средств контроля нет;
2 уровень – средства есть, но не эффективны;
3 уровень – средства есть, применяются адекватно.
Оцениваемая часть:
0 уровень – самооценка отсутствует;
1 уровень – оценка не соответствует выполненной работе;
2 уровень - оценка частично не соответствует выполненной работе;
3 уровень – адекватная оценка результата.
Диагностика сформированности личностного компонента УУД
Методика "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой.
Оцениваемые УУД: личностный компонент, мотивация (внутренняя позиция школьника)
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Ответы на вопросы расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ
№ вопроса | Оценка за 1 ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 1 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Анкета
1. | Тебе нравится в школе? | да; не очень; нет |
2. | Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? | пошел бы в школу; не знаю; остался бы дома |
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | не нравится бывает по-разному; нравится |
5. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; не знаю; хотел бы |
6. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; не знаю; хотел бы |
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзь м? | часто; редко; не рассказываю |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы |
9. | У тебя в классе много друзей? | много; мало; нет друзей |
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравится; не очень; не нравится |
Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в следующие уровневые показатели:
1 (высокий) уровень - 25-30 баллов;
2 (средний) уровень– 20-24 балла;
3 (низкий) уровень– 19 и ниже
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Задание «Рукавички» (методика Г.А.Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5-7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Анкета для родителей в конце учебного года
Удовлетворенность работой школы
Инструкция. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся школы, в которой учится Ваш ребенок, и ее директора. Ваши мнения и оценки помогут более правильной (объективной) оценке работы школы и деятельности ее директора.
Баллы, начисляемые за ответы: 2 1 0
1. Удовлетворены ли Вы тем, в какой школе учится Ваш ребенок? да, вполне удовлетворены нет, не удов-летворены
2. Удовлетворены ли Вы тем, как учат в этой школе? да, вполне удовлетворены частично нет, не удов-летворены
3. Есть ли в школе атмосфера доброжелательного отношения к детям со стороны учителей, персонала, администрации? да, есть в чем-то есть, в чем-то нет нет
4. Спокойны ли Вы за своего ребенка (его безопасность), когда он в школе? да не вполне и не всегда нет
5. Как Вы считаете, есть ли в школе порядок? да, есть есть, но хотелось бы больше нет порядка
6. С удовольствием ли Ваш ребенок ходит в школу? да когда как нет
7. В какой степени, на Ваш взгляд, влияет директор на то, что происходит в школе? влияет опре-деляющим образом влияет только частично не влияет
8. Работает ли школа и ее администрация в контакте с Вами – родителями учащихся? да работает, но недостаточно нет
9. Как часто Вам приходится посещать школу (помимо родительских собраний в классе, где учится ребенок)? довольно часто посещаю только родительские собрания почти никогда
10. Удовлетворяет ли Вас то, как заботится школа о здоровье вашего ребенка? да удовлетворяет, но только частично нет
11. Как Вы могли бы оценить санитарное состояние школьных помещений? как хорошее как удовлетво-рительное Как неудовлет-ворительное
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
(разработана Е.Н.Степановым)
Цель. Выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать ниже перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В школе проводятся дела, которые полезны и интересы нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровья нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
1-й класс
Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры».
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:
Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.
2-й класс.
Диагностическая методика № 1. «Пьедестал»
Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика №2.«Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
3-й класс.
Диагностическая методика № 1. «Круги на воде»
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.
Диагностическая методика №2. «Мультфильм о нашем классе»
Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.
1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
4. Какие проблемы поднимает мультфильм.
4 класс
Диагностическая методика №1. «Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называются учениками памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим товарищам.
Карта внеурочной занятости учащихся 1 «з» класса в 2014-2015 г.
Ф.И.О. | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
Чем занимается | Учреждение | Чем занимается | Учреждение | |
Алексеева Карина | - | - | ||
Берча Роман | - | - | ||
Васьковская Антонина | Восточные танцы | МОУ «СОШ № 30» | ||
Верховцев Кирилл | Английский язык | МОУ «СОШ № 27» | ||
Габова Анна | Художественная гимнастика Английский язык | ЦДЮТ МОУ «СОШ №27» | ||
Гусенко Карина | Английский язык | МОУ «СОШ №27» | ||
Дозморов Дмитрий | футбол | МАУ «РОЦ» | ||
Ермолин Алексей | плавание | МАУ «РОЦ» | ||
Захарова Дарья | - | - | ||
Игнатова Дарья | - | - | ||
Ильин Савелий | плавание | Спорткомплекс «Бумажник» | ||
Казаков Роман | лыжи | Лыжная база «Веждино» | ||
Киселев Дмитрий | футбол | МАУ «РОЦ» | ||
Кошурин Максим | Каратэ Плавание | СОШ № 28 СК «Бумажник» | ||
Мельникова Валерия | изостудия | «Чолом» | ||
Меркулова Валерия | Английский язык Театральный кружок | КДЦ «Шудлун» | ||
Монова Аделина | Акробат.танцы | ДК «Бумажник» | ||
Попова Илона | - | - | ||
Пухальская Амалия | - | - | ||
Рочева Елизавета | Хореографическая студия «Искорки» | КДЦ «Шудлун» | ||
Семенов Ростик | - | - | ||
Слипак Захар | - | - | ||
Федченко Дарья | «Школа юного дизайнера» | КДЦ «Шудлун» | ||
Цывунина Эвелина | - | - | ||
Черкашин Евгений | бассейн | СК «Бумажник» | ||
Шуктомов Владимир | Английский язык Бассейн Пилотес | КДЦ «Шудлун» РОЦ «ФИЗ-РА» |
Внеурочная занятость в 2014-2015 учебном году
Всего детей | Охват внеурочной деят. (Из них) | Не охвачено | В школе | УДОД | Другие Муз.школа Худ. Школа, Спорт.школа |
26 чел | 17 чел. | 9 чел. | 3 | 2 | 12 |
Литература для учителя
1. .В. Вайс. «Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе». Воспитание школьников №6, 2005 год.
2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] /Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.
3. Внеклассные мероприятия. 3класс. Москва. ООО «Вако», 2004 год.
4. Внеклассные мероприятия. 4 класс. Москва. ООО «Вако», 2004 год.
5. Внеклассные мероприятия.1 класс. Москва. ООО «Вако», 2006г.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] /И.А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
7. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы: опытно-ориентированная монография [Текст] /Л.П. Ильенко. М.: АРКТИ, 2003.
8. Как планировать работу. Минск. ИООО «Красико-Принт». 2004 год.
9. Классные часы. 1 класс. Москва. ООО «Вако», 2008 г.
10. Коменский Я.А. Педагогическое наследие [Текст] /Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци /Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.
11. Кузьмина Е. В. Моя программа воспитательной работы. Классный руководитель. №4 2008 год.
12. Маслову А.Г. Мотивация и личность [Текст] /А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
13. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Москва. ООО «Вако. 2003 г.
14. Шамова Т.И. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом [Текст] /Т.И. Шамова, Л.М. Перминова //Химия в школе. 1993. № 2. С. 21–26.
15. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. Москва. Педагогическое общество России, 2001 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы на 2014 - 2018 год.
В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на четыре года. Главными целями программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и подд...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа по самообразованию на 2014-2018 года
Программа педагога по самообразованию в период с 2014 по 2018 года...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...