Выступление на районном семинаре "Коммуникативные УУД"
презентация к уроку на тему
Коммуникативные УУД в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация выступления по теме "Коммуникативные УУД" | 803.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре по теме «Универсальные учебные действия. Коммуникативные УУД»
Прежде чем говорить о Коммуникативных универсальных учебных действиях, надо определить что такое КОММУНИКАЦИЯ.
Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Лев Семёнович Выготский выдвинул общение. Отечественные ученые, определили младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность учащегося, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
УУД – определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями.
Проанализировав точку зрения Ломова Б. Ф., из всех умений, как самых важных, которые в большей степени подходят для младшего школьного возраста нужно отметить:
- привлечь внимание собеседника,
- употреблять средства вербального общения,
- эмоционально и содержательно выражать свои мысли,
- согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению,
- доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься,
- оценивать результаты совместного общения.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе.
Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе обучения, а применительно к младшим классам в различных формах групповой работы. Эту форму работы можно успешно применять на всех уроках, т.к. её применение органично вписывается в классно-урочную систему.
Щедровицкий Г. П. дал следующее определение групповой работе – это, прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а является организатором и соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
При работе в группе используется такая форма общения, как диалог.. Эта форма коммуникации побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения по проблеме, приучает их уважительно относиться к позиции других участников диалога.
Развитие коммуникативных навыков младших школьников напрямую зависит от уровня развития активного и пассивного словарного запаса, развития умения строить предложения, высказывания различных видов. Для этого имеется свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:
- создание речевых ситуаций;
- ролевые игры, экскурсии, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений;
- любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;
- устное «рисование» картин,
- создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
- доклады, сообщениями.
Определяя условия формирования коммуникативных умений, мы руководствуемся положением, что задача учителя – создать условия для реализации потребности детей в общении.
- В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. сказано, что условие – это обстоятельство, от которого что-либо зависит [7].
К таким условиям мы относим:
1)Учёт индивидуально – типологических и возрастных особенностей школьников. Система внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного действия в определённой ситуации мыслительного взаимодействия.
2)Соответствие государственным документам, в частности стандарту II поколения.
3)Реализация групповой работы на личностно - ориентированной основе, связанной с взаимодействием младших школьников.
Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.
Я предлагаю вашему вниманию отрывок урока русского языка
Этап – знакомство с новыми словарными и введение в активный словарь учащихся (т.е.оперирование словами, не связанными между собой по смыслу). Это осуществлялось посредством составления учащимися предложения.
Конечно, здесь идёт развитие не только речевых способностей, но и различных видов интеллектуальных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном фестивале
На районном фестивале "С улицы на сцену" были представлены 1Б классом сценка "Спор овощей" и песня "огородная-хороводная"....
Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)
В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...
Методическая разработка воспитателя группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. Сценарий выступления на районном конкурсе "Безопасное колесо".
Тема выступления: "Вместе мы сможем спасти миллионы жизней". В сценарии рассмотрены три направления работы младших школьников по предупреждению дорожно-транспортых происшествий. Первое направление - р...
Выступление на районном семинаре "Контроль и оценка деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения" ( 08.11.12)
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...
Выступление на районном конкурсе "Учитель года 2004".
Файл презентации к выступлению....
Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"
Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....