Идеи проблемного обучения на уроках младших школьников (из опыта работы)
статья
Опыт работы "Идеи проблемного обучения" создан на основе сказки Экзюперии раскрывается суть проблемного урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idei_problemnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole_iz_opyta_raboty.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Идеи проблемного обучения на уроках младших школьников (из опыта работы)
Свой опыт работы я хочу представить на основе сказки Экзюпери «Маленький принц. Моими слушателями будете вы, взрослые. Главный герой Экзюпери – маленький принц, он явился с крошечной планетки, которая называется астероид Б- 612. А мои герои?
Их планета чуть больше их самих себя - детский сад! Пришли они в огромную нашу планету Знаний, которая тоже делится на маленькие планетки. Ближе всех им оказалась планета «Начальная школа».
- А вот и мои ученики! – воскликнула я, увидев своих героев
- Как же вы нас узнали? Ведь вы видите нас в первый раз. Но они не знали, что учителя смотрят на мир упрощенно: для них все дети – ученики.
Первая планета, приютившая маленького принца, была мала и пустынна. Жил на планете Учитель.
- Наконец-то, хоть один ученик. Подойди ближе и садись!
-Сесть? А это обязательно? Можно я постою? – поинтересовался малыш.
- Нет, ты должен сидеть.
- Почему? - ещё больше удивился Маленький принц.
-Положено!
Маленькому принцу хотелось узнать все больше и больше на этой планете, но учитель был уверен, что дети созданы для того, чтобы учить, а значит должны слушаться и не задавать глупых вопросов. А маленькому принцу все время хотелось спросить.
Сто вопросов, и у моих героев! Как сделать так, чтобы на этой планете было им не скучно? Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером. Вместе с тем современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес.. Ребенок получает все в готовом виде.
На свете так много законов и формул, которые ты должен выучить!- уверенно сказал Учитель Я не хочу, мне неинтересно – сопротивлялся Маленький принц..
А как сделать так, чтобы ребенку было интересно? Я применяю идеи проблемного обучения.
Вы можете спросить, мои слушатели, возможна ли проблемное обучение с моими маленькими героями? Ведь это так серьёзно. Детство – это тот период жизни, когда каждый ребёнок – исследователь и первооткрыватель . Современной наукой установлено , что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний , но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от меня, учителя, от того, как я буду понимать свою цель. Важнейшее значение и смысл проблемного обучения в младшем школьном возрасте- овладение научным методом. Мои герои сами должны как бы настроить себя на научный лад, это позволяет желание открыть что-то новое. Конечно, мои герои сами этого всего достичь не могут, должен быть представлен метод, с помощью которого под моим руководством открываются тайны знания
Суть проблемного обучения можно выразить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Это значит, ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражения решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. В отличие от творчества ученого, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
Маленький принц слушал, слушал Учителя и уснул. А учитель все говорил, говорил, считая, что и впрямь учит Маленького принца. Маленький принц подумал должно быть ужасно скучно всю жизнь рассказывать одно и то же.
А мы начинаем с постановки проблемы, а постановка проблемы начинается с проблемной ситуации. Она возникает, если у моих маленьких героев появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза (они удивляются), или недоуменно смотрят на меня (они затрудняются). Это возникает при столкновении с противоречием: между двумя фактами, между разными мнениями детей, между житейскими представлениями и научным фактом, между необходимостью выполнения и невозможностью выполнения задания. Таково первое звено творчества. На уроке обучения грамоте предъявляю противоречия: (читаю предложение из сказки «Лиса и петух» Несёт меня лиса за темные леса. Составляем схему, но замечаем: схемы двух слов одинаковые, а слова пишутся по – разному…..И так, проблемная ситуация создана, мои маленькие герои испытывают чувство удивления. Хорошо, но этого мало. Из этой проблемной ситуации нужно ещё достойно выйти. Выйти к проблеме. Для этого нужно проделать мыслительную работу. Я всегда говорю своим героям: писать, считать умеют и машинки, а вот думать – только человек!
- Вижу вы удивлены. Почему?- спрашиваю своих первоклассников.
- Потому что звуки одинаковые, а буквы разные- говорят мои герои.
Думает и скажет сильный ученик. Остальные, молчат. Как же быть, если остальные ученики не говорят?. Говорить вместе с учениками, ) подталкивая их мысль побуждающим диалогом. И здесь самое главное, я считаю терпение учителя: не выдвигать правильную версию самой и не дать детской попытке отрицательную оценку. В следующий раз он на диалог не пойдет. Но если не получается с побуждающим диалогом, перехожу к подводящему к теме диалогу – к постановке посильных вопросов, выполнению посильных заданий. Он даже проще, чем первый, он прекрасно выстраивается «от повторения». Но не всегда удается создать проблемную ситуацию. Тогда можно использовать прием «яркого пятна». Для этого используются фрагменты сказок, легенд, случаи из жизни, способные заинтриговать ребенка.
Постепенно Маленький принц освоился в этом мудреном мире, частенько он мог предвидеть вопрос учителя и изредка озадачить его самого и даже искать решение…
И так, поиск решения. Суть этого творческого звена проста: помогаю ученикам открыть новые знания. Путь к открытию новых знаний лежит через гипотезы, который включает в себя два принципиально разных шага. Первый шаг – выдвижение гипотезы, второй шаг – проверка гипотезы. На шаге выдвижения гипотезы можно развернуть побуждающий диалог, если побуждение не помогло, то есть ученики выдвигают ошибочную гипотезу или молчат, ввожу подсказку. А если подсказка не помогла, остается только одно – самой предложить гипотезу.
Последняя фаза творческого звена – выражение решения. Использую три типа выражения решения: формулирование темы, вопросов (который выражает мысли в словесной форме), опорные сигналы, художественный образ (выражает стихами, метафорой или загадками). Так открываются новые знания на моих уроках с моими маленькими героями.
Время текло незаметно.. Теперь маленький принц умел находить истины, те самые которые содержались в Большой межпланетной энциклопедии. Цветы, деревья стали свидетелями бесконечных споров Учителя и Маленького принца
- А почему зимой синички умирают, а деревья спят зимой или растут, а как, а почему – бесконечные вопросы после уроков и у моих героев!
Идеи проблемного урока продолжаются во внеурочное время, в кружке «Основы исследовательской деятельности в начальной школе».
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности должно быть направлено не на результат, а на процесс. Главное- заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности. Использую методику игр – исследований: выбор темы, методов исследования, сбор и обработка информации, проводится в игровой форме.
Маленький принц поинтересовался у учителя, а где ваши ученики? Глаза учителя засветились, как самодовольные бенгальские огни. О! Они стали большими людьми и занимаются большими делами – отчитался учитель.
И что я могу сказать о моих учениках и результатах работы по теме? Для меня очень важна мотивация детей к учению, ведь я как учитель начальных классов «учу детей учиться». Главный успех я вижу в повышении мотивации к учению: если мои первоклассники в начале учебного года интересными предметами выбирают изоискусство, технологию, физкультуру, то к 4 классу наиболее интересными предметами считают: математику, окружающий мир, русский язык. Хотя я работаю в маленькой сельской школе, мои учащиеся являются победителями и призерами муниципальной и региональной научно – практической конференции «Шаг в будущее».
Так уж учитель устроен, ему обязательно нужно поделиться своим опытом.).
Своим опытом работы делюсь в первую очередь со своими коллегами, являюсь руководителем методического объединения, руководителем научного общества учащихся начальных классов. Выступаю на конференциях, семинарах. Ведь девизом моей работы являются слова: «Если не умею, учусь сама, учусь у других. Если умею, учу других, совершенствуя себя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")
УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников, т.к. одной из задач авторского коллектива была ориентиров...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...
Мультимедийные презентации как метод обучения и воспитания младших школьников (из опыта работы)
Статья для выступления на ГМО учителей начальных классов. В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательно...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Дифференицированный подход в обучении младших школьников (из опыта работы)
Выступление на ШМО учителей начальных классов.Дифференцированный подход в обучении ( из опыта работы)...
«Актуальность использования документ-камеры при обучении младших школьников» (Из опыта работы).
Формирование творческой личности – одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, спосо...