Современный урок с использованием активных методов обучения
статья по теме

 Нестерова Нина Ивановна

Современный  урок с использованием

активных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_s_ispolzovaniem.docx78.05 КБ

Предварительный просмотр:

Современный  урок с использованием

активных методов обучения

Что такое современный урок в системе деятельностной педагогики? Нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных, сотрудничать, учиться вместе быть соавторами. Для учителя личность другого - ценность. А личность- это свобода, самостоятельность, ответственность. Свобода выбора, самостоятельность в мышлении и действии, ответственность за сказанное и сделанное.

Урок- это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения: её цели, содержание, методы и формы. Урок - особый фрагмент, «клеточка», обладающая существенными признаками целого.

Стратегической целью обучения является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Усвоив её, ребёнок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него возникает в этом потребность.

Достижение стратегической цели предполагает соблюдение следующих принципов:

- принцип управления развитием - организуя обучение детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием их развития;

- принцип «восхождения от абстрактного к конкретному»- введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета; понимания направления движения придаёт смысл движению;

- принцип исследования и поиска – знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;

- принцип моделирования – общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражение общие способы решения класса различных задач;

- принцип соответствия содержания и формы – использование форм организации коллективно-распределённой деятельности соответствует этапу освоения учениками способов действия.

В этих условиях другой становится и роль учителя – он превращается в организатора собственной деятельности детей. Меняется и представление об уроке. Важно научить детей действовать в ситуации неопределённости, не пасовать, не паниковать, а размышлять, анализировать ситуацию, планировать, осуществлять действия и контролировать, оценивать свой способ действия и его результат.

Урок приобретает принципиально иной смысл это отрезок времени определённой продолжительности, а фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия.

Учитель на уроке должен решать не только ту задачу, с которой пришёл на урок, но и ту , которая возникла здесь и сейчас как отражение события. Главным результатом урока является произведение, со-творение личности в коллективной деятельности. Это истинный духовный продукт, продукт индивида, группы и коллектива.

Первым обязательным элементом психологической структуры урока является межличностный контакт. Он переживается как общее и индивидуальное пространство душевного комфорта «мы здесь вместе не просто чтобы что-то познавать, но прежде всего потому, что мы целостны, нам хорошо вместе с учителем».

Второй элемент – включение ребёнка в конкретную предметную деятельность. Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способу действия.

Третий элемент – «зацепка» - та неожиданная странность, остановка в привычной деятельности, переводящая её в ситуацию неопределённости, «загадочности». Таким образом, создаётся проблемная ситуация. Выход из неё – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность детей.

Четвёртый элемент – организация учебных действий детей по анализу проблемной ситуации. Выбор формы работы – фронтальной, парной, групповой, комбинированной. Важно внимание учителя к любым детским догадкам, гипотеза и их фиксация на доске.

Пятый элемент – пауза перед решением. Задача проанализирована , предложения иссякают. Коллективная деятельность сменяется индивидуальной мыслительной работой.

Шестой элемент – кульминация – нахождение нового способа решения задачи, построение модели и т.д. – разрешение противоречия (эврика!). Этот момент требует немедленного эмоционального отклика и вместе с тем – определённого времени, чтобы большинство детей самостоятельно нашли новый способ решения.

Седьмой элемент урока – развязка, эпилог. Именно он придаёт уроку целостность, здесь совершается рефлексия пути, движения урока, фиксируется и обосновывается решение. Упор делается на общем деловом обсуждении продвижения в перёд отдельных учащихся, и всего класса, и самого учителя. Завершение урока должно быть пережито ребенком и осознано как его личный вклад в общую коллективную деятельность.

         1.Цели и задачи работы с использованием современных форм организации учебного процесса  

Цель:

 найти ответ на поставленные вопросы:

  • Как научить ребят находить истину?
  • Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?
  • Повышение качества образования младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в рамках введения ФГОС НОО.

Задача: 

  • работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях новых ФГОС второго

 2.        Интегрированный интерактивный комплекс как средство реализации ФГОС начального общего образования

Но наличие современного оборудования, предоставляющего учителю и обучающимся новые образовательные возможности, не гарантирует достижения требований стандарта второго поколения, если:

у педагогов низкая мотивация на использование ИКТ в повседневной педагогической практике;

уровень ИКТ - компетентности педагога недостаточный;

в начальной школе не создана эффективная информационно-образовательная среда.

На наш взгляд, решение этих проблем возможно только в комплексе: учитель, обладающий высоким уровнем ИКТ - компетентности, не испытывает сложностей в работе с новым оборудованием; развитая ИОС школы позволяет сократить время для подготовки к занятиям: обеспечивает автоматизацию обработки результатов мониторинга, взаимосвязь всех участников образовательного процесса, взаимодействие с педагогами других образовательных учреждений. Таким образом, создаются условия для профессионального самообразования, педагогического творчества, что повышает мотивацию педагога к использованию новых педагогических технологий и интерактивных средств обучения. Необходима система совместных действий администрации школы, учителей начальных классов и всего педагогического коллектива.

В результате проведения опросов и анкетирования по определению уровня владения учителями ИКТ-технологиями и выявлению потребностей в освоении возможностей АРМ выяснилось, что в основном все учителя начальной школы Республики Калмыкия понимают значимость и перспективность процессов информатизации общества и системы образования и критично оценивают свою ИКТ - компетентность. Возникает потребность в дополнительном обучении. Наиболее конструктивным мы считаем обучение на базе школы: занятия проходят с использованием оборудования, имеющегося в распоряжении школы, создаются предпосылки для кооперации усилий всего педагогического коллектива. ИКТ - инициативные учителя проводят oткpытыe уроки, мастер-классы, показывая, как наиболее рационально, методически грамотно использовать электронные образовательные ресурсы, средства АРМ, возможности сети Интернет в учебно-воспитательном процессе, обмениваются опытом с коллегами на семинарах, педагогических советах, заседаниях методического объединения учителей начальных классов. 

Прошедшие обучение на базе КРИПКРО учителя первых-вторых классов под руководством тьюторов КРИПКРО, кафедры ЦИиДО организовали для своих коллег семинары, целью которых стало изучение возможностей оборудования, составляющего АРМ. На занятия приглашались все учителя начальных классов, независимо от того, имеют ли они в своём распоряжении АРМ. Педагоги учились разрабатывать интерактивные уроки на интерактивной доске Smart board, работать с документ-камерой, создавать учебные видеоролики, а также обсуждали перспективы использования средств АРМ для оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Описанный выше подход к организации обучения, направленного на совершенствование ИКТ - компетентности учителя, позволяет преодолеть опасение педагогов перед инновациями, связанными с компьютерной техникой, формирует потребность в использовании АРМ для решения проблем повышения эффективности образовательного процесса, стимулирует стремление к самообразованию, то есть создаёт условия для профессионального роста педагогов, что является обязательным требованием новых образовательных стандартов. Ведь только учитель начальных классов, обладающий высоким уровнем ИКТ - компетентности, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, осуществляя междисциплинарную и полифункциональную деятельность, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, реryлятивных и коммуникативных), предусмотренных ФГОС НОО, обеспечивающих овладение первостепенными компетенциями, составляющих основу умения учиться.

Требования ФГОС указывают на необходимость активной работы с текстом, графикой, видеоизображением и звуком в начальной школе, что предусмотрено в комплектации АРМ. Также на учительском ноутбуке должно быть установлено специальное программное обеспечение, включающее легко осваиваемые программы обработки текста, графики, видео и звука. В наших образовательных учреждениях используется наряду с лицензионным пакетом MicrosoftOffice свободно распространяемое программное обеспечение и сервисы сети Интернет, что обеспечивается наличием высокоскоростного доступа к сети Интернет. Учителя и младшие школьники работают в сети Интернет, решая учебные задачи, связанные с поиском и отбором информации. Так, с помощью сервисов Google мы организуем сбор информации, совместную обработку результатов мониторинга, хранение общей копилки методических наработок. 

Совместными усилиями учителей начальных классов и школы приобретаются программы-тренажёры, учебные видеофильмы и аудиозаписи, электронные энциклопедии, сопровождающие процесс обучения. Активно задействуются коллекции электронных образовательных ресурсов сети Интернет: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), библиотека портала Nachalka.com (http:// www.nachalka.com/)  и Сеть творческих учителей- http://www.it-n.ru/, сеть творческой группы «Начальная школа» на портале Методисты.ru (http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnava_shkola), ресурсы Учительского портала (http://www.uchportal.ru/).

Используя средства интегрированного интерактивного комплекса, учителя пополняют общую копилку методических материалов собственными разработками (конспекты уроков и внеклассных занятий с использованием инструментов АРМ, методическое рекомендации по сопровождению проектной деятельности обучающихся, рабочие программы по предметам и т.д.), а также учебнометодическими ресурсами, найденными в сети Интернет.

Информационное наполнение АРМ позволяет создать условия для более качественного и глубокого усвоения учащимися основных вопросов программы, обеспечить развитие учебно-практической деятельности, формирование универсальных учебных действий.

Таким образом, интегрированный интерактивный комплекс учителя начальных классов позволяет добиться наилучшего использования информационного пространства школы в образовательном процессе, организовать работу по введению современных технологий в процесс обучения и внеурочную деятельность, в целом - оптимизировать образовательную среду и создать условия для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов изучения образовательных программ начального общего образования, что обеспечивает приобретение  учащимися адекватного современным запросам школьного образования.

 

3.Активные методы обучения учителей начальных классов

 

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности, а именно:

  • повышение уровня психолого-педагогической культуры;
  • развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
  • совершенствование процесса самопознания и рефлексии;
  • профилактика "синдрома эмоционального выгорания";
  • формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия учителя с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса и т. д.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

Особенности активных методов обучения:

  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • использование деятельностного подхода 
    к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность учебного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

На наш взгляд, активные формы и методы обучения педагогов обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с детьми.

С помощью активных методов обучения можно развить в педагогах способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Рассмотрим назначение, принципы проведения и содержательные особенности некоторых форм работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, основанных на использовании активных методов обучения.

Тренинг

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

                                                          Учебная дискуссия

Традиционно под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах. Соответствующий метод обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 чел.).

Учебная дискуссия отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен организатору. Цель учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.

                                        Круглый стол

Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:

  • учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;
  • проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий;
  • – организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;
  • системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.

Формы проведения круглого стола:

  • коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;
  • регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;
  • учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы);
  • учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).

Этапы организации работы по методу кейсов

На подготовительном этапе организатором занятия конкретизируются цели работы с педагогами; ведется подбор и разработка ситуаций, соответствующих цели; написание сценария занятия.

Ознакомительный этап – это презентация практической ситуации организатором, ее первоначальное обсуждение. Этот этап работы рекомендуется организовывать в малых группах.

Аналитический этап включает в себя следующие направления работы: выявление группой сути проблемы, ее конкретизация; поиск путей решения проблемы, необходимых источников информации; формулирование микрогруппами или отдельными участниками работы вариантов решения; анализ группой различных решений, выявление их сильных и слабых позиций.

Итоговый этап – выбор единого варианта решения, анализ хода и содержания проделанной работы, рефлексия.

Метод кейсов, или метод анализа практических ситуаций, признан одним из самых эффективных в мировой практике повышения квалификации специалистов. Основная задача работы в рамках данного метода – применение накопленных знаний в конкретных ситуациях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью.

Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение профессиональной деятельности, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия участников образовательного процесса.

При изучении конкретной ситуации, ее анализе участники работы должны "вжиться" в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому участнику предлагается обозначить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Известный американский психолог Карл Роджерс сформулировал психологические особенности взрослых людей, выступающие предпосылками успешного обучения:

  • люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;
  • обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его "Я") ничто не угрожает;
  • в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
  • успешность обучения достигается действием, при сохранении открытости опыту;
  • самокритика и самооценка способствуют творчеству, формируют чувства независимости и уверенности в себе.

При выборе или разработке практической ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:

  • содержание ситуации должно отражать реальные события и факты; соответствовать рассматриваемой теме, профессиональным потребностям учителей;
  • решение проблемы в предложенной ситуации должно быть по силам педагогам, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
  • на начальных этапах педагогам должны быть предоставлены четкие инструкции по работе над проблемной ситуацией, идеи по решению данной проблемы.

 

Игровое обучение

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Особенности игрового обучения:

  • педагоги осуществляют деятельность по указанию организатора, но без его диктата, по собственному желанию;
  • творческий характер деятельности, импровизация;
  • состязательность участников в процессе игры;
  • наличие прямых и косвенных правил;
  • имитационный характер деятельности, в которой моделируется профессиональная сторона жизни человека;
  • ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени.

Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Деловые игры можно разделить на несколько подвидов. Рассмотрим каждый из них.

                                             Деловые игры

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс.

Моделирование конкретной ситуации – процесс обучения детей звукобуквенному анализу.

Педагоги делятся на две группы: учителя первой группы объясняют учебный материал педагогам второй группы, которые выступают в роли детей. Организатор просит учителей объяснить "детям", что такое звук. "Дети" должны вести себя в соответствии с ситуацией: если объяснение не точно – могут "не понимать", неправильно выполнять задание (в данном случае моделируется конкретная операция).

Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий.

Ситуация: мама Пети Иванова, ученика 3-го класса, забирая ребенка из школы, раздраженно спросила у учителя: "Когда вы перестанете задавать так много домашних заданий? Нам некогда их делать!"

Участники игры должны разыграть ситуацию:

  • продумать ответы учителя;
  • возможные реплики мамы;
  • реакции ребенка.

Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли.

Ситуация: мама учит дома ребенка читать, но при этом допускает серьезные методические ошибки.

Педагогам нужно тактично исправить ситуацию. Одни педагоги выступают в роли мамы, другие – в роли ребенка и учителя.

Игры-инсценировки позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке.

Ситуация: педагоги совместно с детьми готовятся к празднику 8 Марта.

Специалисты (чем их больше, тем лучше), задействованные в обучении детей, обсуждают сценарий праздника. Их задача – с одной стороны, сделать так, чтобы дети получили удовольствие от праздника, с другой – показать родителям, что все дети успешно освоили программу. При этом каждый педагог не должен забывать о своих профессиональных интересах.

Игры-социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать" ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью.

Ситуация: организатор игры просит учителей представить ситуацию, когда им необходимо попросить родителей заполнить анкету о социальном статусе семьи и разъяснить правила ее заполнения. При этом педагоги еще плохо знакомы с родителями первоклассников.

Педагоги делятся на "детей", "родителей" и "учителей". При разыгрывании ситуации очень важно, чтобы "родители" были разными, поэтому педагоги, исполняющие их роль, должны договориться о распределении между собой типажей.

Конкурсные или учебно-деловые игры предназначены для проверки теоретических знаний педагогов по теме, отработки навыков практического опыта их применения. Часто для проведения подобных игр применяется метод игрового моделирования (использование в учебных или диагностических целях общеизвестных игр типа "Кто хочет стать миллионером?", "Сто к одному" и пр.). Это достаточно эффективный метод, позволяющий активизировать творческое мышление педагогов. При подведении итогов деловой игры основное внимание направлено на анализ ее результатов, рефлексию хода игры.

                          Моделирование и выполнение проектов

В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают несколько типов проектов:

  • исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);
  • творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;
  • игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;
  • информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;
  • практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения. Например, поиск формы реализации проекта может осуществляться в ходе дискуссии, деловой игры или "мозгового штурма".

Структура интерактивного занятия с использованием

активных методов обучения

При использовании активных методов обучения взрослых рекомендуется соблюдать единую структуру интерактивного занятия или отдельного учебного цикла, включающую в себя несколько этапов.

Мотивационно-ориентировочный этап. Организатор знакомит участников работы с темой, выбранной на основе предварительной диагностики, анализа образовательных потребностей учителей, задач развития школы, проблем, объективно возникающих в образовательном учреждении. Сообщается, в какой форме будет проводиться работа, организатор предлагает свое видение ее задач.

На данном этапе используются различные методики выявления ожиданий, опасений и идей участников, связанных с предстоящей работой, обучением в целом.

В приложении 1 представлено описание методики "Фруктовый сад".

Поисковый этап. По результатам анализа информации, полученной от участников мероприятия, внесенных ими предложений, конкретизируются цели и задачи предстоящей работы, составляется план. Важно отметить, что речь идет не только об общих задачах работы на занятии, но и о целях саморазвития, которые ставит перед собой каждый педагог.

Основной этап– реализация базового метода активного обучения, выбранного организатором в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями педагогов. Это может быть тренинг, семинар, презентация, диспут, педагогический ринг, деловая игра, "мозговой штурм", КВН, решение ситуационных и педагогических задач, проект.

Например, по проблеме речевой агрессии у младших школьников можно провести семинар "Проблема речевой агрессии в педагогической практике" (конспект семинара представлен в приложении 2), ролевую игру по теме "Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей" (приложение 3), тренинг "Речевой этикет" (приложение 4).

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

  • что вы чувствовали и почему;
  • что произвело на вас наибольшее впечатление, удивило, запомнилось;
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения;
  • учитывалось ли вами при совершении действий мнение участников группы;
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы;
  • если бы вы играли в эту игру (принимали участие в данном мероприятии) еще раз, что бы вы изменили в модели своего поведения?

Также в структуру основного этапа по необходимости встраиваются различные методические приемы, необходимые для консолидации группы, раскрепощения участников работы, снятия зажимов и релаксации.

Рефлексивно-оценочный этап – оценка эффективности проделанной работы, соответствия результатов обозначенным целям, выявление профессиональных и личностных приобретений. В рамках анализа занятия обсуждается отношение участников к его содержательному аспекту, использованным методикам, тактикам взаимодействия, выбранным организатором и группой.

 

4.Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

5.Формулировки деятельности учителя и обучающихся 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

6.Использование возможностей интерактивной доски на уроках в начальной школе.

В течение двух лет я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски PROMETHEAN, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. 

Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов? 

Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового. 

Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. 

Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем. 

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление). 

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) 

Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. 

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. 

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания. 

Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски Star Board явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения первоклассников и эффективность моего учительского труда. 

О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе 

В процессе обучения использую ИД:

• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом); 
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; 
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде. 

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. 

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр 

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. 

На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотр.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы 

Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. 

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д. 

Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученика класса с лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия». 

Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах. 

При проведении математических диктантов «Проверь себя» использую таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом. 

На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. 

Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе. 

Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности.  

Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными. 

Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется. 

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать ее постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.

2.Заключение

 Не забывайте, что почва, на которой строится

 ваше педагогическое мастерство, –

в самом ребенке, в его отношении

 к знаниям и к вам, учителю.

Это – желание учиться, вдохновение,

готовность к преодолению трудностей.

Заботливо обогащайте эту почву”.

В.А.Сухомлинский

             Исходя из опыта, сложившегося в результате взаимодействия с коллегами, мы и определяем условия успешной реализации ФГОС НОО, в частности, условия успешного формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Младшие школьники только осваивают умение учиться. Именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.

Итак, каковы же условия, обеспечивающие у младшего школьника формирование учиться и способности организации своей деятельности? Самое первое – это педагогическая профессиональная компетентность учителя.

           Ставя перед собой цели, повышения качества образования младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в рамках введения ФГОС НОО, чтобы ответить на вопросы: «Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят? Необходимо работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях новых ФГОС второго поколения.

              Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС НОО, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного нового учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность.

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. -31 с.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная щкола [Текст] / Сост. Е.С. Савинов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-204с.
  • Формирование ИКТ-компетентности младщих щкольников: пособие для учителей общеобразовiП. учреждений / [Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Е.Н. Хохлова]. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с. - (Работаем по новым стандартам).
  • Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловекая. -М.: Просвещение, 2011. -190 с. -(Работаем по новым стандартам ).
  • Зайцева с.А. Состояние и перспекrивы развития ИКТ -компетентности учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник. - 20 11. - N!! 2. - С. 109112.
  • Камаева Т.В. Автоматизированное рабочее место учителя начальных классов: возможности, проблемы, перспективы в свете реализации ФГОС НОО // Образование в Астраханской области, 2012. -92с.

 

Приложение

Приложение 1

Методика "Фруктовый сад"

Методика используется для выявления потребностей, целей, ожиданий и опасений учителей в начале учебного цикла, перед проведением отдельных занятий. Работа проводится в группе. Время, отводимое на выполнение задания, – 20 мин.

Оборудование: изображения яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями и подписями "яблоня" и "лимонное дерево", фломастеры, плакат, скотч.

Ход работы

Перед участниками работы вывешиваются плакаты с изображением деревьев, раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.

Организатор предлагает учителям попробовать более четко определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от интерактивных занятий и чего опасаются. Предлагаются различные категории "ожиданий" (знания, умения, компетенции, личностные качества, формы и методы обучения) и "опасений" (недостаток знаний и опыта для предстоящей работы, стиль и способы обучения). Организатор обсуждает с участниками, почему очень важно выявить цели, ожидания, опасения, сформулировать пожелания.

Свои ожидания участникам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Фрукты нужно разместить на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а также свои цели, ожидания и опасения, предлагает их обсудить. Далее определяются цели проведения занятия или обучения в целом.

Подводя итоги, организатор рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая работа в рамках данного занятия (учебного цикла).

Приложение 2

 

Конспект семинара по теме 
"Проблема речевой агрессии в педагогической практике"

Цели:

  • определение актуальности темы речевой агрессии в учебно-воспитательном процессе;
  • выявление знаний и представлений педагогов по теме;
  • изучение негативных моделей речевого поведения взрослых в ответ на проявления речевой агрессии детей.

Примечание: ведущим семинара может быть заместитель директора школы.

Ход семинара

1. Блиц-опрос "Актуализация знаний"

Ведущий поочередно задает вопросы участникам семинара, которые в процессе обсуждения выявляют единственно верный ответ.

Примерные вопросы с ответами

Вопрос

Ответ

Что такое речевая агрессия?

Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение

Чем речевая агрессия отличается от агрессии физической?

Проявления физической агрессии: ребенок дерется, толкается, кусается.

Проявления речевой агрессии: ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Необходимо знать, что агрессивное речевое поведение ребенка – ситуативные вспышки грубости и агрессивность – проявление общей склонности к агрессии, в т. ч. вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой

Каковы проявления речевой агрессии?

Речевая агрессия проявляется в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например, "дразнилки", "обзывательства", "визг", "нытье", "бурчание" и т. п.); более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете, сплетнях

Всегда ли детские ругательства – это речевая агрессия?

Употребление ребенком ругательств – далеко не всегда демонстрация агрессии; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых или своеобразная словесная игра, соревнование "кто кого передразнит"

2. Интерактивная игра "Найди пару"

Педагоги делятся на две группы, одной раздают карточки с моделями негативного речевого поведения педагогов, а другой – с примерами-объяснениями такого поведения. Необходимо "найти пару" и объяснить свой выбор.

Негативные модели речевого поведения с примерами

Негативные модели 
речевого поведения взрослых

Примеры-объяснения

1

2

Стереотипные коммуникативные установки современного общества

"Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь"

Лояльное отношение к грубости всеобщего любимца

"Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

– Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне:

– Сыночек,

Положить еще кусочек?

А они ко мне:

– Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.."

(С.В. Михалков, "Лапуся")

Отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению

"Разве можно так ругаться?!", "Так нельзя!", "Что ты говоришь!"

Недооценка положительных сторон деятельности ребенка

"Вечно ты...!", "Ты всегда...!", "От него всего можно ожидать!", "За ним нужен глаз да глаз!"

Отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка

"Дразнилки", издевки, жестокие шутки, соревнования в словесной изощренности, игра "кто кого переспорит", навешивание словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т. п.

Пропаганда тех или иных форм речевой агрессии в современных СМИ

"Плохими словами" ругается любимый певец или мультипликационный персонаж, популярность жанров боевика и триллера с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише

Открытая речевая агрессия педагога

"Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно повторять?!", "Как вы меня достали!", "Закрыли рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю в угол!", "Считаю до трех..."

 

Приложение 3

Ролевая игра 
"Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей"

Цели:

  • обучение педагогов способам речевого воздействия на детей;
  • отработка педагогами способов речевого воздействия на детей.

Примечание: модератором игры может быть заместитель директора школы.

Ход игры

Модератор игры раздает педагогам карточки с названиями способов эффективного реагирования на поведение младших школьников, пояснениями к их использованию в практике, дает 7–8 мин на их изучение. Затем разыгрываются 2–3 конкретные ситуации, в которых "дети" (их изображают педагоги) проявляют открытую речевую агрессию. (Примеры лучше взять из практики работы конкретного образовательного учреждения.)Педагоги должны попробовать применить тот способ, который указан в карточке. В конце игры подводится итог, обсуждение: в какой ситуации какие способы борьбы с речевой агрессией детей будут наиболее эффективны.

Способы эффективного реагирования на поведение младших школьников 
(содержание карточек)

1. "Прямое порицание"–непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования. Порицание должно быть хорошо продумано и выражено корректно – с обязательным использованием необходимых форм вежливости. Например: "Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить".

2. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.

3. "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

4. "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"–актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания"). Например:" Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!"; "Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.

5. "Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний"– словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы, которая не допускает речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть:

  • традиционное выражение похвалы;
  • обращение к прошлым успехам детей;
  • выражение согласия, одобрения, поддержки;
  • цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов детей.

6. "Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в классе убирался кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..." и т. п.

7. Юмор, шутка– быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако следует избегать шуток неприязненного и оскорбительного содержания, которые обижают ребенка и провоцируют его на ответную речевую агрессию.

8. "Красноречивое молчание"– молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрывания речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод хорошо сочетается с последующими порицанием, переключением внимания, проецированием личностных качеств, приемом смены ролей или шуткой.

9. "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".

10. "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".

11. "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".

12. «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.

13. "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.

14. "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".

15. "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.

При этом не следует:

  • разъяснять вполне очевидное, например, почему нельзя оскорблять другого человека; можно корректно напомнить: "На эти слова я могу обидеться", "Мы же знаем, что это плохо";
  • морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п.;
  • убеждать в неосуществимом: "На уроках всегда надо сидеть молча", "Никогда не надо ни с кем спорить";
  • повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".

 

Тренинг "Речевой этикет"

Приложение 4

Цели:

  • повышение коммуникативной компетентности педагогов;
  • тренировка педагогов в использовании средств этикета, направленных на предотвращение речевой агрессии.

Примечание: модератором тренинга может быть заместитель директора школы.

Ход тренинга

1. Педагоги садятся в круг, модератор произносит фразу, которую надо повторить сначала соседу слева, потом справа (в нужных случаях – дополнить), например:

  • "Извините, пожалуйста, я была не права!";
  • "Простите, я тоже могу ошибаться";
  • "Давайте мириться!".

2. Модератор предлагает педагогам попрактиковаться в косвенном выражении побуждения, просьбы:

  • в форме вопроса, например: "Может быть, ты все-таки постараешься?..", "Стоит ли ругаться?";
  • употребляя сослагательное наклонение, например: "Хорошо бы нам...", "А что, если…";
  • намекая, например: "Мне трудно говорить с тобой в таком тоне", "Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь", "Тебя научила так разговаривать Баба Яга?".

3. Разъяснить соседу, почему, например, нельзя размахивать руками за столом, выкрикивать ответы с места и пр.

4. Упражнение в применении эвфемизмов, более мягких слов или выражений вместо грубых или непристойных.

Задание для педагогов: используя описательные обороты речи, перефразировать слова (например, "дурак", "вранье", "заткнись"). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....