Современные педагогические стратегии обучения детей. Развитие речи. Развитие речи - это важная задача обучения родному языку, так как речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникабельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики, синтаксиса. В объяснительной записке по русскому языку ведущая роль отводится развитию речи учащихся. Программа предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью учебных курса: ∙ Обучение грамоте, внеклассное чтение и развитие речи; ∙ Классное и внеклассное чтение и развитие речи; ∙ Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи. Развитие речи придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать; дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе; обогатить речь учащихся, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг. Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное. Он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средством духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Исходя из этого назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности; гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры. 2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой. 3. формирование у детей чувства языка. 4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой. 5. сообщение знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. Мотив речи возникает у учащихся при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной работе, которую предлагает учитель. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. Стремлюсь учить детей серьёзному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовой материл. Обращаю особое внимание на постановку вопросов и задач проблемного характера, использую игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определённую речевую ситуацию. В процессе обучения знакомлю детей с различными видами высказываний. Объясняю детям, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка, какая разница между подробным пересказом и выборочным. В первом классе знакомлю учеников с понятием «текст», его признаками. Предлагаю выполнить такое задание: определите и докажите где текст ∙ Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём. ∙ Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась». Предлагаю после основного задания ещё задание на закрепление пройденного: сделай звукобуквенный анализ слова «карась»; раздели слова на слоги для переноса: лентяй, крючку. Предлагаю ещё ряд заданий для закрепления: 1. Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажите. Кто главнее? Раскричались два уха – Левое и Правое. Правое кричит: «Я главнее!» «Я главнее!» - перекрикивает Левое. «Нет, я!» - голосит Правое. «Нет, я»! - упирается Левое. И пока они кричали, человек ничего не слышал. ( И. Липчевский). 2. Как ты думаешь, о чём могут быть тексты с такими заглавиями: «Как поросёнок говорить научился», «Где тут Петя, где Сережа?», «Впереди советы»? Знаешь ли ты их авторов? Подсказка: Л. Пантелеев, С. Маршак, Г. Остер. 3. Какие ошибки допущены при построение этого текста. 4. Прочитай текст, придумай заглавие. 5. Придумай окончание текста. 6. Придумай начало текста. 7. Как надо поменять местами части, что бы получился текст. Озаглавь его. 8. Собери «Рассыпчатый текст». Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях. Считаю, что прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. Например, в теплый солнечный сентябрьский день идем с детьми первого класса на прогулку. Ребята с большим интересом рассматривают местность. Здесь же составляем предложения. Подбираем интересные, образные словосочетания. Например, желтый сарафан у берёзы, листва золотистая, пурпурная (темно – красная), коричневая; красавица рябина и другие. А когда возвращаемся, в классе рассматриваем картину И. Островского «Золотая Осень» и И.Левитана «Золотая Осень». Перед нами снова осень, но увиденная и изображенная художниками. Затем составляем небольшой рассказ о первоначальном периоде осени. В первом классе большинство рассказов составляем устно. Но к концу года уже пробуем писать небольшие сочинения. Конечно, они еще не совершенны, дети испытывают трудности в подборе слов. Организуя работу малышей по развитию речи последовательно ставлю перед ними все новые задачи, расширяя круг их наблюдений и познаний. Важно определять посильные для них задачи, создавать трудовую атмосферу, вызывать соответствующие эмоции – все это способствует прочному усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, воспитанию воли, привычки к умственному труду. Выяснив, для чего нужна речь, и что она бывает устная и письменная, начинаю работу по подготовке и написанию сочинений. Вначале составляем простые предложения. Например, нарисовав солнышко, составляем предложения: Светит солнышко. Светит яркое солнышко. Светит веселое солнышко. Возникают различные варианты предложения, выбираем лучшее. Потом рисуем или обводим по трафарету машину, ёлочку. Опять составляем предложения: Растет ель. Растет ёлочка. У дороги растет ёлочка. Потом у нас получается рассказ: Светит веселое солнышко. По дороге мчится машина. Возле обочины растет ёлочка. Такой рассказ можно продолжить. Эти упражнения учат ребят соблюдать прямой порядок слов в предложении. Возможно составление рассказа по рисунку или по вопросам и опорным словам. Постепенно, соединяя предложения в текст, определяем слово, которое перекинет мостик к последующим предложениям. Например, ребята составили по картине «Зимние забавы» такой рассказ: Наступила зима. Дети взяли санки и лыжи. Дети катаются с горки. Детям весело. Находим слова, которые переходят из одного предложения в другое. Далее эти слова в тексте заменили близкими по значению. В основе развития речи учащихся должны лежать постоянно усложняющиеся упражнения в составлении небольших рассказов непосредственно связанных с переживаниями детей, с их настроением. Сочинения дети сопровождают рисунками, красочно оформляют на альбомных листах. Сочинения – миниатюры развивают не только речь учащихся, но и их творческие способности, так же решается проблема межпредметных связей. Так если на уроках чтения мы проходим тему «Ребята о зверятах», то на уроках русского языка непременно пишем сочинение по этой теме. Провожу беседу: - Ты любишь животных? Ты их каждый день видишь, ухаживаешь за ними, помогаешь им зимой. Все они чем–то отличаются друг от друга: внешним видом, повадками. Конечно, тебе хочется поделиться своими впечатлениями о животном, которое особенно нравиться. Научимся его описывать. 1. Прочитай текст и определи его тему. В каких двух предложениях в начале и в конце текста выражена одна и та же основная мысль? Прочитай эти предложения. Укажи в этих предложениях главные опорные слова. Воробьи по виду не совсем одинаковые. Выделяется самец. Он очень нарядный. На голове у него будто серая шапочка надета, под шейкой – чёрное пятнышко, словно галстучек повязан. А спина и крылышки коричневые. Вот такой франт. 2. Выделите в тексте о воробье основную часть. Найдите слова, описывающие внешний вид воробья. На голове что? Под шейкой что? Спина и крылья, какие? Действительно ли воробей франт? 3. Подберите заголовок и напишите сочинение в тетрадь. Продолжение этой работы может быть самым различным. Например, я говорю детям, что у мальчика пропала собака. Он написал объявление. Попробуйте найти на рисунках по описанию пропавшую собаку. Укажите в объявлении лишние слова. «Пропала собака. Помогите её найти! Это спаниель. Он белый с тремя крупными коричневыми пятнами на спине и боках. Уши длинные, висячие. Правое ухо с белым концом. Лапы короткие, тёмно-коричневые, а между пальцами пучки белой шерсти. Я очень любил с ней играть и гулять в парке. Нашедшего собаку прошу позвонить по телефону 2-14-23» Исправленное объявление одного из учеников: «Пропала собака. Помогите её найти! Это спаниель. Он белый, с тремя крупными коричневыми пятнами на спине и боках. Кончик правого уха белый. Лапы тёмно-коричневые, а между пальцами пучки белой шерсти. Нашедшего собаку прошу звонить по телефону 2-14-23.» Важно научить находить признаки предмета в зависимости от основной мысли высказывания. Знакомлю детей с особенностями описания в деловом и разговорном стилях, учу различать эти описания и составлять их самостоятельно. Например, дано такое задание: «Вы знаете, что в зоопарке можно увидеть самых разных зверей. Опишите любого из них. Начать можно так: «Вчера в зоопарке я увидел…» Вот сочинение одного из учеников. Вчера в зоопарке я увидел бурого медведя. Он очень симпатичный мишка. У него коричневая мягкая шерстка, глаза черные, точно ягоды смородины, на пухлой мордочке любопытный мокрый нос. Целый день можно смотреть на него. Такой он забавный! Далее возможны такие задания: вариант первый дает описание синицы в деловом стиле, вариант второй – в разговорном. Сочинение - описание ученицы в деловом стиле. К нам на рябину каждый день прилетает синица. Какая она яркая и красивая! Головка у синички черненькая. Щечки беленькие. Спина и крылья зеленовато – серые. Грудка желтая, с черным галстуком. Глаз не отведешь! Учащиеся к третьему классу имеют достаточный словарный запас, представлен богатый синонимический ряд, помогающий избежать повторов. Используют различные выразительно- изобразительные средства языка, способны выразить свое отношение к описываемому. При составлении рассказов часто в 1 – 2 классах используем репродукции, так как красочные, содержательные произведения талантливых живописцев эмоционально воздействуют на детей, обогащают их мыслями, чувствами, побуждают к высказыванию. Такую работу проводим регулярно. Полезной считаю работу по сюжетным картинкам, когда необходимо ученикам установить последовательность событий. На уроках русского языка в первом классе ученики выделяют признаки предложений, учатся находить границы предложений в не пунктируемом тексте. Например, дается задание определить границы предложений: «Ребята расчистили каток, малыши катаются парами, звенят веселые голоса». Работа с учащимися ведется в форме беседы и выполнения заданий учителя: ∙ Как вы считаете, сколько в этом тексте предложений? ∙ Прочитайте первое предложение, докажите, что это предложение. ∙ Прочитайте второе предложение и т.д. ∙ Как надо произнести последнее предложение? Почему? ∙ Как вы думаете, связаны эти предложения по смыслу? ∙ О чем в них говорится? ∙ Как бы вы озаглавили этот текст? От класса к классу работа усложняется и уже к третьему классу даётся сложный текст, в котором нужно правильно расставить знаки препинания, определив границы предложений. С первого класса начинаем писать изложения. Например, на доске записан текст: Синичка. Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба. Объясняю детям, что такое изложение (письменный пересказ текста). Сначала анализируем текст. Ученики отвечают на предложенные учителем вопросы: ∙ Почему текст назван «Синичка»? ∙ Кто впустил синичку в комнату? ∙ Как дети это сделали? ∙ Найдите и прочитайте соответствующие предложения. ∙ Почему дети так поступили? ∙ Отчего им было её жаль? ∙ Из каких предложений вы узнали, что птичка была голодна? Прочитайте их. ∙ Зачем синичка подлетела к окну? ∙ Что можно сказать о детях? (Даётся оценка поведения детей). Затем идёт чтение текста учителем и выявление главной мысли. ∙ Какими словами названа птичка в рассказе (синичка, птичка, она). Далее начинаем подготовку к записи текста по вопросам. На доске помещены вопросы, а рядом с ними записываем трудные слова. 1. Когда это было? 2. Кто прилетел к окну? 3. Кто стоял у окна? форточка 4. Что сделали дети? в комнату 5. Куда влетела синичка? голодная 6. Как вела себя голодная синичка? клевать Дети составляют на каждый вопрос ответ, а начало каждого предложения подчёркивают в вопросе. Для составления ответа на шестой вопрос надо соединить в одно два предложения. В этом помогает схема. Ученики пересказывают текст по вопросам, определяем трудные слова. Записываем текст в процессе коллективной работы. Первое и второе предложение коллективно, третье – самостоятельно. Ответы на четвёртый и пятый вопросы проговариваем вместе, а записывают дети самостоятельно. Шестой вопрос читают и записывают ответ по схеме. Далее идёт самопроверка. Чтение написанного текста вслух даю слабым детям, остальные проверяют по своим тетрадям. В первом классе ведётся работа с деформированным текстом. Сначала это несложные задания, когда надо лишь правильно составить предложение, а затем предлагаются предложения и детям нужно установить их порядок. Чтобы получился текст. Во втором классе работа по развитию речи усложняется. Дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, к знаниям в мир, богатый интеллектуальной жизнью. В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, овладение им учебной деятельностью, формирование у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. За последнее десятилетие немало вопросов было посвящено этому вопросу-исследованию процесса чтения, особенно в начальной школе. Одни авторы делали упор на развитие оперативной памяти и внимания у учащихся (И.Т.Федоренко), другие на систему особых упражнений (В.Н.Зайцев), третьи на информационно-ценностный подход (А.М.Кушнир). В своей работе стремлюсь развивать у младших школьников интерес к процессу чтения, добиваюсь создания для каждого ситуации успеха, обучаю и воспитываю на положительных эмоциях. Этому способствуют: 1. дозированность нагрузки; 2. доступность и посильность заданий; 3. постепенное нарастание сложности упражнений. Зная уровень подготовки класса для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой. Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышение скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Убеждена в том, что если ученик следит глазами за неторопливым выразительным чтением учителя, то скорость восприятия графических знаков, а значит и скорость чтения у него увеличивается. В уроки чтения включены задания: переконструировать, переработать текст, что способствует творческой активности ученика. Например, предлагаю установить нужный порядок в стихотворении: А сегодня прямиком (3) Долго шла весна тайком (1) Шлёпает по лужам (4) От ветров и стужи (2) Возможно и такое задание: Даны слова в столбиках. Читай сверху вниз медленно и правильно, а снизу вверх читай быстрее. Придумай своё задание. ручка указка парта учебник доска обложка альбом резинка тетрадь закладка ∙ Какие вещи нужно положить в портфель? ∙ Закройте первый столбик, вспомните слова и назовите их. ∙ Среди слов найдите «лишнее». ∙ Придумайте предложение с некоторыми словами. Следующее задание может быть таким: На карточке даны слова, поставить ударение, составить предложение с этими словами. магазин портфель Уроки чтения строю так, чтобы они воспитывали и развивали. Воспитание идет исподволь, от эмоционального содержания произведения, от переживания детей, вызванных прочитанным. Например, читая рассказ А.П.Гайдара «Совесть», были заданы ученикам вопросы: ∙ Был ли раньше такой случай в жизни Нины? ∙ Докажите что это случилось впервые (слезы девочки). ∙ Почему плакала Нина? ∙ А что такое совесть? Дети высказывали своё мнение, а потом обращались за помощью к словарю, чтобы выяснить значение данного слова. Были предложены и такие вопросы: ∙ Какой человек называется совестливым, а какой бессовестным? ∙ Как помочь Нине? ∙ Как вы понимаете пословицу: «Совесть без зубов грызёт»? ∙ Был ли в вашей жизни случай, когда было стыдно за свой поступок? ∙ Что хотел сказать А.П.Гайдар своим рассказом? Давая оценку поступкам действующих лиц, дети непроизвольно оценивали и самих себя, а это является могучим средством самовоспитания. А какой воспитательный момент несет рассказ В. Астафьева «Стрижонок Скрип»! Дети сравнивают, насколько похожа жизнь птиц на жизнь людей. Тоже были поставлены вопросы: ∙ Как понимаете выражение: «становиться на крыло»? А у людей какое есть похожее выражение? (Встать на ноги.) ∙ Что оно обозначает? Таким образом, видно, сколько воспитательных ценностей заложено в каждом произведении. На уроках чтения, естествознания, учу детей составлению вопросов к тесту. Чаще всего этот вид работы они выполняют дома. А в классе ребята задают вопросы друг другу. Затем мы определяем, чей вопрос оказался интереснее, удачнее. Очень важна работа с различными словарями. Знакомлю с первого класса с такими как, «Толковый словарь» В. Даля, С. Ожегова, В. Репнина, со словарем иностранных слов, синонимов, антонимов, орфографическими словарями. Ребята с интересом узнают, что такие привычные слова для нас как «тетрадь», «пенал», «карандаш», «салат», «котлета» и другие нерусского происхождения. Учащиеся с желанием находят значения слов по словарю и на других предметах. Развитие речи учеников идет и на уроках окружающего мира. Эти уроки провожу как интегрированные, то есть окружающий мир и русский язык. Например, на уроке окружающего мира по теме «Вода, водоёмы. Значение воды в жизни в человека». Вначале выясняю все, что знают ученики об осадках, о свойствах воды. Предлагаю следующее задания: 1. Поиграем в игру. «Бывает или нет» Пар, вода, лед и снег – это разные вещества. Да или нет и почему. 2. Можно ли от слов «жидкий», «твердый», «газообразный», «холодный» образовать имена существительные. Если да, то как это сделать. Затем составляем рассказ о круговороте воды в природе. Изучаем статью «Откуда пришла вода?» Ребята делаю выводы о значении и использовании воды в природе. В процессе работы вспоминаем, какие бывают водоёмы. Даже предлагаю записать существительные с комментированием и указать склонения: ручьи, родники, река, речка, озеро, море, океан. К уроку дети готовят сообщения о реках Краснодарского края. Названия рек (Кубань, Белая, Абин, Лаба) записываем в тетрадь, обозначаем орфограммы в этих словах. Далее беседа об охране воды. Учащиеся приводят примеры загрязнения водоемов. Заключительным этапом работы по теме является написания дома сочинения – миниатюры «Зачем мне нужна вода?» Активную работу по развитию речи веду, работая по учебнику окружающего мира. Книга содержит яркие красочные иллюстрации, интересные вопросы. В учебнике даны небольшие сообщения о различных явлениях в природе. Прошу учащихся подобрать дополнительный материал по нужной теме. В работу включаются родители. Находят вместе с детьми интересные сведения, делают рисунки, аппликации, активно работают с дополнительной литературой. Тема каждого урока представляет собой вопрос, на который школьники за отведенное учебное время должны ответить. Например, что у нас над головой? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? звери? рыбы? птицы? Откуда берется шоколад и изюм? Как путешествует письмо? и другие. Сколько здесь простора для мысли, рассуждений, поисков, составления рассказов. Таким образом, увеличивается словарный запас младших школьников, а это тоже одна из главных задач обучения на начальной ступени. Значительную роль в развитии связной речи учащихся играют пересказы разных текстов. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом эффективным приемом развития не только речи, но и мышления. Стараюсь научить детей так пересказывать текст, что бы заинтересовать слушателей – товарищей по классу. Конечно, это очень сложно. Учащиеся часто при пересказе заменяют менее привычные слова текста, которые нужно запоминать, на более знакомые, так как между чтением и пересказом вклинивается процесс формирования представлений возникающих на основе словесного содержания текста. Но это не считается ошибкой, так как это наблюдается в тех случаях, когда пересказы являются более естественными, более полноценными. Учащимся бывает трудно выразить свои мысли, так как запас слов ещё ограничен, невелик синонимический ряд, ребята стараются при пересказе придерживаться содержания текста. Подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи учащихся. Подбираю тексты, на которых лучше всего учить детей сложному пересказу. Например, это текст «Котенок» Л.Н. Толстого, «Наводнение» В. Бианки и другие. Сложному пересказу помогают картинки, которые есть в книге. Более сложной задачей, на мой взгляд, при обучении пересказу является воспроизведение прочитанного, близкое к тексту. Этого можно достичь, если тщательно работать над словарным запасом текста. На одном и том же художественном тексте можно наметить, что можно передать своими словами, а что должно быть воспроизведено дословно. Также для обучения пересказу предлагаю детям выполнить дома следующие задания: сделать в тетради рисунок текста или части текста, дать название рисунку, а затем пересказать текст. В первом классе полезно работать по пересказу частей текста. Это даёт возможность более основательно работать над лексикой и правильным построением предложений. Ещё одним существенным приёмом является смысловая группировка содержания текста и в составлении заголовков к частям. Делаю так: даю готовые заголовки и прошу разделить текст на части или подобрать заголовки к выделенным частям. Например, читали и пересказывали рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». Читаю текст сама. (А перед чтением текста вспомнили, как дети собирались поступить в школу, как этот день запомнился учащимся). Текст состоит из трёх частей, пересказ может быть облегчен тем, что дети предварительно составляют план: 1часть. Филиппок решил идти в школу. 2часть. Что Филиппок увидел в школе. 3часть. Филиппок на первом уроке в школе. Затем по плану следует пересказ несколькими учащимися. Ученики составляют рассказы из отдельных предложений. Задание: разложите эти предложения так, чтобы получился рассказ. Даю такие предложения: Лиса была рада, что пришли мыши. Мыши пошли на гору. Пришла весна. Мыши жили в поле. Река затопила поле. А там жила лиса. Она ела теперь много мышей и стала жирная. Такую же работу можно проводить с частями рассказа. Во втором классе много внимания уделяю при сплошном пересказе характеристике героев, анализу поступков каждого персонажа, выявлению мотивов, вызвавших тот или иной поступок. Второклассники при пересказах чаще пользуются изобразительно-выразительными средствами языка. Немаловажное значение имеет и работа над хронологической последовательностью. Например, русская народная сказка «Гуси». Даю задание: ∙ прочитать сказку; ∙ сказать, какое место в сказке особенно понравилось; ∙ отметить повторяющиеся слова; ∙ составить план сказки; ∙ рассказать сказку близко к тексту. Так же, как и в первом классе, ученики делают рисунки к произведениям, подбирают название, работают с карточками, где записаны предложения, которые нужно объединить в рассказ. В третьем классе немало времени уделяю подробному пересказу и работе над художественными особенностями рассказа, в частности над описанием художественных картин. Обращаю внимание на слова, образные выражения, которыми пользовались писатели А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, С.А.Есенин и другие, рисуя картины зимы, весны, лета. Перед учениками третьего класса ставлю задачу: самим составить план. Выполняют дети упражнения на выявление логических связей. Например, Д.С.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Задание такое: 1. Найти в тексте слова, раскрывающие чувства Серой Шейки, отношение к ней Лисы и Зайца. 2. Как относились к Серой Шейке Лиса и Заяц? 3. Пересказать четвёртую часть. Выборочный пересказ представляет собой гораздо более сложный вид работы. При выборочном пересказе нужно излагать свои мысли сжато, передать самое главное, не забывая о теме текста.Например, читаем русскую сказку «Напуганные Медведь и Волки». Задание: прочитайте сказку, расскажите из неё только то, что относится к картинке. Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном – важнейшие качества связной речи. Эта задача гораздо сложнее, чем подготовить подробный пересказ. Для этой цели предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию написанного. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения. Ещё один приём – это составление плана, так как план направляет внимание на основное содержание текста. Для развития речи младших школьников можно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока провожу с детьми минутку скороговорок. Проговариваем в разном темпе, с разной интонацией. Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». Нужно проговорить её с чувством радости, удивления, грусти, с вопросительной интонацией. Иногда проговариваем, сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурс скороговорщиков. Для этого ребята заранее подбирают скороговорки. Опять же дети учатся находить новые скороговорки в журналах, различных книгах, то есть привлекается дополнительная литература. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, изменению отношения к слову, дарит великую эстетическую радость. В обучении детей я использую различные виды пересказов, составление устных портретов, нахождение ключевых слов, инсценирование, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху. |