Современные педагогические технологии в области развития математических способностей детей
статья
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждогот ученика ,воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизнив высокотехнологичном, конкурентном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennye_ped.tehnologii.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Куб А.Х.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №9 им. К.Х.Нехая» а. Вочепший
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Достижение поставленных задач возможно через активное внедрение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения.
Основная цель обучения математики состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Необходимость математического развития, начиная с начальной школы,
отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). Это обусловлено тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности. Многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова).
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о развитии высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из задач школы – формирование нового мировоззрения. Основная цель работы педагога заключается в использовании инновационных педагогических технологий, которые способствуют повышению качества знаний обучающихся, не наносят ущерба здоровью ребёнка.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
В своей деятельности я применяю различные технологии, но наиболее эффективными и необходимыми считаю технологию дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в MicrosoftPowerPoint , видеоролики, электронные приложения к УМК. При обобщении и повторении изученного материала - интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов - компьютерные презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств, позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных компетентностей учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
Я выделила несколько сфер применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания, благо, что кабинет полностью оснащен всей необходимой техникой. За последние годы в кабинете накоплены объемные информационно - образовательные ресурсы (презентации в мультимедийном формате, видеофильмы).
Использование готовых программных продуктов:
- мультимедийный учебно - методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия». Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения.
УМК содержит методически выверенные наборы учебные медиа объектов к урокам по различным предметам начального обучения:
- детские электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/
- электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/
- интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру
Главными целями использования информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе я вижу следующее:
- поддержание и повышение качества образования;
- повышение интереса к предмету;
- оптимизация труда учителя.
Использование ИКТ способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности.
В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения.
Индивидуальная и дифференцированная работа отвечает следующим условиям:
- знание индивидуальных особенностей учащихся;
- умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
- включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
- осуществление оперативной обратной связи;
- соблюдение педагогического такта.
Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности:
- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности);
- дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям.
Одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей является память. Для развития памяти применяю слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности.
В своей работе также использую следующие формы работы:
- организация взаимной проверки заданий;
- взаимные задания групп;
- учебный конфликт;
- обсуждение участниками способов своего действия.
Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Совместная работа не превышает 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности. Во время урока стараюсь поощрять детей, высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Стремлюсь показать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
Решая задачу организации учебного процесса для учащихся с разным уровнем обучаемости, темперамента, физического здоровья, а также при котором дети овладели бы едиными стандартами образования и сохранили физическое и психическое здоровье, я начала применять на уроках технологию дифференцированного обучения.
Сопровождая уроки различными формами, методами и способами подачи материала я тем самым повышаю его привлекательность. Внедренные элементы дифференцированного и индивидуального подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у учеников интерес к предметам и пробудить желание заниматься ими в дальнейшем.
Урок математики – это достаточно сложный урок, на котором учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет их к утомляемости и к перегрузкам. Чтобы этого избежать, я применяю здоровьесберегающие технологии.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в группах, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигаю благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках дифференцированного обучения снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разно уровневые задания способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов проверочных работ, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
Большое значение имеет организация урока. Уроки строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Огромное внимание уделяю здоровью детей, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть учебной программой. Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке. На уроках и во внеурочной работе повышаю двигательную активность, провожу динамические паузы; физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах: стихотворных (ритмичные стихи), музыкальных, с применением таблиц для релаксации мышц глаз и т. д. Релакс – паузы зависят от особенностей урока (какой вид деятельности преобладает на уроке – чтение, письмо, слушание, говорение и т. д.). Соблюдаю гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараюсь на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, афоризмы с комментариями, музыкальные минутки и т.д.
Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволили мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную активность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно.
Примечания:
1.Закон РФ «Об образовании».
2.Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Самара, 1998. – 36с.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр “Академия”, 1999. 224 с.
Ссылка на электронный ресурс
1. http://festival.1september.ru/
2.www.pedsovet.su
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
Развитие математических способностей детей, совершенствование математических навыков при помощи устного счёта и решения задач.
Совершенствовать вычислительные навыки, воспитывать у детей интерес к изучаемому предмету....
Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы
Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...
Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, ...
Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования
Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...
Отчет по самообразованию "Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интелекта дошкольников играет математика. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные дидактические игры мате...
Система работы по развитию математических способностей детей
Система занятий, организованных в занимательной игровой форме, не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий....