ИКТ-компетентность учителя и ученика в начальном образовании
статья на тему

Окорокова Елена Анатольевна

Изменение целей, методов, форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС в информационном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konk._ped._sovet.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ-компетентность учителя и ученика в начальном образовании

Окорокова Е. А. учитель начальных классов МБОУ «Лицей №113» г. Новосибирск

Аннотация. Изменение общества изменило требования к выпускнику школы, в т.ч. выпускнику начальной школы. Сегодня это человек, способный решать жизненно важные задачи посредством имеющихся у него знаний и умений. Основным в обучении становится компетентностный подход, предполагающий формирование ключевых компетенций. Одной из них является информационная компетенция. Изменение целей, методов, форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС в информационном обществе анализируется в данной статье.

Компетентностный подход учителя в образовании предполагает формирование и развитие компетентностей у ученика, как способность самостоятельно действовать в незнакомой ситуации. Т.е. результат обучения выражается формулировкой: «Знаю, умею, умею применять на практике».

Такой подход в обучении заложен в ФГОС и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное содержание образования.

По определению В. Хуторского, компетенция – это набор определѐнных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определѐнной сфере деятельности.

 В группе компетенций, выделяемых учёными (Тришина С.В., Хуторской В., Краевский В.В.), я рассмотрела и проанализировала требования ФГОС к формированию информационной компетенции.

Так, во 2 главе ФГОСа  п.11 указывается:

1) активное использование средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

3) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Развитие и формирование данных компетенций способствует становлению ИКТ-компетентности.

По определению в ООП НОО – это ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять.

В структуре данной программы в каждом её разделе указывается ИКТ-компетентность.

В п. 2.1.2. даны направления формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

П.4.4. рассматривает информационно-коммуникационные технологии как инструментарий универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  • ·критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
  • ·уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • ·основы правовой культуры в области использования информации.

Регулятивные УУД

  • оценка условий,  алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • ·использование результатов действия, размещённых в  информационной среде, для оценки  и коррекции выполненного действия;
  • ·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

Познавательные УУД

  • ·поиск информации;
  • ·фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  • ·структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
  • ·создание простых гипермедиасообщений;
  • ·построение простейших моделей объектов и процессов.

Коммуникативные УУД

  • обмен гипермедиасообщениями;
  • ·выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • ·фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  • ·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

  Там же даётся подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся и обозначен вклад каждого предмета в формирование ИКТ.

В главе 4 п. 25, 26 рассматриваются материально-технические условия и  информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

Т. о. руководитель общеобразовательного учреждения, учитель, идущие в ногу со временем, следуя интересам детей, должны развивать, прежде всего желание и готовность к применению ИКТ.

Что уже сейчас мы можем внедрять в этом направлении? Ведь модель информатизации образовательного процесса не нова и опирается не только на ФГОС, но и на нормативно-правовую базу действующих на сегодня документов:  МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13), ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 22.05.2003 № 13-51-109/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,  ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 26.04.2004 № 14-51-105/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. (ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 13.08.2002 № 01-51-088ин).

В содержании этих документов учитель найдёт структуру урока с применением компьютера, гигиенические требования по его использованию, гимнастику для глаз, рекомендации по организации эффективного использования компьютерной базы в общеобразовательных учреждениях .

Анализируя имеющуюся в своём распоряжении  материально-техническую составляющую  в формировании и развитии ИКТ, я могу организовывать свою деятельность и деятельность детей следующим образом.

Информационно-компьютерное оборудование

Компетенции учителя

Компетенции ученика

ПК

МФУ

Цифровой фотоаппарат

  • Поиск информации
  • Организация урока, внеурочной деятельности, в т.ч. родительских собраний
  • Разработка презентаций, дидактического материала
  • Самообразование
  • Дистанционное обучение
  • Общение в виртуальных сообществах
  • Электронная переписка
  • Интернет-конкурсы
  • Поиск информации
  • Создание презентаций
  • Тренажёр  учебных действий
  • Самоконтроль, самооценка
  • Подготовка к НПК
  • Выход в Интернет
  • Он-лайн тестирование
  • Виртуальные сообщества
  • Электронная переписка
  • Интернет-конкурсы
  • Физминутки

Применение данной технологии позволяет перейти к деятельностному способу обучения, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах урока с разной целью: для обозначения темы урока; выявления и разрешения проблем; как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков; как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунка и т. д.); как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений. Помимо того, компьютерные технологии дают возможность участвовать в Интернет-викторинах, Интернет-олимпиадах, в творческих проектах.

С помощью компьютерных технологий я решаю следующие задачи: усиление интенсивности урока, повышение мотивации учащихся, мониторинг их достижений, индивидуализацию обучения; увеличение объема полученной информации; формирование информационной культуры, т.е. средства ИКТ помогают структурировать материал, находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире.

Подготовка подобных уроков требует ещё более тщательной подготовки. Составляя урок с использованием ИКТ, я стараюсь продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации. Наличие информационно-образовательной среды вносит коррективы в деятельность всех участников образовательного процесса.

К такому глубокому анализу данной проблемы меня подтолкнуло обучение на курсах кафедры начального образования в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в марте 2011 года (руководитель курсов Смолеусова Т. В.). В своей работе я использую материалы, предоставленные нам Молоковой А. В., учителями начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Новосибирска.

А поскольку наша жизнь диктует современные требования, значит, нужно успевать в ногу со временем  осваивать новые технологии.

Список использованных источников

  1. Краевский В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / Педагогика. – 2003. - №2.
  2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. - №5.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е. С. – М.: Академия, 2002.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
  7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/ Интернет- журнал «Эйдос». – 2002.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение профессиональной компетентности учителя как фактор обеспечения качества образования в начальной школе"

Профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества образования в начальной школе.Качество образования –комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень об...

Мониторинг в системе « Учитель–логопед - ученик» в начальной школе

Мониторинг в системе  « Учитель–логопед  -  ученик»  в начальной школе.                  Цель м...

Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании

   Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особог...

Компетентность учителя и ученика в начальной школе

В данной статье раскрывается суть современного урока и требования к нему в соответствии с ФГОС НОО...

К вопросу о целесообразности владения информационными технологиями учителем и учениками в начальной школе

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов является необходимостью. Владение информационными технологиями в современном мире стоит наравне с такими качества...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...

Статья на тему: "Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе"

В статье представлено становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах. Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные...