ИКТ-компетентность учителя и ученика в начальном образовании
статья на тему
Изменение целей, методов, форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС в информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konk._ped._sovet.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ-компетентность учителя и ученика в начальном образовании
Окорокова Е. А. учитель начальных классов МБОУ «Лицей №113» г. Новосибирск
Аннотация. Изменение общества изменило требования к выпускнику школы, в т.ч. выпускнику начальной школы. Сегодня это человек, способный решать жизненно важные задачи посредством имеющихся у него знаний и умений. Основным в обучении становится компетентностный подход, предполагающий формирование ключевых компетенций. Одной из них является информационная компетенция. Изменение целей, методов, форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС в информационном обществе анализируется в данной статье.
Компетентностный подход учителя в образовании предполагает формирование и развитие компетентностей у ученика, как способность самостоятельно действовать в незнакомой ситуации. Т.е. результат обучения выражается формулировкой: «Знаю, умею, умею применять на практике».
Такой подход в обучении заложен в ФГОС и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное содержание образования.
По определению В. Хуторского, компетенция – это набор определѐнных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определѐнной сфере деятельности.
В группе компетенций, выделяемых учёными (Тришина С.В., Хуторской В., Краевский В.В.), я рассмотрела и проанализировала требования ФГОС к формированию информационной компетенции.
Так, во 2 главе ФГОСа п.11 указывается:
1) активное использование средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
3) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Развитие и формирование данных компетенций способствует становлению ИКТ-компетентности.
По определению в ООП НОО – это ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять.
В структуре данной программы в каждом её разделе указывается ИКТ-компетентность.
В п. 2.1.2. даны направления формирования ИКТ-компетентности обучающихся.
П.4.4. рассматривает информационно-коммуникационные технологии как инструментарий универсальных учебных действий.
Личностные УУД
| Регулятивные УУД
|
Познавательные УУД
| Коммуникативные УУД
|
Там же даётся подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся и обозначен вклад каждого предмета в формирование ИКТ.
В главе 4 п. 25, 26 рассматриваются материально-технические условия и информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
Т. о. руководитель общеобразовательного учреждения, учитель, идущие в ногу со временем, следуя интересам детей, должны развивать, прежде всего желание и готовность к применению ИКТ.
Что уже сейчас мы можем внедрять в этом направлении? Ведь модель информатизации образовательного процесса не нова и опирается не только на ФГОС, но и на нормативно-правовую базу действующих на сегодня документов: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13), ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 22.05.2003 № 13-51-109/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 26.04.2004 № 14-51-105/13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. (ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 13.08.2002 № 01-51-088ин).
В содержании этих документов учитель найдёт структуру урока с применением компьютера, гигиенические требования по его использованию, гимнастику для глаз, рекомендации по организации эффективного использования компьютерной базы в общеобразовательных учреждениях .
Анализируя имеющуюся в своём распоряжении материально-техническую составляющую в формировании и развитии ИКТ, я могу организовывать свою деятельность и деятельность детей следующим образом.
Информационно-компьютерное оборудование | Компетенции учителя | Компетенции ученика |
ПК МФУ Цифровой фотоаппарат |
|
|
Применение данной технологии позволяет перейти к деятельностному способу обучения, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах урока с разной целью: для обозначения темы урока; выявления и разрешения проблем; как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков; как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунка и т. д.); как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений. Помимо того, компьютерные технологии дают возможность участвовать в Интернет-викторинах, Интернет-олимпиадах, в творческих проектах.
С помощью компьютерных технологий я решаю следующие задачи: усиление интенсивности урока, повышение мотивации учащихся, мониторинг их достижений, индивидуализацию обучения; увеличение объема полученной информации; формирование информационной культуры, т.е. средства ИКТ помогают структурировать материал, находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире.
Подготовка подобных уроков требует ещё более тщательной подготовки. Составляя урок с использованием ИКТ, я стараюсь продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации. Наличие информационно-образовательной среды вносит коррективы в деятельность всех участников образовательного процесса.
К такому глубокому анализу данной проблемы меня подтолкнуло обучение на курсах кафедры начального образования в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в марте 2011 года (руководитель курсов Смолеусова Т. В.). В своей работе я использую материалы, предоставленные нам Молоковой А. В., учителями начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Новосибирска.
А поскольку наша жизнь диктует современные требования, значит, нужно успевать в ногу со временем осваивать новые технологии.
Список использованных источников
- Краевский В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / Педагогика. – 2003. - №2.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. - №5.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е. С. – М.: Академия, 2002.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/ Интернет- журнал «Эйдос». – 2002.
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.
- Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Повышение профессиональной компетентности учителя как фактор обеспечения качества образования в начальной школе"
Профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества образования в начальной школе.Качество образования –комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень об...
Мониторинг в системе « Учитель–логопед - ученик» в начальной школе
Мониторинг в системе « Учитель–логопед - ученик» в начальной школе. Цель м...
Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании
Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особог...
Компетентность учителя и ученика в начальной школе
В данной статье раскрывается суть современного урока и требования к нему в соответствии с ФГОС НОО...
К вопросу о целесообразности владения информационными технологиями учителем и учениками в начальной школе
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов является необходимостью. Владение информационными технологиями в современном мире стоит наравне с такими качества...
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...
Статья на тему: "Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе"
В статье представлено становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах. Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные...