Использование метода «Шесть шляп мышления» в начальной школе (методические рекомендации, конспекты уроков)
методическая разработка (2 класс) на тему
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Данные методические разработки предназначены для учителей начальной школы, реализующих системно-деятельностный подход при введении ФГОС.
Методические разработки «Шесть шляп мышления» на уроках в начальной школе» нацелены на:освоение педагогом технологий Метода Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления», формирующих нетрадиционные способы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_.docx | 826.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода
«Шесть шляп мышления»
в начальной школе
(методические рекомендации,
конспекты уроков)
подготовила
учитель начальных классов
Гаврилова Наталия Анатольевна
г. Тамбов
2014
Пояснительная записка
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Данные методические разработки предназначены для учителей начальной школы, реализующих системно-деятельностный подход при введении ФГОС.
Методические разработки «Шесть шляп мышления» на уроках в начальной школе» нацелены на:освоение педагогом технологий Метода Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления», формирующих нетрадиционные способы мышления.
Основные задачи формулируются как:
- изучение метода Эдварда де Боне, освоение способов применения технологий для организации работы в группах, для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- позитивная мотивация участия и понимание значения деятельностного подхода к обучению и формирования универсальных учебных действий (УУД) для развития учащихся.
Данный комплект разработок позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий. Использование технологий «Перспектива», «P.M.I.» в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
- комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
- высокий и прочный уровень обученности учащихся;
- формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;
- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
- обеспечение эффективной социализации учащихся.
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации групповой работы по всем предметам. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Содержание, структура материала, направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний.
В данном комплекте представлены:
- Методические рекомендации по использованию метода «Шесть шляп мышления в начальной школе»;
- Разработка урока истории по теме «Царствование Екатерины Великой», 4 класс;
- Разработка урока литературного чтения по теме «Веселые рассказы Николая Носова», 3 класс;
- Разработка урока окружающего мира по теме «Человек – разумное существо», 1 класс.
- Разработка урока окружающего мира по теме «Познай себя» (2 урок по теме «Планета профессий «Человек – Человек»), 2класс
Условия реализации:
- наличие мультимедийного оборудования: компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете
- умение учителя пользоваться данной техникой
- наличие шляп шести цветов.
Методические рекомендации по использованию метода
«Шесть шляп мышления в начальной школе»
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
Метод «Шесть шляп мышления»,разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.
Этот метод позволяет ребенку латентно (скрыто, незаметно) включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения.
Основными задачами являются:
- Формирование и развитие информационной компетентности;
- Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
- Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
- Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
- Формирование контрольно-оценочной самостоятельности.
Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:
- Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.
- Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.
Прежде чем рассмотреть метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением, обратимся к основным положениям теории о природе и видах мышления. В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов? На данные вопросы помогает ответить метод «Шесть шляп мышления», Мышление является высшим познавательным процессом.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. К основным типам мышления можно отнести теоретическое и практическое. Теоретическое мышление в свою очередь делится на два вида: теоретическое понятийное и теоретическое образное. Практическое мышление также имеет два вида: наглядно- образное и наглядно-действенное. На рисунке представлена описанная структура мышления.
Оба рассмотренных типа мышления, как правило, дополняют друг друга, раскрывают в большей полноте разные стороны бытия. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности было бы не столь глубоким и разносторонним, каким оно является на деле.
В основу концепции своего метода Э. де Боне положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».
Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».
А вот как это объясняет Эдвард де Боне: « Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? –На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.
После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? –
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют, а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Знакомство с другими шляпами происходит символично, а более конкретная работа проводится уже в начальной школе.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы, вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. «Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести «мыслеварительных» шляп устанавливаются определенные правила игры «в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил». Качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления. Это справедливо на личностном уровне, на уровне сообщества и на мировом уровне»(доктор Эдвард де Боне)
Технология « PMI».
Использование инструмента P.M.I. – осознанное действие, позволяющее исключить естественную эмоциональную реакцию на определенную идею (естественной реакцией будет «нравится» или «не нравится»; если идея нравится, кажется противоестественным выискивать минусы, если идея не нравится, противоестественным кажется искать плюсы). Именно сознательное выделение всех положительных и отрицательных моментов дает возможность увидеть идею во всей ее полноте. Вместо простого решения, нравится идея или нет, данная мыслительная операция требует приложить сознательные усилия и найти в идее хорошие стороны, плохие стороны и интересные моменты, которые не относятся ни к плохим, ни к хорошим, но достойны того, чтобы их отметили. Эта работа проводится поэтапно, сначала на сюжетных картинках ребята отыскивают положительных и отрицательных героев. Думают, а чем бы могла закончиться та или иная ситуация. Работа в технологии РМ1 проводится в виде игры «Золотой жетон».
Далее я вас познакомлю с другими технологиями в рамках метода «Шесть шляп мышления», которые нашли применение уже в работе на уроках начальной школы.
Технология «Перспектива» ориентирована на:
- Формирование и развитие информационной компетентности;
- Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
- Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
- Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
В рамках технологии разработки и оценки инновационных идей «Перспектива» создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции: -
- Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы); -
- Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи); -
- Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи); -
- Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения, поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Необходимо особо отметить, что всем участникам заранее предлагается поработать под полями «белой шляпы»- подумать над темой будущего обсуждения, собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.
Сама технология предусматривает четыре этапа- четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.
Каждый этап-раунд длится 20 минут:
- 5 минут - выступление новаторов;
- 3 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
- 4 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
- 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
- 1 минута- работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
- 3 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).
Соблюдение протокола – это ответственность учителя. Таким образом, самую сложную роль - роль синей шляпы выполняют одновременно эксперты, которые отвечают за анализ и обобщение информации, на основе которой производиться оценка эффективности работы каждой группы и ведущий урок учитель, отвечающий за строгое соблюдение протокола.
Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу.
В итоге суммируются баллы и определяется та группа, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу.
Важным моментом использования метода «Шесть шляп» в рамках технологии разработки и оценки идеи «Перспектива» является возможность выразить свои эмоции и чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с другими, то данная группа получает штрафное очко.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что использование технологии «Перспектива», которая создана на основе метода «Шесть шляп мышления», дает возможность обращаться к тому или иному типу мышления, наиболее целесообразному в данной ситуации, нисколько не нарушая при этом характерных особенностей человека, целостности его «Я», помогает развивать эмоционально-образную речь, помогает преодолеть боязнь устного высказывания, публичного выступления.
Данную технологию можно применять в различных ситуациях, как на уроках, так и в процессе воспитательной работы с детьми. Предлагаемый метод универсален с точки зрения возрастных границ, его можно применять и при работе с педагогами. Хочется отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно он взял в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учит учитель, а того, кто у него учится.
Используемая литература:
- Н.А.Семенова «Организация исследовательской деятельности младших школьников». Томск. 2007г.
- Выгодский Л.С., История развития высших психических функций, Москва, 1983, Собр.соч - Т.3
- А.Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003 С. 686
- Т.А.Прищепа «Современные педагогические технологии, ориентированные на развитие и формирование умений работы с информацией». Томск. 2006г.
Разработка урока окружающего мира, 1 класс, УМК «Школа 2100»
Тема:«Человек – разумное существо».
Цель: систематизировать знания учащихся о природе, выявить признаки, объединяющие человека и животного, и признаки, отличающие человека от животных, выделять поступки, свойственные разумному существу.
Данный урок опирается на знания детей о том, что человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей, принадлежит к живой природе; на сходство человека с животными. Отмечаются признаки, различающие человека и животное. Вывод: человек – разумное существо. Его поступки - поступки, свойственные разумному существу. На следующем уроке продолжится разговор о разумных и неразумных поступках человека, об экологии.
Правила поведения в природе: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний:
Знать особенностей человека как разумного существа
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностных:
В предложенных ситуациях отмечать и объяснять конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить
Регулятивных:
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться высказывать свое предположение, незаметно включиться в процесс обсуждения, построение активного высказывания,
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности группы, оценивание себя на уроке.
Познавательных:
Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативных:
Высказывать свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах работы и поведения.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формирование ИКТ-компетентности:
Знакомство с возможностями интерактивной доски для использования в обучении, соблюдая требования СанПиНов – 10-15 минут.
Использовались фронтальная и групповая работа на основе метода «Шесть шляп мышления».
Данный урок был ограничен временными рамками – 30 минут. На проведение уроков во 2-4 классах по методу «Шесть шляп мышления» требуется 1-2 ученических часа. Поэтому для знакомства с методом был выбран 1 класс. На данном уроке дети познакомились с цветом шляп и их ролевыми позициями. Технологии данного метода используются на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики.
Материально- техническое обеспечение:
- интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, колонки,
- аудиозаписи – «Звуки леса», песня «Гном»
- шляпы 6 цветов: белая, красная, желтая, черная, зеленая, синяя
- раздаточные таблицы для работы в группах, учебник «Окружаюший мир» - 1 класс, Вахрушев, Данилов, с.70
- трафарет шляпы для рефлексии, цветные карандаши
Ход урока:
- Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся, пожелаем друг другу удачи. Повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь. Тихонько садитесь.
- Внимание, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Формулирование темы урока.
Звучит аудиоролик «Звуки леса».
- Что вы услышали? (пение птиц, дождь, рык зверей). Все это можно назвать – звуки природы. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир живой природы. Но чтобы не помешать его обитателям, мы наденем волшебные шляпки. Посмотрите, сколько их. Все они разные, у каждой из них своя роль. Мы будем надевать их по одной, в зависимости от ситуации. Сначала мы наденем белую - она похожа на чистый лист, на белое снежное поле, на котором хорошо заметен любой след. Именно под ее полями мы вспомним то, что знаем, ответим на множество вопросов.
Подумайте, окружающий нас мир и природа – это одно и то же? (нет). Почему? Что такое природа? (потому, что условно все можно разделить на природу и то, что сделано руками человека).
Что общего у комара и камня? (они относятся к природе)
Чем отличаются? (комар относится к живой природе, а камень к неживой).
На какие группы можно условно разделить всю природу? (живую, неживую, силы природы).
Что относится к силам природы? (ветер, солнечный свет, течение рек, ураганы…)
Посмотрите на картинки. Чем похожи предметы? (все предметы относятся к живой природе). Докажите, что они живые.
Что необходимо для жизни живым организмам? (свет, воздух, тепло, вода).
Откуда они берут все необходимое для жизни? (из природы).
Являются ли живые организмы частью природы? (да). Докажите.
Распределите картинки в три группы (животные, растения, грибы). Что у них общего? (корень, стебель, листья, зеленый цвет).
А под знаком ? спряталось еще одно существо, может кто-то догадался, какое именно?...
Давайте поищем информацию в учебнике на станице 70. Послушайте рассказ. (Учитель читает рассказ с остановками, давая возможность детям угадать о ком идет речь)
А теперь вы догадались, кто спрятался за знаком?
Куда же отнести человека? Кто догадался, какой будет тема нашего урока?
3. Совместное открытие нового.
Куда отнесли человека? (к животным) Почему? Все ли согласны с этим? Кто думает иначе?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем, какие общие черты есть у человека и животных? (чтение рассказа, 3-й абзац, стр.70) Найдите сходство между действиями людей и животных. Что еще их объединяет? (движение, питание, гигиена).
Какой вывод можно сделать? (Человека можно отнести к животным). Согласны ли вы с этим?
Но человек – особое существо.!Что объединяет нас с животными, мы рассмотрели.
Чем же мы отличается от животных? Давайте научимся различать эти особенности человека.
- Как животные понимают друг друга?
А человек? (Люди разговаривают.)
- Значит, ребята, у человека есть речь. Прикрепляю табличку со словом «Речь».
- Что помогает нам учиться? Вспомните тему: « Наши помощники». (Память и ум.)
- Значит, человек обладает разумом. Прикрепляю табличку со словом «Разум».
- Отгадайте загадку. У двух матерей по пяти сыновей. Что это за матери? (руки). Что сделано руками человека? Значит, человек трудится. Прикрепляю табличку со словом «Труд».
- Итак, кто же такой человек? Какой можно сделать вывод?
- Человек – разумное существо.
Он умеет говорить. Думать. Мыслить. Трудиться. Создавать.
Вывод: РАЗ ЧЕЛОВЕК РАЗУМНОЕ СУЩЕСТВО, ТО ВСЕ ЕГО ПОСТУПКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТОЙНЫ ЧЕЛОВЕКА.
4. Физминутка.
Наденем шляпку красную и дадим волю чувствам и эмоциям. («Гном»).
- Первичное закрепление.
Посмотрите, сколько информации новой мы узнали под полями белой шляпы. Человек разумное существо, а это значит, что и все его поступки должны быть разумными. Продолжим нашу работу под полями желтой шляпы. Желтый цвет – цвет солнышка, цвет добра и радости. Работая под полями желтой шляпы отметим положительные поступки человека. Поиграем в игру, которая называется «Золотой жетон.» Откройте учебник на стр.72.
Найдите рисунки, на которых человек ведет себя как разумное существо? Поставьте рядом с картинкой знак «+». Работаем ровно 1 минуту. Как только вы закончите, обсудите свои варианты с членами своей команды.
Проверка: представитель одной команды называет картинку, на которой поставил «+», остальные проверяют. Если остальные команды отметили этот же вариант, то слово переходит к представителям другой команды. А если у остальных команд выделенного варианта нет, то выступающая команда получает жетон. Выслушиваются ответы всех команд. Та, у кого больше – считается победителем в данной игре.
А теперь наденем шляпу черную. Она строга и серьезна и позволит нам под ее полями увидеть все неразумные поступки человека. Найдите рисунки, на которых человек изображен как неразумное существо, отметьте их знаком «-»
Проверка ведется также как и в предыдущем случае.
6. Творческое задание.
Самое время надеть шляпу зеленую. Зеленый цвет – цвет зелени, нового растения. Я предлагаю каждой группе под полями зеленой шляпы выполнить творческое задание.
Итак, человек – разумное существо. Он отвечает за все живое и неживое на нашей планете. Любой живой организм требует бережного отношения, с ним нельзя обращаться как с вещью, иначе ему станет плохо и он может погибнуть. Значит, человек еще умеет жалеть, помогать другим. Посмотрите на картинки у вас на партах. Отчего страдают все эти животные? Кто им сможет помочь? Как? Обсудите данные ситуации с друзьями, предложите свой выход. (Дети работают в группах 1-2 минуты, после чего заслушиваются варианты ответов каждой команды).
7. Итог.
Шляпку синюю наденем и итоги подведем.
Как себя вести мы будем, когда в лес с тобой пойдем.
- Что нового узнали сегодня на уроке? Какой вывод сделаем?
- Давайте поблагодарим наши волшебные шляпки за то, что помогли нам попутешествовать в мире живых организмов.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и работу своих товарищей.
Перед вами рисунок шляпки. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение – раскрасьте шляпку в желтый цвет.
Если вам было трудно, что-то у вас не получалось, и вам хочется что-то исправить, раскрасьте шляпку в зеленый цвет.
А если вам было скучно и неинтересно – в черный.
Покажите, какое разноцветье у нас получилось! Спасибо всем за работу!
Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Современные педагогические технологии, ориентированные на развитие и формирование умений работы с информацией». Томск. 2006г.
- Учебник «Окружаюший мир» - 1 класс, Вахрушев, Данилов, с.70,БАЛАСС, 2011
Разработка урока истории в начальной школы УМК «Школа России»,
4 класс
Тема:«Царствование Екатерины Великой»
Задачи:
- В игровой форме познакомить учащихся с новыми интересными фактами из истории России; познакомить с новым мыслительным инструментом РМI.
- Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой.
- Способствовать детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно.
- Способствовать формированию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умений работать в коллективе.
- Способствовать формированию и развитию «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности учащихся.
- Способствовать формированию контрольно-оценочной самостоятельности.
Ход урока.
1. Орг. момент. – 3 минуты
Начать наш сегодняшний урок хочется вот с этого слайда. Рассмотрите, пожалуйста, его и предположите, кто запечатлен на этом памятнике?
- Женщина, потому что фигура в длинном платье;
- Царица, потому что в руках у нее скипетр, а на плечах мантия.
- Царица, потому что она возвышается над другими людьми, а они как- бы сидят у ее ног.
- Введение в тему - 2 минуты
Мы продолжаем с вами путешествие по реке времени, изучая историю родного государства. Сегодня мы познакомимся с выдающейся личностью, необыкновенной женщиной, русской императрицей Екатериной II. Матушка – государыня, Екатерина II, Екатерина Великая – так величали эту женщину. В чем ее величие и как изменилась Россия за годы ее царствования, мы узнаем в конце темы. Работать по ней будем два урока.
Изучая роль той или иной личности в истории России, нам необходимо увидеть положительные и отрицательные моменты деятельности этого человека.
Погрузиться в исторический материал нам поможет инструмент с красивым названием «Р.M.I.» С его помощью вы постараетесь найти в тексте положительные и отрицательные моменты деятельности Екатерины II. Но будут и такие данные, которые нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным, т.е. над которыми можно поспорить или подумать, их мы отнесем к разряду «Интересно». Мы продолжим работу под полями разноцветных шляп. Урок проведем в виде игры, которая называется «Золотой жетон». Работать мы будем четырьмя группами.
3. Работа с текстом и его первичное восприятие – 15 минут
Прежде чем рассказать о ходе самой игры, я предлагаю вам поработать под полями белой шляпы ровно 15 минут. Вам предлагается прочитать текст учебника с.124- 126 и тексты раздаточного материала. При первичном прочтении отметьте те слова, которые вам непонятны.
4. Словарная работа(слайд 3) - 5 минут
Дворянство -одно из высших сословий общества обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. В России возникло в 12-13 вв. как низшая часть военно-служилого сословия. С 14 в. дворяне получали за службу землю. При Петре I завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
Либре́тто (итал. Libretto) — литературная основа большого вокального сочинения, светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории.
Чума — болезнь, известная с древнейших времен, первые возможные сведения о ней приходятся на конец II и начало III веков нашей эры. Чума́ (лат. pestis) — острое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лёгких и других внутренних органов. Заболевание характеризуется и высокой смертностью.
Дополнительные тексты:
1. «Екатерина II царствовала во второй половине XVШ века. Она считала себя продолжательницей дела Петра I: покровительствовала наукам и искусствам, при ней строились новые города, расширялись границы. Она была очень умной и образованной женщиной – много читала, писала книги, участвовала в составлении законов. Екатерина обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений — записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка», участвовала в еженедельном журнале «Всякая всячина». При ней строились в России новые школы и больницы. 15 сентября 1771 в Москве по набату началось одно из самых крупных восстаний XVIII в., вызванное эпидемией чумы, занесённой во время русско-турецкой войны. Правительство было вынуждено принять более эффективные меры по борьбе с чумой, а также по обеспечению горожан работой и продовольствием. Императрица первой сделала прививку от страшной болезни, чтобы ее подданные не боялись нового способа лечения и последовали ее примеру. В одиночку императрица не смогла бы много сделать для страны. Вокруг ее трона были умные и талантливые люди.»
2. « На минуту представим себе, что мы волшебным способом побывали в гостях у богатого русского помещика XVII века и теперь решили заглянуть к его правнуку времен великой Екатерины. Сначала может показаться, что ничего не изменилось. Те же приземистые деревеньки мелькают за окном нашей кареты, и бородатые крестьяне в неизменных кафтанах торопливо снимают шапки и набожно крестятся нам вслед. Но вот мы у барского дома. Здесь все по-другому! Раньше этот дом напоминал большую крестьянскую избу со множеством разных пристроек, сейчас же мы видим приятный особнячок. Это уж не деревянный терем, а каменное или кирпичное здание с колоннами. Появляется хозяин. Его прадед своим видом и привычками не сильно отличается от богатого мужика. А этот одет по последней европейской моде, безбород, курит трубку, держит в руке французскую книжку и даже предпочитает говорить по-французски! Как же произошли эти поразительные изменения?»
3. «Много славы принесла России Екатерина II. Она стремилась преумножить славу государства, не заботясь о простых людях: крестьянах, горожанах, солдатах. В Российской империи жители делились на простолюдинов и знатных. Простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая их часть доставалась знатным и богатым. Государственная власть в империи не зависела от народа. При Екатерине Великой Россия значительно расширила свои границы, завоевывались новые земли. В результате русско-турецких войн Россия получила земли, в последствии названные Новороссией. Кроме того, при Екатерине к России отошли от ослабевшей Польши западные белорусские и украинские земли. Она старалась на новых землях установить такие же порядки, как и по всей остальной России. В армию набирали солдат, которых никто не спрашивал, нужны ли им эти войны и земли. Издавались законы, но никого не интересовало, нравятся ли эти законы простым горожанам и крестьянам. Помещичья власть над крестьянином была почти безгранична: его могли продать, засечь до смерти, сослать в Сибирь.»
- Игра «Золотой жетон»:
(введение – 5 минут)
Давайте сначала разделимся на команды. Для этого посмотрите на спинку своего стула. У каждого прикреплен цветной жетон. Пересядьте за стол, на котором жетон того цвета, что и у вас.
Сейчас вы будете работать с этими же текстами, только очень внимательно. При чтении необходимо отметить положительные, отрицательные моменты царствования Екатерины II. Если вы сомневаетесь или считаете, что не можете отметить ни плюсом, ни минусом, поставьте букву «И», значит это «интересно», «подумаем». Перед вами четыре текста. Каждый из вас будет работать с одним текстом. Над плюсами, минусами и интересными моментами вы будете думать ровно по пять минут. По окончании 15-ти минут я дам вам на обсуждение в группе
5 минут. Все «+» , « - », «интересно» вы должны записать на листок. Итак, через 20 минут мы будем проводить три раунда игры, по 5 минут на каждый.
Затем приглашаются представители групп – лидеры первого раунда. Они занимают свои места за «столом лидеров» и в порядке очередности начинают называть получившиеся варианты (в первом раунде- положительные моменты, которые были найдены подгруппой в процессе обсуждения; во втором раунде - отрицательные моменты; в третьем раунде- интересные или спорные моменты). Если точно такой же или близкий по смыслу вариант ответа присутствует в записях другой подгруппы, то ее лидер делает публичное заявление, и лидеры всех команд отмечают данную идею как повторяющуюся. Если лидер какой-либо подгруппы называет Вариант, и он является уникальным, неповторяющимся, то данная подгруппа получает «золотой жетон». Длительность раунда составляет пять минут. К концу раунда у каждого лидера накапливается определенное число жетонов. Такой режим поддерживается все три раунда. Победителями первого этапа являются представители той группы, которая смогла за три раунда набрать наибольшее количество «золотых жетонов». Количество жетонов мы будем заносить в таблицу, туда же будем заносить и штрафные очки.
1 раунд | 2 раунд | 3 раунд | Штрафы | Итог | |
«Красные» | |||||
«Зеленые» | |||||
«Синие» | |||||
«Желтые» |
Последние две- три минуты этапа отводятся на подсчет количества жетонов и объявление победителя.
А теперь особо остановимся на «штрафных» очках. Если во время работы за «круглым столом» кто-либо в группах будет говорить вслух, отвлекать внимание, то его подгруппа будет наказана: лидер от общего количества заработанных «золотых жетонов» будет вынужден отдавать за каждое замечание по одному жетону. Обязательным условием является тот момент, что на каждый раунд должен выходить новый представитель группы. За нарушение данного правила группа будет получать штраф - один жетон. За нарушение временного регламента, за опоздание при выходе к «столу лидеров» группа также будет получать штраф - один жетон».
Работа в группах – 20 минут
Первый раунд - 5 минут
- Много сделала, чтобы понять русских: выучила язык, историю, обычаи;
- Была образована и задумала ввести в стране общее образование: открывала школы, воспитательные дома( слайд 4)
- Писала пьесы для театра, статьи в журналах, сочиняла сказки;
- Умела находить умных, талантливых людей, терпела около себя даже неприятного человека, если он был способным человеком.
- Покровительствовала наукам и искусствам;(слайд 5)
- При ней строились новые города, хорошела столица (слайд 6)
- Была продолжательницей дела Петра
- Участвовала в составлении законов
- При ней строились в России новые школы и больницы
- Императрица первой сделала прививку от страшной болезни
- Расширялись границы государства
- Дворяне жили лучше и лучше ( слайд 7)
Второй раунд - 5 минут
- Крепостные крестьяне стали жить хуже, им приходилось работать по 4-6 дней в неделю
- Усилились наказания, а жаловаться крестьяне не имели права
- Продажа людей была обычным делом
- Много народу умерло от эпидемии чумы (слайд 8)
- Простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая их часть доставалась знатным и богатым.
- Государственная власть в империи не зависела от народа.
- Не заботились о простых людях: крестьянах, горожанах, солдатах.
- В армию набирали солдат принудительно, не заботясь, хотят они того или нет
- Россию потрясали бунты, много народу погибло (слайд 9)
- Власть над крестьянами была безгранична
Третий раунд – 5 минут
- Народ называл ее «матушкой», а она улучшила жизнь только дворянам
- А хотели ли присоединенные народы жить по-новому? Радовались ли они присоединению к России?
- Зачем Екатерине «новые» земли, ведь большим государством трудно управлять?
- А что было бы, если бы все крестьяне отказались работать на своих хозяев?
- Почему Пугачев проиграл?
- Почему ссылали в Сибирь, ведь там же тоже люди жили?
- Итог.
Давайте посчитаем свои золотые жетоны. Чья команда отличилась?
Название команды | 1 раунд | 2 раунд | 3 раунд | Штрафы | Итог |
Наш урок подошел к концу. Вернемся к фотографии, с которой наш урок начинался. Я предлагаю вам посмотреть на фрагменты нижней части памятника. Как вы думаете, какие люди здесь изображены: богатые или бедные? Почему? (слайд 10)
Вы совершенно правы, на подножье сооружённого в 1832—1837 памятника Екатерине работы М. О. Микешина, установленного в Санкт-Петербурге на площади Островского, изображены наиболее выдающиеся личности: А.В.Суворов, П.А.Румянцев, Г.Р.Державин, М.В.Ломоносов, Василий Баженов и другие. О них и их роли в истории России мы будем говорить на других уроках.
Подумайте, а кого нет и не могло быть на подножии этого памятника и почему?
- Нет простых людей, потому что на них никто не обращал внимания.
Самостоятельно оцените свою работу и отметьте на цветовой шкале
Мне было интересно на уроке. Я работал(а) хорошо, у меня все получалось. | Я старался (старалась), но не все получалось. | Получалось мало. Легче было работать в группе. | |||||||
Ф.И._____________________________ |
7. Домашнее задание:
На следующем уроке мы поговорим о традициях и праздниках русского народа. Поработайте в группах и найдите дополнительный материал по этой теме.
Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Качество мышления – основной ресурс успешности». Методическое пособие. Институт средств и методов обучения. 2004 год.
- Н.И.Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова «Наша Родина в прошлом» (беседы по истории России), 3 класс. Издательство «Ассоциация XXI век». Смоленск, 2001год.
- О.В.Волобуева «По следам прошлого» (часть 3 «Путь России»). Москва «Терра», 1998год.
- Д.Д.Данилов, С.В.Тырин «Мое отечество» ( вводный курс истории и обществознания), 3 класс, часть 2. Москва «Баласс», 2005год.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
- www.yandex.ru
- www.wikipedia.ru
Разработка урока по литературному чтению,
УМК «Система Л.В. Занкова», 3 класс
Тема: «Веселые рассказы Николая Носова»
Задачи:
- В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся; познакомить с новым мыслительным инструментом РМI.
- Содействовать формированию контрольно- оценочной самостоятельности, связанной с активной работой мышления: умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, развивать навык выразительного чтения.
- Способствовать детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно.
- Способствовать формированию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умений работать в группе.
- Способствовать формированию и развитию «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности учащихся.
Ход урока.
- Орг. момент. – 3 минуты
Начать наш урок хочется следующими словами: «Он начинал писать для взрослых, но не нашел свою тропу и признавался, попав «в волшебную» страну детства: «Эта страна удивила меня, а творчество, как сказал один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше, и чего, мне казалось, не замечали другие».
Кому принадлежат эти слова? О ком они?
- Введение в тему - 2 минуты
Вы правы, ребята, в своих предположениях. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами увлекательное путешествие по детской литературе XX века. Познакомимся с новыми увлекательными героями той поры, с их удачами и неудачами, их успехами, радостями, словом, с тем, что окружает и вас в повседневной жизни. Мы поговорим с вами о героях книг Николая Николаевича Носова. С его мальчишками вы знакомы с раннего детства, читали многие рассказы. А на сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на одном из рассказов Носова «Мишкина каша». Попробуем проанализировать поступки ребят, найти положительные и отрицательные моменты их деятельности, увидеть что-то интересное и смешное.
Погрузиться в литературный материал нам поможет инструмент с красивым названием «Р.M.I.» Мы продолжим работу под полями разноцветных шляп. Урок проведем в виде игры, которая называется «Золотой жетон». Работать мы будем четырьмя группами.
С.В.Михалков говорил о Носове так “Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.
А что же вы узнали о самом Николае Николаевиче Носове, почему его герои так нами любимы?
(Выступление детей с сообщением)
1. Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.
2. Носов не старается рассмешить. Он показывает
правдиво мир хороших, нормальных детей. Этот мир прекрасен. Этот
счастливый мир богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором.
За внешней комедийностью он видит и помогает увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях: Косте Шишкине, Мишке и Коле, которым так и не удалось насладиться своей кашей, в Вите Малееве и его друзьях, в Незнайке со всей его сказочно прекрасной компанией...
А сейчас, самое время разделиться на четыре команды. Я задаю вопросы, вы быстро отвечаете, забираете жетон с номером и занимаете нужный столик (вопросы и столики пронумерованы).Вы дома читали многие рассказы Носова, поэтому ответить на вопросы для вас будет легко.
1. Назовите имя и отчество Носова.
2. Где и когда родился Носов?
3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя “Затейники”)
4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (картофель)
1. Ее заваривают, затевая неприятности…..
Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело….
Ее просит дырявая обувь….. (каша)
2. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”)
3. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. (Мишка)
4. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”)
1. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”).
2. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
3. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?
4. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка).
1. Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)
2.. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? (телефон)
3. Кто сочинял из коротышек стихи?
4. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).
- Словарная работа- 2 минуты.
Каша «размазня» - очень жидкая каша
Человек « размазня» - слабый, безвольный
- Игра «Золотой жетон»
Давайте вспомним правила игры. Игра проводится в три раунда. На каждый раунд отводится 7 минут. 5 минут вы самостоятельно каждый читаете отрывок из рассказа «Мишкина каша», отмечая в нем «+» все положительные моменты, то что вам очень понравилось в поступках ребят. Потом 2 минуты вы обсуждаете в группе все найденные «+», записывая их на один лист. Через 7 минут по одному представителю от каждой команды встретятся за «столом лидеров» и в порядке очередности (это можно определить заранее с помощью жребия или по правилу «часовой стрелки») начинают называть получившиеся варианты -положительные моменты, которые были найдены подгруппой в процессе обсуждения. Если точно такой же или близкий по смыслу вариант ответа присутствует в записях другой подгруппы, то ее лидер делает публичное заявление, и лидеры всех команд отмечают данную идею как повторяющуюся. Если лидер какой-либо подгруппы называет вариант, и он является уникальным, неповторяющимся, то данная подгруппа получает «золотой жетон».На втором раунде- 5 минут самостоятельно отмечаете отрицательные моменты;2 минуты – обсуждаете, потом встречаются новые представители команд за столом «лидеров»; на третьем раунде- находите все интересные моменты, задавая вопрос «А интересно, что бы было, если бы…»
По окончании третьего тура мы подсчитаем количество золотых жетончиков в каждой команде и установим победителя. Победитель получит вот такой золотой жетон:
6. Итог.
Давайте посчитаем свои золотые жетоны. Чья команда отличилась?
Название команды | 1 раунд | 2 раунд | 3 раунд | Штрафы | Итог |
Заполните таблицу: Поставьте «+», оценив свою работу.
Фамилия, имя _______________________________ | |||
Все получилось. Я доволен(довольна) результатами работы. | Почти все получилось. Но я могу и хочу работать лучше | Много не получилось. Я хочу и постараюсь работать лучше. | Недоволен (недовольна) результатом. Постараюсь работать лучше. |
Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Качество мышления – основной ресурс успешности». Методическое пособие. Институт средств и методов обучения. 2004 год.
- В.Ю.Свиридова «Литературное чтение», учебник для 3 класса
- Н.Н.Носов «Мишкина каша», Детская литература, 1985г.
Разработка урока окружающего мира, 2 класс, УМК «Система Л.В.Занкова»
Тема:«Познай себя» (2 урок по теме «Планета профессий «Человек – Человек»).
Задачи урока:
- Познакомить с профессиями группы «Человек – Человек»через творческое домашнее задание, которое презентовалось каждой группой на уроке.
- Развивать информационную компетентность через работу с разными источниками информации и самостоятельную ее обработку.
- Формировать готовность к общению и сотрудничеству (коммуникативную и кооперативную компетентности) через технологии «Перспектива», «Шесть шляп мышления».
- Формировать контрольно-оценочную самостоятельность
Ход урока:
- Орг. момент.
Учитель: Сегодня на занятии мы продолжим работу по познанию себя. Для начала давайте сядем, расслабимся и вслушаемся в музыку.
- Введение в тему.
Звучит музыка, гаснет свет. Из-за ширмы появляется Маленький Принц, герой сказки А. де Сент-Экзюпери.
Маленький Принц: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали? Мы с вами встречались на страницах книги Антуана де Сент-Экзюпери. Я рассказывал вам о своих необычных путешествиях. А сегодня хочу пригласить вас в путешествие в Галактику Профессий. В ней очень много тайн и загадок. Галактика Профессий состоит из пяти планет: Человек-Человек, Человек – Природа, Человек – Техника, Человек – Художественный образ и Человек – Знаковая система. На каждой планете вас ожидает знакомство с различными профессиями, которые населяют ее. Но самое удивительное в том, что у вас будет возможность попробовать себя в разных профессиях, как бы примерить их к себе, соотнести со своими возможностями. Если вы готовы, то давайте отправимся прямо сейчас. Закройте глаза, наденьте наушники, сядьте удобно, представьте, что вы в космическом корабле. Счастливого полета.
Звучит музыка, маленький Принц исчезает. Дети открывают глаза и видят большую звезду.
Учитель: сегодня мы сами с вами напишем продолжение сказки. На других планетах Маленький принц найдет себе других друзей. Мы приняли приглашение Маленького Принца и сделаем остановку на первой планете «Человек – Человек» . Как вы думаете, почему именно с этой планеты? Что искал Маленький Принц в разных странах?
Что такое ОБЩЕНИЕ?
Маленький Принц исчез, но нам он оставил звезду. Давайте посмотрим.
Учитель:
Сегодня на занятии, знакомясь с той или иной профессией, мы должны ответить на вопрос «Какими качествами должны обладать люди данных профессий?»
Мы будем работать четырьмя творческими группами, то под одной или другой шляпой. Дома вы готовили сообщения о людях разных профессий.
Игра будет проходить в четыре раунда. После каждого раунда группы меняют свои ролевые позиции.
Под полями зеленой шляпы первыми будут выступать «НОВАТОРЫ». Они должны рассказать об истории той или иной профессии, о качествах личности.
«ОПТИМИСТЫ» выступят под полями желтой шляпы. Им необходимо заметить в выступлении «новаторов» все положительные моменты.
«ПЕССИМИСТЫ» же наоборот, выступая под полями черной шляпы должны увидеть в выступлении ребят все недостатки, «минусы», в корректной форме их высказать.
Ну и, наконец, «ЭКСПЕРТЫ», выступая под полями синей шляпы, оценивают работу каждой творческой группы. У «новаторов» отмечают:
- Достоверность материала;
- Опору на свой жизненный опыт;
- Использование дополнительного материла;
- Четкость речи;
- Зрелищность презентации.
Оценивая «оптимистов», отмечают все ли + увидели ребята. Если «эксперты» увидели дополнительные +, они имеют право снизить балл «оптимистам».
Оценивая работу «пессимистов», отмечают, все ли – были замечены, корректно ли сообщались замечания. Если «эксперты» заметили дополнительные -, они имеют право снизить балл.
Итоги каждого раунда будем заносить в таблицу. Важный момент, все эмоции и чувства, то есть нахождение под полями красной шляпы, можно высказать только в перерывах между раундами. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, вести себя некорректно.
В конце занятия подведем итоги, узнаем, какой группе удастся красиво выглядеть в той или иной ролевой позиции. На каждый раунд отволится
8 минут.
- Выступление «новаторов» - 4 минуты,
- Обсуждение в группах – 1 минута,
- На выступление «оптимистов» и «пессимистов» по 1 минуте,
- Обсуждение «экспертов» - 1 минута,
- Выступление «экспертов» - 1 минута.
III. Игра «Перспектива
«Новаторы» | «Оптимисты» | «Пессимисты» | «Эксперты» | штрафы | Общий балл | |
1 раунд | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
2 раунд | 2 | 3 | 4 | 1 | ||
3 раунд | 3 | 4 | 1 | 2 | ||
4 раунд | 4 | 1 | 2 | 3 |
IV. Итог.
Учитель: Ребята, давайте подсчитаем баллы. Кто же победил?
Какими профессиональными качествами должны обладать люди, группы «Человек – Человек».
- Уважение и понимание других людей,
- Терпение,
- Умение творчески работать,
- Ответственность за других.
Посмотрите, на обратной стороне звезды есть еще маленькие звездочки. На них домашнее задание Маленького Принца.
Учитель: Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и работу своих товарищей.
Перед вами рисунок шляпки. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение – раскрасьте шляпку в желтый цвет.
Если вам было трудно, что-то у вас не получалось, и вам хочется что-то исправить, раскрасьте шляпку в зеленый цвет.
А если вам было скучно и неинтересно – в черный.
Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Качество мышления – основной ресурс успешности». Методическое пособие. Институт средств и методов обучения. 2004 год.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. «Окружающий мир», учебник для 2 класса, издательство «Учебная литература», издательский дом ФЕДОРОВ, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления в начальной школе
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...
Статья "Использование Метода шести думательных шляп в образовательном процессе".
Данная статья призвана помочь педагогам начальной школы в использовании Метода шести думательных шляп в образовательном процессе....
Использование метода "Шести думательных шляп " Э. Де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий
Данная статья призвана помочь учителям начальной школы в использовании "Метода шести думательных шляп" в образовательном процессе....
Использование технологии развития критического мышления в начальной школе
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе...
«Шесть шляп мышления в начальной школе»
laquo;Шесть шляп мышления в начальной школе»...
Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования
В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов....
Статья "Использование метода "Шести думательных шляп" Э. де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
В статье описан метод «Шести думательных шляп». Выявлены особенности развития детей младшего школьного возраста. Описаны технология и особенности применения данного метода в обучении младш...