Использование технологии развития критического мышления в начальной школе
статья

Крылова Надежда Викторовна

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего -это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего -умением учиться. У него должны быть сформированны универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

 I фаза ( 5 минут ) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 30 минут ) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза ( 10 минут ) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I. Фаза вызова.

Задачи этой фазы: 1) Постановка целей урока. 2) Активизация познавательной деятельности учащихся.

Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова:

Учащиеся: -могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;

-фиксируют высказывания на доске или листах;

 -работают индивидуально и в малых группах.

Учитель: -стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;

 -способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;

 -просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме. В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

II. Фаза осмысления содержания.

(Cмысловая стадия) Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Практически исключается возможность её осмысления.

Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. На фазе осмысления содержания:  

        Учащиеся: -осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

 -акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

         -обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

 -стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель: -может быть непосредственным источником новой информации;

-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии: Учащиеся: -осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя; -получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности. целостное осмысление, обобщение полученной информации; -формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Учитель: -осознаёт собственные действия и действия учеников; -получает новый педагогический опыт, развитие мастерства; -видит эффективность педагогического процесса. В ходе изучения и применения методов и приёмов ТРКМ на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока. I. Стадия вызова «Кластер» «Загадка» «Мозговой штурм» «Отсроченная догадка» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Театрализация» «Да – нет» «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия» «Перепутанные логические цепочки» «Проблемный вопрос» «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. «Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. «Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока. «Да – нет». Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет». «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест». Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ. «Дискуссия». Это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии: 1.Выдвигать идеи, слушать внимательно, 2. Не повторяться. 3. Каждое следующее высказывание: а) либо продолжает предыдущее; б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).

Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе, Они отвечают на вопросы: 1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 2) Внимательно ли я слушал? 5 3) Выдавал ли я интересные идеи? «Проблемный вопрос».

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. II. Стадия осмысления «Зигзаг» «Инсерт или «Чтение с пометами» «Дерево предсказаний» «Круги по воде» «Чтение с остановками» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Метод «6 шляп» «Кластер» «Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» «Зигзаг». Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. «Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес). При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную). Маркировочная таблица " V " " + " " - " " ? " " ! " Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). « Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Круги по воде». Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. «Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Метод «6 шляп»(Эдвард де Боно). Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа: статистическая Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа: эмоциональная. Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий. Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа: негативная Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа: позитивная. Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет - это обновление, рост. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн. Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет - цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Вопросы, которые можно написать на шляпах БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько? КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось? ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось? ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо? СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему? ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания . «Кластеры» (гроздья). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. "Двухчастный дневник". В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. «Бортовой журнал». Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? III. Стадия рефлексии «Синквейн» «Письмо к учителю» «Пятиминутное эссе» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквэйна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквэйн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения. «Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ 2. Больше всего запомнилось 3. Понравилось 4. Не понравилось 5. Мое эмоциональное состояние 6. Этот рассказ учит меня «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: 1) написать, что нового узнали по данной теме; 2) задать вопрос, на который они не получили ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков. Домашнее задание «Загадка» «Кластер» «Инсерт или «Чтение с пометами» «Круги по воде» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» В заключении хочу привести примеры использования ТРКМ на разных стадиях урока. Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: «Растительноядные и хищные животные» I. Стадия вызова Задание: Составьте кластер к теме сегодняшнего урока (тема записана на доске). - напишите ключевое слово в середине рабочего листа; - начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой; -запишите их и установите связи между ними. Далее группы обмениваются своими идеями. II. Стадия осмысления Задание: «Прочитайте текст « Заяц-беляк и заяц-русак» и заполните маркировочную таблицу пометок. Учитель предлагает рассмотреть те вопросы, по которым имелось всеобщее согласие в рамках изучения данной темы. Потом обсуждаются вопросы и разногласия, учащиеся увидят, помогла ли их решить данная статья или же для их разрешения требуются другие источники. На начальном этапе освоения учащимися данного приёма, в 1классе, целесообразно использовать работу в паре, причем распределять детей таким образом, чтобы в паре один человек хорошо читал. Текст учащиеся читают по предложениям. В конце каждого они ставят пометы. III. Стадия рефлексии. Задание: «Составьте синквейн к теме урока: «Растительноядные и хищные животные»» 1.Животные 2. Растительноядные, хищные, всеядные 3.Питаются, охотятся, размножаются 4.Едоки Задание: «Заполните карточку «Как я оцениваю свое участие в уроке?» по 5-балльной системе, 1) Как я оцениваю свое участие в работе на уроке? 1 2 3 4 5 2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5 3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5 IV. Домашнее задание Составьте дома таблицу «Толстых» и «тонких» вопросов к сегодняшней теме урока. Урок русского языка (2 класс) Тема урока: «Правописание парных согласных по звонкости- глухости в середине слова» Стадия вызова Учитель ставит перед детьми проблему: «Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?» (б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много») Затем происходит обмен информацией в группах. Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный) Учитель: -Какое слово может быть лишним? Почему? мороз снег снежки холод -(Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова). - Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Список литературы

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

 4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. - с. 66 — 72

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если н...

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффектив...