Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему
Представлен опыт работы по проектной деятельночсти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Терентьева Марина Петровна
учитель высшей категории МОУ НОШ № 53
Современный учебно-воспитательный процесс невозможно представить без использования ИКТ, ведь это даёт возможность сделать его более эффективным, интересным и насыщенным разнообразными формами деятельности. Классические символы школьной жизни - доска и мел устаревают. На смену им приходят информационные технологии, которые позволяют учителю и ученику вооружиться техническими средствами XXI века.
Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания.
Для меня, приоритетными педагогическими технологиями в работе являются:
- личностно-ориентированный подход;
- технология сотрудничества и развивающего обучения;
-проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;
- технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;
- информационные системы и технологии
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестаёт быть для ученика единственным источником информации, а становится партнёром ребёнка в процессе обучения. В своей педагогической деятельности я выделяю одно из направлений использования ИКТ – это проектная деятельность учащихся. ИКТ выполняет определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения, а созданная материально-техническая база рассматривает применение компьютерных технологий как составную часть работы над проблемой: поиск информации через Интернет, визуализация результатов через презентацию.
Почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически, и морально) для самих педагогов.
Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени.
Учитывая возрастные особенности детей начальных классов, психологи рекомендуют непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Работа над проектами предполагает следующие этапы:
· постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта,
· обсуждение проекта и процесса,
· создание групп и распределение обязанностей,
· выполнение проекта,
· представление результатов работы.
Ученик или группа выполняют задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него или для группы, и при этом:
· осваивают модели учебной деятельности,
· приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получают представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
· получают наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
· развивают навыки общения.
Темы проектов достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для учащихся начальной школы, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, делать выводы, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач. Тем самым достигаются общие цели образования, легче формируются коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Выполнение проектной работы дает обучающимся неограниченные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, превращает учеников в исследователей, дает им огромный эмоциональный заряд.
В 2010 году моя ученица Деркач Екатерина (8 лет) стала исполнителем исследовательского мини-проекта «Птичье эльдорадо Балтики». В процессе исследования автор знакомилась с миром птиц нашего края. Для этого ей пришлось отправиться на ближайший водоем в поселке А. Космодемьянского, на Балтийское побережье, посетить орнитологическуя станцию «Фрингилла» на Куршской косе и Областной историко-художественный музей. Итогом проведенной работы стало создание красочной увлекательной презентации, которая была представлена одноклассникам и на суд жюри двух конкурсов: на II Областных Бианковских чтениях (ноябрь, 2009) и городском конкурсе-фестивале творческих детских и детско-родительских исследований и проектов «Искорка» (февраль, 2010). По итогам данных мероприятий Деркач Екатерине были вручены Грамота и Сертификат за активное участие. Хочется искренне порадоваться за свою ученицу и пожелать ей сохранить и приумножить «искорку» любознательности и увлеченности!
В прошедшем учебном году мои второклассники впервые приняли участие в Международном дистанционном проекте «ЭМУ» (эрудит-марафон учащихся). Это - интеллектуальный марафон, включающий в себя три этапа: Конкурс Эрудитов, Конкурс Специалистов и Конкурс Творческих команд.
Особый интерес у ребят вызвал третий этап марафона, цель которого дать возможность учащимся, их учителям и родителям проявить себя на творческом и эвристическом уровне, что обычно невозможно в формате традиционных олимпиад, предоставить детям и педагогам шанс показать себя в новом качестве, продемонстировать свои креативные способности.
Наша команда «Победа», под руководством классного руководителя («Королевы морей»), погрузилась в атмосферу сказочной интеллектуальной игры, в которой было место для творческих заданий, красочных иллюстраций, художественных описаний, интересных знакомств. Команда всё время оказывалась в ситуации выбора, а принятые решения приводили её к разным заданиям. Каждое задание сопровождается методическими рекомендациями для педагога, что облегчало процесс проведения конкурса. По итогам конкурса наша команда заняла 133 место из 659 команд-участников. А ребята были награждены красочными Сертификатами «за многочисленные подвиги, отвагу, доброту, любовь к приключениям и быстроту ума»
«Творчество и самовыражение являются единственными вещами, с которыми следует считаться в образовании»
(Л. Нейлл)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...