Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему

Терентьева Марина Петровна

Представлен опыт работы по проектной деятельночсти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Терентьева Марина Петровна

                учитель высшей категории  МОУ НОШ № 53

            Современный учебно-воспитательный процесс невозможно представить без использования ИКТ, ведь это даёт возможность сделать его более эффективным, интересным и насыщенным разнообразными формами деятельности.  Классические символы школьной жизни - доска и мел устаревают. На смену им приходят информационные технологии, которые позволяют учителю и ученику вооружиться техническими средствами XXI века.

Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания.

Для меня, приоритетными педагогическими технологиями в работе являются:

 -  личностно-ориентированный подход;

 - технология сотрудничества и развивающего обучения;

 -проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации   мыслительно-аналитической деятельности учащихся;

 - технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;

 - информационные системы и технологии

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестаёт быть для ученика единственным источником информации, а становится партнёром ребёнка в процессе обучения. В своей педагогической деятельности я выделяю одно из направлений использования ИКТ – это проектная деятельность учащихся. ИКТ выполняет определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения, а созданная материально-техническая база рассматривает применение компьютерных технологий как составную часть работы над проблемой: поиск информации через Интернет, визуализация результатов через презентацию.

Почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически, и морально) для самих педагогов.

Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени.

Учитывая возрастные особенности детей начальных классов, психологи рекомендуют непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Работа над проектами предполагает следующие этапы:

·         постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта,

·         обсуждение проекта и процесса,

·         создание групп и распределение обязанностей,

·         выполнение проекта,

·         представление результатов работы.

Ученик или группа выполняют задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него или для группы, и при этом:

·         осваивают модели учебной деятельности,

·         приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получают представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),

·         получают наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,

·         развивают навыки общения.

Темы проектов достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для учащихся начальной школы, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Выполняя проекты, школьники осваивают методы  творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, делать выводы, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач. Тем самым достигаются общие цели образования, легче формируются коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Выполнение проектной работы дает обучающимся неограниченные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, превращает учеников в исследователей, дает им огромный эмоциональный заряд.

       

       В 2010 году моя ученица Деркач Екатерина (8 лет) стала исполнителем исследовательского мини-проекта «Птичье эльдорадо Балтики». В процессе исследования автор знакомилась с миром птиц нашего края. Для этого ей пришлось отправиться на ближайший  водоем в поселке А. Космодемьянского, на Балтийское побережье, посетить орнитологическуя станцию «Фрингилла» на Куршской косе и Областной историко-художественный музей. Итогом проведенной работы стало создание красочной увлекательной презентации, которая была представлена одноклассникам и на суд жюри двух конкурсов: на  II Областных Бианковских чтениях (ноябрь, 2009)  и городском конкурсе-фестивале творческих детских и детско-родительских исследований и проектов «Искорка» (февраль, 2010). По итогам данных мероприятий Деркач Екатерине были вручены Грамота и Сертификат за активное участие. Хочется искренне порадоваться за свою ученицу и пожелать ей сохранить и приумножить «искорку» любознательности и  увлеченности!

      В прошедшем учебном году мои второклассники впервые приняли участие в Международном дистанционном проекте «ЭМУ» (эрудит-марафон учащихся).  Это  - интеллектуальный марафон,  включающий в себя три этапа: Конкурс Эрудитов, Конкурс Специалистов и Конкурс Творческих команд.

     Особый интерес у ребят вызвал третий этап марафона, цель которого дать возможность учащимся, их учителям и родителям  проявить себя на творческом и эвристическом уровне, что обычно невозможно в формате традиционных олимпиад, предоставить детям и педагогам шанс показать себя в новом качестве, продемонстировать свои креативные способности.
     Наша команда «Победа», под руководством классного руководителя («Королевы морей»), погрузилась в атмосферу сказочной интеллектуальной игры, в которой было место для творческих заданий, красочных иллюстраций, художественных описаний, интересных знакомств.  Команда всё время оказывалась в ситуации выбора, а принятые решения приводили её к разным заданиям. Каждое задание сопровождается методическими рекомендациями для педагога, что облегчало процесс проведения конкурса. По итогам конкурса наша команда заняла 133 место из 659 команд-участников. А ребята были награждены  красочными
Сертификатами «за многочисленные подвиги, отвагу, доброту, любовь к приключениям и быстроту ума»

 «Творчество и самовыражение являются единственными вещами, с которыми следует  считаться    в     образовании»

                                                                              (Л. Нейлл)

                                                                                                                                                                                                                                            

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....