Проектная деятельность в начальной школе.
статья по теме
Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной деятельности здесь не обойтись.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей понимается система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы. Рассмотрим таблицу, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе.
Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной деятельности здесь не обойтись.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей понимается система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы. Рассмотрим таблицу, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность по реализации проекта |
1. Введение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности (задаче). Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Обсуждение темы проекта. Деление на группы. Получение дополнительной информации от учителя, библиотекаря, родителей, воспитателя. Определение своего направления в реализации проекта. Коллегиальное решение группы по поводу темы проекта и аргументация своего выбора. Формулирование проблемы проекта, цели и задач. |
2. Планирование деятельности по проекту. | Цель – выбор средств решения проблемы с указанием конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – выбор критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Осуществление поиска, сбора, систематизации и анализа информации; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывание продукта групповой деятельности на данном этапе. Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы. |
3. Осуществление деятельности по решению задач. | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Выполнение запланированных действий в группе. При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4. Оформление результатов и анализ полученного результата. | Цель – оформление полученной информации. Задачи: – анализ полученного результата; – формулирование выводов. | Оформление проекта, изготовление продукта. Участие в коллективном анализе проекта, оценивание своей роли, анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач. Анализ достижений поставленной цели. Выводы. |
5. Презентация результатов. | Цель – демонстрация окружающим полученного результата («продукта»). Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Выбор формы презентации. Подготовка презентации. При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями. Защита проекта. Демонстрация уровня развития универсальных учебных действий.
|
С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность , позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.
С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.
В результате проектной деятельности у младших школьников формируются
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
- задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...