Проектная деятельность в начальной школе.
статья по теме

Сербинова Инна Валерьевна

Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной деятельности здесь не обойтись.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей понимается система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы. Рассмотрим таблицу, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе.

Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной деятельности здесь не обойтись.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей понимается система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы. Рассмотрим таблицу, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность по реализации проекта

1.  Введение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности (задаче).

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Обсуждение темы проекта.

Деление на группы.

Получение дополнительной информации от учителя, библиотекаря, родителей, воспитателя.

Определение своего направления в реализации проекта.

Коллегиальное решение группы по поводу темы проекта и аргументация своего выбора.

Формулирование

проблемы проекта, цели и задач.

2. Планирование деятельности по проекту.

Цель – выбор средств решения проблемы с указанием конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– выбор критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Осуществление  поиска, сбора, систематизации и анализа информации;

распределение ролей в группе;

планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывание продукта групповой деятельности на данном этапе.

Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.        

3. Осуществление деятельности по решению задач.

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Выполнение запланированных действий в группе.

При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов и анализ полученного результата.

Цель – оформление полученной информации.

Задачи:

– анализ полученного результата;

– формулирование выводов.

Оформление проекта,

изготовление продукта.

Участие в коллективном анализе проекта, оценивание своей роли, анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач.

Анализ достижений поставленной цели. Выводы.

5. Презентация результатов.

Цель – демонстрация окружающим полученного результата («продукта»).

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Выбор формы презентации.

Подготовка презентации.

При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями.

Защита проекта.

Демонстрация уровня развития универсальных учебных действий.

 

 

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая  деятельность , позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это  деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной  деятельности  по нахождению способов решения проблемы.

 В результате проектной  деятельности у младших школьников формируются 

1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
  • задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

           Проектная   деятельность  учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....