Дидактическая игра как метод развития коммуникативных умений у младшего школьника
статья на тему

Любарская (Байбекова) Татьяна Равилевна

Примеры дидактических игр, используемых на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА  КАК  МЕТОД  РАЗВИТИЯ  КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕНИЙ  У  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Байбекова  Татьяна  Равилевна

студент  3  курса,  кафедры  педагогики  и  методики  дошкольного  и  начального  образования  ОГТИ,  г.  Орск

E-mail:  baibekova.tanechka@mail.ru

Максимова  Анжелика  Александровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук  ОГТИ,  г.  Орск

         

Люди  становятся  с  каждым  днем  все  более  образование,  чему  способствует  изменение  общества  в  политическом  и  экономическом  плане.  Но  наблюдения  ученых  показывают,  что  грамотно  общаться  умеют  далеко  не  все  люди.  Это  одна  из  проблем  волнующая  ученых.  В  педагогике  общение  выделяется  как  один  из  видов  деятельности  человека.  Поэтому  особое  внимание  нужно  уделять  педагогам  организации  общения  школьников,  прибегая  к  различным  методам  работы.  Дальнейшая  учеба  и  судьба  ребенка  в  жизни  будет  зависеть  от  того  на  сколько  грамотно  и  правильно  он  может  выстроить  свою  речь  и  установить  отношения  с  окружающими  людьми.  Так  же  вместе  с  этим  закладываются  такие  качества  как:  дисциплинированность,  организованность,  сотрудничество  с  окружающими  [2,  с.  75].

Одним  из  важных  факторов  воздействия,  развития  и  роста  познавательной  активности  у  человека  является  общение.  Младший  школьник  активен  в  общении  со  сверстниками  и  взрослыми,  любознателен.  Поэтому  необходимо  развивать  коммуникативные  способности  у  учащихся  начальной  школы  [3,  с.  110]  .

По  нашему  мнению,  общение  —  сложный  процесс  взаимодействия  между  людьми,  заключающийся  в  обмене  информации,  а  также  в  восприятии  и  понимании  партнерами  друг  друга.

Общение  —  это,  прежде  всего  коммуникативное  воздействие  людей.  Способность  общения  включает  в  себя  коммуникативные  умения.

Коммуникативные  умения,  навык,  позволяющий  человеку  получать  и  передавать  информацию.

Можно  выделить  следующие  дидактические  этапы  формирования  коммуникативных  умений:

1.  раскрыть  учащимся  значение  коммуникативных  умений;

2.  ознакомить  учащихся  со  структурой  и  содержанием  умений;

3.  вводить  обязательные  совместные  задания  для  учащихся  с  целью  овладения  коммуникативными  умениями;

4.  совершенствовать  усвоенные  коммуникативные  умения  в  творческой  деятельности  младших  школьников  [1,  с.  64].

Для  реализации  данной  работы  учителю  необходимо  знать  содержание  каждого  этапа  и  соблюдать  их  логическую  последовательность.

Дидактическая  игра  дает  возможность  решать  многие  педагогические  задачи  в  игровой  форме,  наиболее  доступной  и  привлекательной  для  детей.  Но  при  этом  будет  решать  все  задачи  обучения  и  образования,  и  носить  обучающий  характер,  тем  самым  сближая  привычную  деятельность  ребенка  с  учебной  работой.

Дидактическая  игра  —  вид  учебных  занятий,  организуемых  в  виде  учебных  игр,  реализующих  ряд  принципов  игрового,  активного  обучения  и  отличающееся  наличием  правил,  фиксированной  структуры  игровой  деятельности  и  системы  оценивания,  один  из  методов  активного  обучения  [4,  с.  117].

Одной  из  форм  обучения  способствующей  развитию  интеллекта,  коммуникативных  умений  является  игра.  Одной  из  учебных  задач  дидактической  игры  является  обучающая  задача.  Так  данная  игра  имеет  две  задачи:  первую  преследуют  взрослые  —  обучающая;  другую  преследуют  дети  —  игровая,  поэтому  данная  игра  является  дидактической  [5,  с.  249].

Дидактическая  игра  —  явление  сложное,  но  в  ней  отчетливо  видна  структура,  то  есть  компоненты,  характеризующие  игру  как  форму  обучения.  Рассмотрим  эти  компоненты 

Обучающая  задача  —  основной  элемент  дидактической  игры,  которому  подчинены  все  остальные.  Для  детей  обучающая  задача  формируется  как  игровая.

Игровые  действия  —  это  способы  проявления  активности  ребенка  в  игровых  целях.  Для  детей  младшего  школьного  возраста  предусматриваются  сложные  игровые  действия,  состоящие  из  нескольких  игровых  элементов.

Правила  обеспечивают  реализацию  игрового  содержания.  Они  делают  игру  демократичной:  им  подчиняются  все  участники  игры. 

В  педагогике  сложилось  традиционное  деление  дидактических  игр  на  игры  с  предметами,  настольно-печатные  и  словесные  [4,  с.  143].

Между  обучающей  задачей,  игровыми  действиями  и  правилами  существует  тесная  связь.  Обучающая  задача  определяет  игровые  действия,  а  правила  помогают  осуществить  игровые  действия  и  решить  задачу.

Однако  поскольку  главным  условием  развития  в  младшем  школьном  возрасте  является  взаимодействие  ребенка  с  другими  детьми  в  игровой  ситуации,  встает  вопрос  о  правильной  организации  дидактических  игр.

Главная  задача  педагога  —  создать  условия  для  игры:  подбирать  дидактический  материал,  игрушки,  правильно  их  располагать;  выбрать  место  для  игры;  вызвать  интерес  у  ребенка  к  игре,  поддерживать  этот  интерес;  играть  вместе  с  ними,  помогать  общению  [6,  с.  301].

В  процессе  игры  ребенок  учиться  общению  со  сверстниками  и  взрослыми,  выстраивать  свое  общение,  учатся  решать  конфликты.  Так  же  дидактическая  игра  развивает  память¸  мышление,  внимание.

Общение  младшего  школьника  со  сверстниками  происходит  в  процессе  совместной  игры.  Играя  вместе,  дети  начинают  учитывать  интересы  друг  друга,  отстаивать  свою  точку  зрения,  спорить.  Поэтому  игра  оказывает  огромное  влияние  на  развитие  общения  в  этот  период.

Эффективность  применения  дидактической  игры  для  развития  коммуникативных  умений  у  младших  школьников  может  быть  проверена  при  проведении  педагогического  эксперимента. 

Эксперимент  является  методом  педагогического  исследования,  это  метод  познания,  с  помощью  которого  в  естественно  или  искусственно  созданных,  контролируемых  и  управляемых  условиях  исследуется  педагогическое  явление,  ищется  новый  более  эффективный  способ  решения  педагогической  проблемы,  задачи.  Эксперимент  позволяет  получить  ответ  на  поставленный  вопрос  при  соблюдении  всех  необходимых  требований  и  условий.

Структура  педагогического  эксперимента  включает  констатирующий  этап,  формирующий  этап,  контрольный  этап.

Констатирующий  этап  эксперимента  ориентирован  на  установление  начального  состояния  исследуемой  проблемы.

Главная  цель  —  определить  уровень  коммуникативных  умений  младших  школьников  на  начало  эксперимента.  Для  этого  необходимо  было  провести  тестирование. 

Констатирующий  этап  проводился  с  детьми  1  «В»  (экспериментального)  класса  и  детьми  1  «А»  класса  (контрольного)  класса  Муниципального  бюджетного  образовательного  учреждения  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  7  г.  Гая  Оренбургской  области».

В  исследовании  была  использована  методика  оценивания  понимания  ребенком  задач,  состояния  сверстника,  выражения  своего  отношения  к  взрослому,  к  сверстнику  С.П.  Соснина.  Дети,  слушая  учителя,  выбирали  картинку  с  правильным  ответом  и  ставили  крестик  рядом  с  этой  картинкой.  Таких  картинок  было  8.

В  ходе  тестирования  получены  следующие  данные,  представленные  на  рисунках  1  и  2.

 

http://sibac.info/files/2013_04_16_StudGuman/6_Baybekova.files/image001.gif

Рисунок  1.  Уровень  развития  коммуникативных  умений  учащихся  1  «В»  класса  на  констатирующем  этапе  эксперимента

 

http://sibac.info/files/2013_04_16_StudGuman/6_Baybekova.files/image002.gif

Рисунок  2.  Уровень  развития  коммуникативных  умений  учащихся  1  «А»  класса  на  констатирующем  этапе  эксперимента

 

Из  результатов  проведенной  диагностики  видно,  что  большинство  детей  имеют  средний  уровень  развития  коммуникативных  умений.

Таким  образом,  в  ходе  констатирующего  этапа  можно  увидеть,  что  у  учащихся  1  «В»  класса  уровень  развития  коммуникативных  умений  ниже,  чем  уровень  развития  коммуникативных  умений  в  1  «А»  классе.  Поэтому  1  «В»  класс  был  выбран  нами  как  экспериментальный  класс,  а  1  «А»  класс  был  выбран  как  контрольный  класс. 

Полученные  результаты  дали  нам  основу  для  проведения  формирующего  этапа  педагогического  эксперимента.

Целью  формирующего  эксперимента  стало  развитие  коммуникативных  умений  у  младших  школьников  с  использованием  дидактических  игр  на  уроке.

Нами  были  разработаны  дидактические  игры  для  проведения  на  учебных  занятиях:  на  уроках  русского  языка  игра  «Скажи  по-другому»,  на  уроках  окружающего  мира  —  игры  «Времена  года»,  «Лови-назови»,  «Так  бывает  или  нет?»  на  уроках  литературного  чтения  —  «Лесные  братья»  на  уроках  изобразительного  искусства  —  «На  что  это  похоже?»  на  уроках  математики  —  игра  «Попробуй  сам».

Приведем  некоторые  примеры  дидактических  игр,  направленных  на  развитие  коммуникативных  умений  у  младших  школьников.

Игра  на  уроках  русского  языка  «Скажи  по-другому».

Цель:  учить  детей  подбирать  к  словосочетаниям  слова,  близкие  по  смыслу;  развитие  умений  заменять  слова  близкими  по  смыслу.

Ход  игры

Учитель  говорит  словосочетание  или  предложение,  дети  должны  заменить  его  словами  близкими  по  значению;  например:  «У  одного  мальчика  было  плохое  настроение».  Какими  словами  его  можно  описать?  (печальный,  грустный).  Да,  слова  «печальный»,  «грустный»  —  это  слова,  близкие  по  значению,  «слова-друзья».

Значение  игры  с  точки  зрения  развития  коммуникативных  умений:  игра  способствует  развитию  умений  общения  у  школьников,  обогащает  словарный  запас  учеников.

Игра  «Лови-назови»  на  уроках  окружающего  мира.

Цель  игры:  закрепление  изученного  материала  по  теме,  улучшение  словарного  запаса  детей,  развитие  коммуникативных  умений  у  младших  школьников.

Оборудование:  мяч.

Ход  игры

Учитель  бросает  мяч  ученику  (называет  объект  или  явление  и  просит  назвать  все,  что  связано  с  этим  явлением  или  объектом;  например:  «Зима,  а  за  нею…»).  Мяч  передается  по  кругу  и  возвращается  учителю. 

Значение  игры  с  точки  зрения  развития  коммуникативных  умений:  игра  учит  детей  общаться,  правильно  описывать  объекты  или  явления. 

Игра  «Попробуй  сам»  на  уроках  математики. 

Цель  игры:  учить  детей  самостоятельно  придумывать  математические  задачи,  правильно  формулировать  свою  мысль.

Ход  игры:  учитель  предлагает  ребят  придумать  задачу  по  изученной  теме  или  на  изученное  правило.  Ребята  обмениваются  идеями,  выбирают  наиболее  лучшие  варианты.  Можно  устроить  соревнования  «Кто  быстрее».

Значение  игры  с  точки  зрения  развития  коммуникативных  умений:  игра  учит  детей  правильно  излагать  свою  мысль,  не  бояться  высказываться.

Предложенные  игры  были  использованы  на  учебных  занятиях  в  1  «В»  классе.  После  завершения  формирующего  эксперимента  мы  перешли  к  контрольному  этапу  педагогического  исследования.

После  проведения  формирующего  эксперимента  в  1  «В»  и  1  «А»  классах  вновь  была  использована  методика  оценивания  понимания  ребенком  задач,  состояния  сверстника,  выражения  своего  отношения  к  взрослому,  к  сверстнику,  что  и  на  этапе  констатирующего  эксперимента.  В  ходе  тестирования  были  получены  следующие  данные,  приведенные  на  рисунках  3  и  4.

 

http://sibac.info/files/2013_04_16_StudGuman/6_Baybekova.files/image003.gif

Рисунок  3.  Уровень  развития  коммуникативных  умений  учащихся  1  «В»  класса  на  этапе  контрольного  эксперимента

 

http://sibac.info/files/2013_04_16_StudGuman/6_Baybekova.files/image002.gif

Рисунок  4.  Уровень  развития  коммуникативных  умений  учащихся  1  «А»  класса  на  этапе  на  этапе  контрольного  эксперимента

 

Как  видно  из  рисунков,  уровень  развития  коммуникативных  умений  в  экспериментальном  классе  значительно  улучшился,  а  уровень  развития  коммуникативных  умений  в  контрольном  классе  остался  без  изменений.

Таким  образом,  мы  можем  сделать  вывод,  что  использование  дидактических  игр  на  учебных  занятиях  способствует  развитию  коммуникативных  умений  у  младших  школьников.

 

Список  литературы:

1.Максимова  А.А.  Теория  и  технология  подготовки  студентов  к  развитию  коммуникативных  умений  у  младших  школьников:  учебно-методическое  пособие  /  А.А.  Максимова.  —  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  —  Орск:  Издательство  ОГТИ,  2008.  —  137  с.  —  ISBN  5-8424-0368-4.

2.Олешков  М.Ю.  Моделирование  коммуникативного  процесса:  монография  /  М.Ю.  Олешков.  —  2-е  изд.  —  М.:  Педагогика,  2008.  —  365  с.  —  ISBN  5-8299-0082-5.

3.Развитие  речи  детей  младшего  школьного  возраста:  пособие  для  педагога  начальных  классов;  под  ред.  Ф.А.  Сохина.  —  2-е  изд.,  испр.  —  М.:  Просвещение,  2005.  —  223  с.  —  ISBN  978-5-7943-0328-5.

4.Селивёрстов  В.И.  Дидактические  игры  с  детьми  /  В.И.  Селеверстов.  —  3-е  изд.,  перераб.  —  М.:  Просвещение,  2000.  —  190  с.  —  ISBN  7-87065-027-5.

5.Сербина  Е.Б.  Развивающие  игры  для  детей  /  Е.Б.  Сербина.  —  3-е  изд.,  избр.  —  М.:  Ространсфер,  1999.  —  268  с.  —  ISBN  5-1398-2120-9.

6.Эльконин  Д.Б.  Психология  игры  /  Д.Б.  Эльконин.  —  3-е  изд.,  избр.  —  М.:  АЛМА-ПРЕСС,  2000.  —  356  с.  —  ISBN  5-691-00256-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника

Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

Развитие коммуникативных умений младших школьников

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому лич...

Развитие коммуникативных умений младших школьников

Статья на тему : "Развитие коммуникативных умений  младших школьников"...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья рекосмендована для учителей начальной школы и отражает основные способы развития коммуникативных умений младших школьников...

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества".

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества". Новизна педагогического исследования в том, что была со...