Развитие коммуникативных умений младших школьников
статья на тему
Статья на тему : "Развитие коммуникативных умений младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
362211_drugoe.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: младшие школьники, дети младшего школьного возраста, коммуникативные способности, коммуникативные умения.
Аннотация. Установлено, что вопрос развития коммуникативных умений младших школьников – это важная проблема сегодняшнего общества. В данной статье представлено определение понятия коммуникативных умений и выделены основные упражнения и формы работы, способствующие их развитию.
Постановка проблемы. В условиях реформирования начального образования особую актуальность приобрела новая редакция Государственного стандарта начального общего образования и новые учебные программы для 1-4-х классов, которые нацеливают учебный процесс на внедрение компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Сущность компетентностного подхода заключается в направлении учебного процесса на формирование ключевых и предметных компетенций. Результатом компетентно ориентированного обучения должна быть сформированность у младших школьников ключевых и предметных компетенций, которые проявляются в способности применять полученные знания, умения, способы деятельности, определенный опыт в учебных и жизненных ситуациях с целью решения конкретных задач или проблем. Исходя из этого, все внимание должно быть направлено на развитие у младших школьников коммуникативно-речевых умений.
Цель исследования заключается в описании особенностей развития коммуникативных умений младших школьников.
Результаты исследования. Коммуникативно-речевые умения – это способность говорящего обеспечить правильное применение вербальных и невербальных средств с целью эффективного взаимодействия с участниками акта общения [Сидор 2001, с. 20]. Сегодня определен [Сидор 2001] перечень коммуникативных умений, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы: 1) умение задавать вопросы, выражая удивление, сомнение; 2) умение констатировать факт, выражая согласования, суждения, следствия; 3) умение отрицать, выражая отказ, отрицание; 4) умение побуждать к действию через приглашение, приказ.
Важно понять смысл ключевого слова «коммуникативные умения». Есть понятие «коммуникативные умения» – умение создавать текст (М. Баранов, М. Успенский, А. Ярмолюк и др.) и «речевые навыки» – произносимые навыки, навыки словоупотребления, согласования и управления слов (Т. Ладыженская и др.).
Однако стоит обратить внимание на основные коммуникативные признаки речи: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, уместность, доступность (Б. Головин и др.). Все это способствует формированию и воспитанию культуры речи у учащихся начальной школы, поскольку они еще не имеют достаточного речевого опыта. Им трудно без помощи положительного влияния речевой среды и учителя овладевать речевым мастерством.
Уровень коммуникативных умений учащихся начальной школы, их культуры речи, по нашему мнению, не соответствует современным требованиям. Одна из причин этого в том, что учителя часто преувеличивают роль формально-грамматического подхода к обучения языку и предпочитают отдельные методы обучения (тесты, диктанты, списание), не считая возможности применения системы методов, технологий формирования культурно-речевых компетенций.
Эффективность учебной технологии (за О. Кучерук) во многом определяется методами, которые входят в ее состав, и формами, в которых они выражаются. В них должны доминировать методы проблемно-поискового, аналитического и творческого характера. Среди форм работы, способствующих формированию коммуникативных умений, концентрируем внимание на таких:
- воспроизведение содержания прослушанного или прочитанного текста по вопросам, чтобы потом передать его в целом;
- пересказ прочитанного с использованием иллюстраций к тексту, что наглядно показывают последовательность содержания;
- создание иллюстраций к обработанному тексту с последующим пересказом его;
- пересказ по данному плану;
- рассказы учеников об увиденном, пережитом.
Н.В. Вершинина отмечает, что для успешного развития коммуникативных умений необходимы условия, которые позволяют обучающимся начальной школы подойти к созданию своего текста творчески и самостоятельно. В процессе развития коммуникативных умений младшим школьникам необходим эмоциональный стимул, способный стать базой их речевой деятельности. Поэтому учитель должен подобрать такие задания, которые будут основаны на синтезе умений.
Основой для развития коммуникативных умений могут быть различные творческие задания необычного для младших школьников содержания, которые дают младшим школьникам возможность проявлять фантазию, индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, подборе изобразительно-выразительных средств и передаче эмоционального отношения к материалу.
На занятиях в начальной школе (уроки русского языка, литературного чтения, внеурочные занятия) Н.В. Вершинина предлагает использовать такие творческие задания, как: буриме, создание малых фольклорных жанров и т. д. Так, для создания буриме детям предлагаются последние слова каждой строки, наполнить строки содержанием следует самостоятельно. Примеры детских работ: Открыл учитель наш журнал / Взял в руки старенький пенал / А почему сухая тряпка? / Сказал учитель очень мягко [Вершинина 2015, электронный ресурс].
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Итак, развитие коммуникативных умений младших школьников является достаточно сложным процессом. В моделировании учебно-воспитательного процесса на уроках в начальной школе должны быть различные технологии обучения, диалогические и монологические формы общения, игровые ситуации и тому подобное. Это даст возможность создать среду для развития личности.
В дальнейшем работу можно продолжить в направлении применения интерактивных технологий обучения в формировании коммуникативных умений.
ЛИТЕРАТУРА
- Вершинина Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 10-12. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/100/22524/.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. – М.: Флинта, Наука, 1988. – 135 с.
- Сидор Е. Упражнения для развития у учащихся общеречевых, коммуникативных, творческих умений / Е. Сидор // Начальная школа. – 2001. – №6. – С. 19-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Драматизация как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении английскому языку
В статье обосновывается актуальность данной темы и приводятся конкректные примеры инсценировок, игр и т.п. Надеюсь, что стаья будет полезна начинающим учителям английского языка...
«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»
Учение с увлечением, через сказку,игру и творческую деятельность –дорога к сердцу ребёнка....
Языковая компетентность как условие развития коммуникативности младшего школьника
Формирование языковой и коммуникативной компетентности учащихся начальной школы с помощью фразеологии....
"Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности".
Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности...
Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.Они обеспечивают социальну...