Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему
Статья о возможностях проектов в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyakova_o.p._-_statya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
О.П.Белякова
учитель начальных классов Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения
Гимназии №159 "Бестужевская" Санкт-Петербурга
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Перспективы развития современной педагогики неразрывно связаны с новыми педагогическими технологиями. В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий.
В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 сентября 2011 г начали работать все общеобразовательные учебные заведения. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности, так и на уровне самого образовательного процесса. [2, с.9]
Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов. Термин “проект” (projectio) в переводе с латинского означает – бросание вперед. [1, с. 4]
Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей. [2, с. 112] Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Решением этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов, как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. В основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Основоположником метода проектов считается американский ученый Джон Дьюи (1859-1952). Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. «Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. . В России идеи проектного метода разрабатывались С.Т.Шацким и П. Блонским. Н.К. Крупская в статье «Метод проектов» определила данное понятие как метод увязки теории с практикой, систему учебно – воспитательной работы. [1,с.3] Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». [1,с.14]
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. [4,с.12]
Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Цель учебного проекта в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: формирование позитивной самооценки, самоуважения, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, формирование социально адекватных способов поведения. [5,с.11]
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем: во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения. Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Третьим показателем является опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности. [3, с. 24] Проекты в начальных классах – это трудно. Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не говорю о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. [5, с. 23]
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Использование в своей педагогической работе метода проектов привело к следующим изменениям:
- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками
- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;
- умеют доказывать и обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
- возросли результаты обученности:
Таким образом, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней. Делай — и тебя заметят, тебя будут уважать и на тебя равняться. Проектная деятельность сопровождает человека всю его жизнь и не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес.
Проект по сказкам в первом классе.
Тема: Сказочная азбука
Краткая аннотация проекта: С самого первого дня школьной жизни мы встречаем различные жанры русского фольклора. Для учащихся моего класса самым любимым жанром оказались сказки. На данном материале старалась построить всю учебно – воспитательную деятельность. В классе определилась проблема: Учащиеся класса не всегда согласны с правилами, которые необходимо соблюдать в школе.
Гипотеза: Если мы сами выявим правила жизни нашего коллектива, правила поведения, мы будем их соблюдать.
Цель проекта: Систематизировать сказки по алфавиту. Выяснить воспитательную функцию выбранных сказок. Научиться дружить в классе.
Представление результатов исследования: презентация
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 8 месяцев (октябрь- май).
Участники проекта: ученики первого класса, родители.
Актуальность: Сказка – одно из мощных средств воспитания. Поэтому важно учиться понимать и ценить сказку. Важную роль в сказке играют художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ главного героя в сказке и при помощи него воспитывает юного читателя. Ведь в сказке показаны образцы поведения.
Задачи: подобрать сказки на каждую букву алфавита, выяснить главную идею каждой сказки, узнать, какие правила жизни заложены в сказке, составить правила поведения в школе.
Предполагаемый результат: развитие интереса к русской литературе, развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, содействие творческому развитию детей, развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание соблюдения правил поведения в школе.
Продукт проектной деятельности: слайдовая презентация к сказкам по каждой букве алфавита.
Презентация проекта: выступление со своей презентацией каждого ученика в классе, просмотр презентации по сказкам к каждой букве алфавита на празднике «Прощай, азбука!»
Основные этапы реализации проекта:
Диагностический: выявление круга интересов детей.
Подготовительный: выбор социально – значимой темы, интересной ребятам. Поисково – исполнительный: планирование деятельности и реализация проекта, совместная деятельность в классе, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и родителей.
Обобщающий: объединение собранного материала.
Презентация проекта: представление продукта проектной деятельности. Рефлексивный: оценка своей работы и работ других участников.
Список использованной литературы:
1. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
2. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго образования. – М.: Просвещение, 2010.
3. Орлова И.Е. Формирование навыков исследовательской работы// «Начальная школа», 2003, №10.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008.
5. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –М.: Просвещение – 2010.
© О.П.Белякова, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...