Конструирование как развитие творческого потенциала личности
учебно-методический материал на тему
Программа по конструированию с использованием педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
описание работы с использованием технологий | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 12 пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск) 446219, Россия, Самарская область, г.о.Новокуйбышевск, пос Шмидта, ул. Школьная, д. 4, тел.-факс 3 – 17 – 68, тел.-факс структурного подразделения «Детский сад «Берёзка» – 3 – 17 – 66, электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://novshkola12.ucoz.ru/ |
|
Обобщение педагогического инновационного опыта
Парамзиной Татьяны Петровны
учителя начальных классов ГБОУ ООШ №12
пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области
«Конструирование как средство развития
творческого потенциала личности»
Новокуйбышевск, 2014
Содержание
1. | Введение | 3-4 |
1.1 | Актуальность темы | 5 |
1.2 | Противоречия | 5 |
2. | Механизмы реализации выдвинутых идей | 6-8 |
3. | Прогнозируемый результаты изучения курса | 8-9 |
4. | Карта наблюдения | 10-11 |
5. | Список использованной литературы | 12 |
- Введение
Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Программа занятий кружка «Конструирование» рассчитана на работу с конструктором Лего.
Занятия по конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. Конструирование - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Оно относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика
–понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир
-изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Русский язык
–развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство
-использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.
Лего–конструирование – благодатный материал для формирования всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей характеристиками члена современного общества
1.1 Актуальность состоит в том, что конструирование в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по конструированию этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
1.2 В процессе работы с детьми я столкнулась со следующими противоречиями:
- между природными задатками детей к фантазированию, творчеству и отсутствием эффективной технологии для развития таковых;
- между широким внедрением в жизнь современного поколения детей компьютера и отсутствием действенной помощи детям и родителям в правильном выборе компьютерных программ;
- между необходимостью разностороннего использования детских игр как важнейшего фактора творческого развития ребенка и достаточно выраженным неправильным отношением к игре у младших школьников.
Цель:
Обзор форм, приёмов, методов и средств, направленных на развитие творческого потенциала через конструирование.
Новизна программы заключается в технологичном подходе к использованию ЛЕГО-конструкторов в образовательном процессе.
Отличительной чертой программы является ее авторский замысел, который заключается в реализации принципов кружковой работы с образовательным процессом в единое целое. Образовательный процесс по программе представляет собой образовательную модель. Она состоит из трёх основных этапов: обучение конструированию, создание моделей, создание проектов, а также их использование на уроках.
- Механизмы реализации выдвинутых идей
Лего позволяет учащимся:
1.Совместно обучаться школьникам в рамках одной группы;
2.Распределять обязанности в своей группе;
3.Проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
4.Проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
5.Создавать модели реальных объектов и процессов
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Основные формы и приемы работы с учащимися:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Используются и такие формы, как:
- Беседа
- Ролевая игра
- Познавательная игра
- Задание по образцу
- По технологическим картам (с использованием инструкции)
- Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
- Викторина
- Проект
Основные методы обучения
1. Проблемный.
2. Частично-поисковый.
3. Исследовательский.
4. Проектный.
5..Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
6. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).
7. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
8. Создание ситуаций творческого поиска.
9. Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы
- проведение тематических выставок;
- проведение школьного ЛЕГО-фестиваля
- участие в окружных мероприятиях с использованием ЛЕГО-конструкторов;
- проведение конкурсов проектов;
- защита итоговых проектов;
- Успешное осуществление проектов зависит от использования передовых современных технологий. Достижение планируемых результатов возможно только при введении в педагогическую практику элементов образовательных инновационных методов и приёмов. Я использую различные педагогические технологии:
№ п\п | Название используемой технологии | Имеющийся или прогнозируемый результат |
1 | Исследовательская деятельность | Самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. |
2 | Проблемное обучение | Приобретение ЗУН. Усвоение способов самостоятельной деятельности. Развитие познавательных и творческих способностей. |
3 | Технология развития критического мышления | Осваиваемый учащимися материал является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. Тем самым развивается способность учащихся саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. |
4 | Технология | Установка для ученика: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». Вся система планируемых обязательных результатов известна и понятна школьнику. Мотивация, а не констатация. Предупредить, а не наказывать незнание. Признание права ученика на выбор уровня обучения. Ученик испытывает учебный успех. |
Прогнозируемые результаты изучения курса
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
В результате работы с Лего-конструктором и учебной средой «LEGO education» учащиеся будут уметь:
- создавать модели;
- применять на практике конструкторские, инженерные и вычислительные навыки.
В конце обучения
ученик будет знать:
- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;
- Различные приёмы работы с конструктором лего;
- Работать в группе;
- Решать задачи практического содержания;
- Моделировать и исследовать процессы;
- Переходить от обучения к учению;
ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- Совместно обучаться школьникам в рамках одной бригады;
- Распределять обязанности в своей бригаде;
- Проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- Проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- Создавать модели реальных объектов и процессов;
ученик способен проявлять следующие отношения:
- Проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- Слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- Предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- Понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Ожидаемый результат
1.Знание основных принципов механики.
2.Знание основ программирования в компьютерной среде, моделирования
«LEGO education»
3.Умение работать по предложенным инструкциям.
4.Умения творчески подходить к решению задачи.
5.Умения довести решение задачи до работающей модели.
6.Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений.
7.Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Карта наблюдения за ребенком в процессе конструирования Имя, фамилия ребенка_________________________________ Возраст ________________________________________ | |
Критерий | Оценка |
Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью Ребенок испытывает радость, испуг, волнение, не выражает никаких эмоций, грубое проявление эмоций. | |
Включение в конструктивно-игровую деятельность Активно приступил к деятельности, начал играть спокойно, не знал с чего начать, выразил отказ. | |
Поведение в процессе конструктивно-игровой деятельности Играет один(обособленно),играет вместе с другими детьми, действия нельзя назвать игровыми, мешает другим детям. | |
Использование речи Играет молча, активно пользуется речью при общении с детьми, сопровождает свои игровые действия речью. | |
Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности Смог организовать коллективную игру с постройкой, организовал самостоятельную игру, участвовал в коллективной игре ,продолжал долгое время конструировать, играть с постройкой не стал. | |
Характер игровой деятельности с ЛЕГО постройкой Манипулятивный, процессуальный, с элементами сюжета, сюжетный. | |
Наличие конфликтных ситуаций Часто ли ребенок конфликтует, может ли сам решить конфликт, легко ли втягивается в конфликтную ситуацию? | |
Творческие способности Сколько построек смог сделать: одну или много использовал ли детали ЛЕГО в качестве заместителей, есть ли интересные элементы в постройке? | |
Состояние моторики Умеет ли удерживать деталь щепотью, какие трудности при скреплении и разъединении деталей испытывает, наличие сопутствующих движений при манипуляции деталями, скоординированность работы рук, работа ведущей руки. | |
Развитие речи Умение рассказать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой. | |
Личностные особенности Способность сосредоточиться, способность к сотрудничеству, способность довести задуманное до конца. |
Список использованной литературы
- Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
- С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 .
- Г.А. Селезнева. Сборник материалов для руководителей ЦРИ. Игры. ЗОУДОУ г.Москвы.- М.:2011.
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов « Внеурочная деятельность школьников»- М., Просвещение, 2010
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 2011.
- Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми
Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...
Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...
Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от пробл...
проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».
: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...
Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"
Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность даёт опыт тв...