Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"
статья на тему
Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала личности учителя.
В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.
Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.
Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт»
На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.
Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.
К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества.
А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.
В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).
Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:
1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;
2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»);
3) специфические профессиональные эмоции;
4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;
5) присутствие творческого элемента.
В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».
Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличии определенных объективных и субъективных условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми
Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...
Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...
Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от пробл...
Доклад на педсовете по теме: "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Доклад содержит материал о педагогической технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Доклад - выступление на тему: *Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника.*
Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника....
Статья по теме «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности»
В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к осмысленному восприятию окружающего мира, умеющая пр...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...