«Роль дополнительного образования в социализации учащихся»
методическая разработка (1 класс) на тему
О влиянии дополнительного образования на личность ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_lichnosti.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль дополнительного образования в социализации учащихся»
Автор: учитель начальных классов – Григорьева Ольга Михайловна.
Тэзисы: личность, индивидуальность, социализация, дополнительное образование, проектная деятельность.
Аннотация: Речь в статье пойдет о пользе дополнительного образования в социализации личности обучающегося.
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества – это, пожалуй, одна из наиболее интересных тем в социологии. Мыслители эпохи Возрождения провозгласили свободу и суверенность человеческой жизни. Именно в этот период зарождается понятие индивида – свободного человека. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений. В свою очередь, процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяет заинтересованность обществом в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и социальной жизни, был законопослушным гражданином и т.д.
Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующей большого внимания школы.
Именно по этому, на мой взгляд тема о роли дополнительного образования на процесс социализации индивида в общеобразовательном учреждении очень актуальна в нашем постоянно меняющемся мире. Дополнительное образование, как и образование в целом играет не маловажную роль в социализации ребенка. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно школа должна помочь ребенку в осознании себя членом этого общества. Основных часов школьного обучения недостаточно для полной социализации ребенка. Именно по этому в школьную программу включены и дополнительные кружки, которые помогают лучше развиться личности с определенной стороны.
В нашем классе к дополнительным кружкам относятся: «юный эколог», «занимательное речеведение», «хореографическое искусство», «спортивная гимнастика», «проектируем вместе». Я, как классный руководитель, веду кружки: «юный эколог» и «проектируем вместе».
Дополнительное образование учит учеников взаимодействовать друг с другом, осваивать культуру человеческих отношений, самостоятельно распределять социальные нормы, роли и функции, приобретая ряд умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Все эти факторы являются составляющими социализации. Рассмотрим пользу в процессе социализации каждого из кружков отдельно.
«Юный эколог» - это кружок, в котором акцент сделан на ознакомление детей с окружающей средой и правильном взаимодействии детей с природой. Во время занятий дети знакомятся с составляющими окружающего их мира, учатся ухаживать за животными, цветами, бережно относиться к природе. Часто проводятся проекты, в которых дети сами собирают информацию о природных явлениях, таких как: круговорот воды в природе, перелеты птиц и другие. В процессе проектирования ученики распределяют обязанности, формы работы, ставят цели и задачи, стараются решить актуальные проблемы. Одна из последних акций, прошедших в нашем классе: «Покормите птиц зимой». Ученики выявили птиц зимующих в наших краях, определили пищу, полезную для птиц, смастерили кормушку, сделали график кормления птиц, ответственных за всем проектом. Итогом проекта стало лучшее взаимопонимание между обучающимися, возможность их действовать самостоятельно и в группе, дети стали бережнее относиться к птицам и природе в общем.
Другой кружок «Проектируем вместе» помогает ребятам лучше понимать друг друга, делиться своими впечатлениями, воспроизводить свои мысли в реальные вещи и объекты. В ходе занятий у детей развивается мелкая маторика, поскольку дети выполняют задания руками, также развивается интерес к изучаемым проблемам, целеустремленность, способность распределять между собой обязанности, нести ответственность за неисполнение поручений. Одним из самых интересных проектов стал: «Наша школа в будущем», который проходил в начале учебного года. Каждый ребенок обозначил, чего ему не хватает в школе, чтобы он добавил в школьную жизнь, как ему хотелось бы благоустроить наш класс. Стоит отметить, что над своим предложением каждый из учеников старался самостоятельно, а затем выбрав себе группу из отдельных учеников старались реализовать свои планы. В ходе большой работы в нашем классе появилась игровая зона, в которой дети отдыхают на переменах, ученики сами благоустроили её: принесли игрушки, развивающие игры, монополии. Помимо игровой зоны появился читательский уголок, в котором есть литература для внеклассного чтения, различные энциклопедии и словари, которые помогают и при работе на уроках. Ребята сами определяют партнеров игры, сами определяю вид своей деятельности на перемене.
Таким образом дополнительное образование в системе школьного обучения учит детей хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Обучающиеся активно взаимодействует с другими образовательными, воспитательными организациями: спортивная школа, школа искусств, психолог; адекватно реагируют на нововведения в обществе. Всё это определяет собой открытую систему социализации.
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. Поэтому успешная социализация учащихся является основной педагогической идеей нашей школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – созданием для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой – все перечисленные задачи и выполняет дополнительное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
Роль дополнительного образования в реализации ФГОС НОО второго поколения.
Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая реда...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...
О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...
Роль учителя-дефектолога в социализации учащихся с нарушением интеллекта.
Роль учителя-дефектолога в социализации учащихся с нарушением интеллекта....
Роль дополнительного образования в начальных классах
Роль дополнительного образования в начальной школе, его влияние на формирование личности и развития творческого потенциала ребенка...