Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе
статья (1 класс) на тему

Намтаева Вера Васильевна

Из практики работы по формированию коммуникативных компетенции учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnykh_kompetentsiy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций

 в начальной школе

В.В.Намтаева,

учитель начальных классов,

МОУ Верхнешергольджинская СОШ,

Красночикойский район

Забайкальский край

         Единый государственный экзамен, как современная форма государственной аттестации, определяет стратегию и тактику образовательной практики не только в основной, но и в начальной школе. Основная линия, которой связана с развитием  лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции.

         Практика работы по формированию коммуникативных компетенций является эффективной при системной работе по обучению письму изложений и анализу текста.

         Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка, поэтому ему уделяется пристальное внимание в начальных классах.

          Эта работа начинается с работы над словом. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого конкретного недостатка при изучении всякого другого предмета» - подчёркивал  К.Д.Ушинский. Пробудить внимание к слову, вызвать стремление узнавать значение непонятных слов – важнейшая задача учителя. Работа над составлением словаря показывает значимость этой работы для достижения цели.

1 класс – нарисуем непонятные слова

           Чтение сказки «Колобок» сопровождается выделением непонятных слов: короб, сусек, крылышко, горсть. Предлагается соотнести слова с рисунками, отметить особенности изображённых предметов.

2 класс – выделение родовых и видовых понятий знакомых слов

           Предлагаются простые слова. Что такое «окно»? Особенность младшего школьника – выделение видовых понятий. Постоянное выполнение этого упражнения неизменно приведёт к научению выделения в первую очередь родового понятия.  

3 класс – усложнение работы, коллективное исследование

           Направляя учеников в нужное русло, можно рассмотреть слово со всех сторон. Предлагая для исследования слово «округа», предложить разбор по составу. После выполнения разбора, дети легко скажут значение этого слова. Или применить метод мозгового штурма, при проведении которого запрещена критика, поощряется любая идея, даже нелепая.

4 класс – самостоятельное исследование

           Дети сами могут предложить интересные слова. Можно исследовать одновременно группу слов, используя сравнение. Например, слова «километр» и «килограмм».

           Следующим шагом в обучении детей письму изложения является работа над простейшей единицей речи – предложением. Развитие у детей навыка правильного согласования слов, правильного употребления падежей, предлогов, правильного расположения слов в предложении требуют кропотливой системной работы. Применяя игровые формы работы, можно добиться хороших результатов. Например:

  1. Игра «Одень предложение»

 Падает снег.

Падает пушистый снег.

Падает пушистый белый снег.

Медленно падает пушистый белый снег.

Медленно падает на землю пушистый белый снег.

  1. Игра «Собери предложение»

медленно

падает

на

землю

пушистый

белый

снег

(Каждое составленное предложение анализируется, допущенные учениками ошибки исправляются.)

          При знакомстве с понятием «текст» важно научить отличать текст от случайного набора предложений. Текст – это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.  Тема – это о ком или о чём говорится в тексте. Главная мысль – это то, что говорится в тексте о предмете. Опорные слова – слова, по которым можно определить тему текста.

         Пошаговое освоение этих понятий позволяет детям легко оперировать ими.

         Трудность введения основных понятий по теме «Текст» заключается в том, как правильно и доступно дать эти понятия детям. В этом помогают методические рекомендации Т.А. Ладыженской.

Русский язык 4 класс

Тема: Изложение-повествование «Пеликаний пассажир»

Цели: 1. Отрабатывать умение письменно пересказывать текст

  1. Развивать умение выделять главное, опорные слова, составлять план, умение работать в должном темпе, уверенность в своих силах
  1. Воспитывать гуманное отношение к природе, животным, любовь к слову

Оборудование: Картина с изображением пеликанов, физическая карта России, памятка

Ход урока: 1. Организационный момент. Мотивация: Сегодня мы будем писать изложение. Я читаю текст. Что должны делать вы? (Внимательно слушать, запомнить содержание, выделить тему и главную мысль текста, опорные слова.) Для чего это нужно? (Хорошо написать изложение)

2. Работа над изложением:

Пеликаний пассажир

    Друзья жили в заповеднике. Огромный пеликан и маленький котёнок. Обычно они встречались после рыбной ловли. Пока пеликан ловил рыбу, котёнок сидел на берегу.

    Но вот птица с добычей выбралась на сушу. Она раскрыла свой клюв и растянула мешок под ним. Тут уж котёнок не растерялся. Он быстро забрался в мешок и лакомился рыбкой.

    Однажды к пеликану неожиданно подошёл человек. В это время котёнок сидел у птицы в клюве. Пеликан затолкал котёнка в мешок и взмыл в воздух.

    Птица летала над озером, пока человек не спрятался в кустах. Тогда птица опустилась и раскрыла клюв. На землю важно вышел путешественник-котёнок.

Две минуты на осознание содержания

    Определите: тип текста (повествование), тема текста (пеликан и котёнок), главная мысль (как котёнок путешествовал)

Анализ текста:

- Что вы знаете о пеликанах? (ответы детей)

- Где жил пеликан? (в заповеднике)

- Что такое заповедник? (охраняемая территория)

- Разберите слово по составу: заповедник

: указывает на единственное число, мужской род

-заповед- : заповедь

-ник-: работник, ученик

- Что такое заповедь? (закон)

- Какие законы существуют в заповедниках? (ответы детей)

- Покажите на карте Волгу. Она впадает в Каспийское море. Там есть Астраханский заповедник, где пеликаны под особой охраной. В нашей стране гнездятся только два вида: кудрявый и розовый. Кудрявых около 500 пар, а розовых ещё меньше. С пеликаном всё понятно.

- А котёнок, почему жил в заповеднике? (он мог жить с человеком, который там работает, а домик их находится на берегу озера)

- Вообще-то пеликан не должен бояться этого человека, но наш пеликан испугался. Почему? (человек подошёл неожиданно, пеликан испугался и быстро взлетел)

- Какое слово использовал автор, чтобы сказать о том, как это произошло? (взмыл)

- В этом слове приставка вз- показывает быстрое возникновение и наступление действия. В данном случае – направление движения вверх. Пеликаны взлетают с разбегу, как журавли. Чем отличаются слова взлетел и взмыл? (ответы детей)

- Что делал котёнок в мешке? (ел рыбу)

- Вкусная была рыбка? (да)

- Как узнали? (сказано лакомился)

- Лакомка – это что-то очень вкусное и сладкое для нас, а для котёнка лакомство – рыба. Итак, котёнок оказался в мешке пеликана и полетел с ним. - Как называет его автор? (путешественник)

- Кто такой путешественник? (ответы детей)

- Котёнок совершил путешествие в мешке пеликана. На каких видах транспорта можно путешествовать?

- Представим, что мы путешествуем на самолёте. Самолёт готов к взлёту. Выходит стюардесса и говорит: «Уважаемые пассажиры!» К кому она обращается? (к нам, пассажирам)

- А котёнок наш стал пеликаньим пассажиром. В жизни это часто происходит? (нет)

- Т.е. это необычное явление. Это и хотел подчеркнуть автор, когда назвал свой рассказ «Пеликаний пассажир», а слово пассажир ни разу не использовал в тексте. Как котёнок вышел на землю? (важно)

ФИЗМИНУТКА: Покажите, как можно важно выйти.

   

    Итак, выстроим схему текста: Как дружили, как кормился котёнок, как летал, как опустился на землю. В тексте 4 части – 4 красные строки.

  1. Вводная часть

  1. Основная часть

      3. Заключение

Друзья

Котёнок лакомился рыбой

Друзья в воздухе

Путешественник

Заповедник, пеликан, жили, встречались, ловил, сидел

Но вот, выбралась, с добычей, раскрыла, растянула, не растерялся, забрался

Неожиданно, подошёл, сидел, затолкал, взмыл

Летала, спрятался, опустилась, раскрыла, важно вышел

    С помощью плана и опорных слов перескажите текст.

  1. Самостоятельная работа
  2. Самопроверка
  3. Взаимопроверка
  4. Итог урока

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе

Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции...

Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе

Презентация раскрывает пути формирования коммуникативных компетенций в начальной школе.Большое внимание уделено УМК "Перспектива"и её возможностям по работе над коммуникативными навыками обучающихся.Т...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.

Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...