Из опыта работы педагога с одарёнными детьми в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Грунина Светлана Анатольевна

В статье представлено выступление педагога га городском семинаре по вопросу работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar_2.docx106.85 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одарёнными детьми в рамках математического образования в начальной школе (Грунина С. А.)

«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»

Президентская программа «Дети России»

Арина Козина, г. Задонск.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда-то рисовать умели.

И солнце на листах смеялось…

Куда всё это подевалось?

Я совершенно согласна с Валентином Берестовым. Любой ребенок не рождается бесталанным. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Часто про одаренных и талантливых людей говорят, что в них есть «Искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Я хочу поделиться своим опытом и своими основными правилами работы с талантливыми детьми.

5 моих правил работы с одарёнными детьми

1. Разные дети на уроке

О какой бы школе, классе мы ни говорили, даже при углублённом изучении отдельного предмета в любом случае дети будут разного уровня. Действительно одарённых, как правило, от одного до пяти на класс. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют.   Их активное внимание приходится завоёвывать долго и сложно, а мотивы и цели — кропотливо формировать.

Каждый педагог всё равно должен выстраивать образовательный процесс так, чтобы учесть интересы всех. Это оказывает прямое влияние на процесс проектирования отдельных уроков. Для того чтобы самым сильным не было скучно, а самые слабые тоже включались в работу, приходится осуществлять специальную подготовку дифференцированных заданий для разных категорий обучающихся. Без дифференциации развитие одарённости будет невозможно.

Эффективная реализация принципа индивидуализации в образовании, когда в классе 25 человек, фактически невыполнима. При этом вполне возможно построить урок так, чтобы тебя понимали все, а группа наиболее сильных обучающихся была занята делом. Когда ученикам на уроке интересно, когда они понимают всё, о чём говорит учитель, когда каждый занят тем или иным видом деятельности, никаких дисциплинарных проблем не возникает.

2. Ближние и дальние цели.

Грамотно построенная система ближних и дальних целей развития образовательной траектории одарённых обучающихся — это второй значимый фактор, который определяет эффективность образовательного процесса. Если учитель не помогает каждому ученику выработать персональные целевые установки, то он может хоть тысячу кружков провести и подготовить массу дифференцированных заданий, но в какой-то момент дети потеряют интерес, не видя практического выхода от своих усилий.

Мои ученики участвуют не только в традиционных школьных и муниципальной олимпиаде школьников. Мы пробуем свои силы, получаем высокие результаты и занимаем места в олимпиадах «Эрудит-марафон учащихся», олимпиадах «Учи.ру», олимпиаде Петерсон с 2023 года.

3. Психолого-педагогическая поддержка.

Если учитель работает от звонка до звонка, отказывая в ответах на вопросы на перемене или после окончания уроков, не допуская общения со своими учениками за пределами аудиторных часов, то рассчитывать на серьёзные результаты не стоит.

Я всё время готова в разумных пределах отвечать на их вопросы организационного и предметного характера. Особенно важным это оказывается при подготовке к олимпиадам. Часто делюсь с ними   идеями, которые приходят в голову или которые где-то нахожу, читаю и слышу.

4. Непрерывность и системность.

Важно соблюдать непрерывность образовательного процесса для одарённых детей. Сегодня в школе часто отменяют уроки из-за карантинов, морозов и иных внешних факторов. Это не должно приводить к тому, что дети уходят из внимания учителя.

Учитель может и должен грамотно организовать дистанционную работу, не ограничиваться формулировкой домашнего задания в электронном дневнике для всего класса.  

5.   Учимся «ДУМАТЬ»!

Очень часто я слышу от коллег: «Разные задачи решали с детьми, а такие, как были на олимпиаде не встречались». И тут возникает вопрос, на олимпиадные задачи можно натаскать точно так же, как и на «стандартную математику»? Безусловно, есть определённые типы задач, которые характерны для уровня начальной школы, и если не знать определённый алгоритм, общие правила решения той или иной задачи, то решить её - практически невозможно. Ведь наш мозг- это не какой-то магический аппарат, это вполне себе логичный орган, который работает по своим законам. И тем не менее у одних это получается, а у других нет.  На мой взгляд, для решения нестандартных задач человеку нужны не только «натаскивание», а именно сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, - все то, что наш народ метко определяет одним словом «смекалка». А смекалку или умение думать, можно воспитать и развить систематическими и постепенными упражнениями, не прорешиванием бесчисленного количества задач, а именно нестандартными подходами, приёмами к решению задач повышенной сложности.  О таких приёмах и подходах пойдёт речь далее.

В заключении хотелось бы отметить, что позиция «нет неодарённых детей, каждый одарён по-своему» в какой-то степени верна. Однако искать зарытые таланты в каждом и полагать, что любого можно вывести на уровень призёра или победителя олимпиады по меньшей мере наивно. Если ребёнок не проявляет склонности ни к одному виду деятельности, то, возможно, развить в нём неординарный талант действительно не удастся. Одарённых детей, как показывает практика, в любом случае бывает не больше 4–5 человек в классе. Наличие даже этой небольшой доли всегда самым позитивным образом влияет и на развитие профессионализма учителя, и на удовлетворённость его своей работой, и на результативность образовательного процесса в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Актуальные проблемы в работе педагога с одарёнными детьми

Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, так...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Работа педагога с одарёнными детьми в начальной школе

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа ...