"Перспективы дистанционного обучения"
статья на тему

Матвеева Елена Михайловна

В статье описывается что такое диистанционное обучение.Какова его роль в нашем современном образовании и какие трудности могут возникнуть при его использовании на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Тольятти

Матвеева Елена Михайловна

Специальность: учитель начальных классов

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.Понятие термина: «дистанционное обучение».

На сегодняшний день средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям, средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. 

Под дистанционным образованием (ДО) в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Как нам известно, в 2003 году президент Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которому дистанционные технологии, стали юридически признанными.

  1. Дистанционные технологии.

Под  термином: «дистанционные технологии»,  понимаются такие  информационные технологии, которые обеспечивают доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:

1.Неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители);

2.Средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

3.Видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Проведя сравнительный анализ технологий, используемых в дистанционном обучении (см. таблицу ниже), я пришла к выводу, что в каждой технологии есть свои плюсы и свои минусы, поэтому выбрать какую-либо одну определенную технологию невозможно.

Таблица 1. «Сравнительные характеристики информационных технологий»

Технология

Характеристики

1.Аудиовизуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты).

Низкая коммуникационная интерактивность;

Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых;

Хорошо известны методики разработки учебных материалов;

Высокая долговечность.

2.Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта.

Средняя степень интерактивности;

Наиболее развитая инфраструктура в России;

Низкая стоимость.

3.

А)Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени.

Высокая степень интерактивности;

 Наиболее развитая в мире инфраструктура сети;

 Использование широко распространенных платформ компьютеров;

Низкая стоимость.

Б)Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии. 

Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения;

Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом;

Высокая стоимость.

В)Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу. 

Высокая степень интерактивности;

Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука;

Высокая стоимость.

  1. Проблемы дистанционного обучения. Плюсы и минусы.

Занимаясь изучением вопроса о преимуществах и недостатках дистанционного обучения, я выявила следующие плюсы и минусы данного типа обучения.

ПЛЮСЫ:

МИНУСЫ:

  1. Дистанционное образование незаменимо для удалённых городов, где другие возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует.

Постоянный доступ к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться дистанционно имеют компьютер и выход в Интернет.

  1. Для обучения не нужно покидать свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.

Отсутствие живого личного контакта между студентом и преподавателем, который мог бы внести дополнительные эмоции, рассказать "к слову" что-то интересное. Это значительно обедняет и сужает ваше общение.

  1. Дистанционное образование ведется по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.

Образовательные программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день немного.

  1. У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.

Необходимо наличие ряда индивидуально-психологических условий - жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

  1. Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.

В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания на словах может негативно повлиять на усвоение знаний.

  1. Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

Как правило, обучающийся ощущает недостаток практических занятий.

  1. Более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;

Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

  1. Сокращение сроков обучения;

Отсутствует постоянный контроль над дистанционным студентом, а для российского человека это является мощным побудительным стимулом.

  1. Возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах;

  1. Получение образования инвалидами-надомниками. Дети, подростки и студенты, не имеющие физической возможности посещать занятия, через Интернет могут получать знания и навыки. Это помогает им быстрее адаптироваться в обществе, не чувствовать себя забытыми и изолированными от других людей.

  1. Оно идеально подходит для тех, кто хочет получить второе высшее, пройти профпереподготовку, повысить квалификацию. Учиться будет нетрудно - у обучаемого есть уже наработанная база знаний, которую он получил, будучи обычным студентом, и имеет азы профессии.

Итак, как мы видим, у дистанционного обучения есть как преимущества, так и недостатки, поэтому говорить о полном переходе  системы образования на такую форму обучения, конечно нельзя. Однако уже сейчас можно говорить о том, что заочная форма обучения и свободное посещение скоро перестанут быть привлекательными для работающих людей желающих получить образование. Все стремительнее в нашу жизнь врывается дистанционное обучение (именно обучение, а не образование). Раньше дистанционным было возможно лишь общение (телефон, интернет) и этими возможностями пользовались единицы посвященных в целях повышения своих мастерства и уровня знаний. Сегодня же дистанционно обучение становиться нормой развития системы обучения. Так на сегодня посредством дистанционного образования можно получить высшее образование, второе высшее образование, обучение в аспирантуре, обучение в магистратуре, повысить квалификацию на профессиональных курсах, выучить дистанционно иностранный язык, пройти курс обучения по программам МВА, поучаствовать в интернет тренингах. Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в коррекционной школе для не слышащих детей: состояние, проблемы, перспективы.

В статье описывается о возможности организации дистанционного обучения в коррекционной школе для глухих детей, говорится о его проблемах и перспективах....

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»

ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...

Доклад на тему:"Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"

quot;Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...