"Перспективы дистанционного обучения"
статья на тему
В статье описывается что такое диистанционное обучение.Какова его роль в нашем современном образовании и какие трудности могут возникнуть при его использовании на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Тольятти
Матвеева Елена Михайловна
Специальность: учитель начальных классов
ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.Понятие термина: «дистанционное обучение».
На сегодняшний день средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям, средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению.
Под дистанционным образованием (ДО) в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.
Как нам известно, в 2003 году президент Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которому дистанционные технологии, стали юридически признанными.
- Дистанционные технологии.
Под термином: «дистанционные технологии», понимаются такие информационные технологии, которые обеспечивают доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:
1.Неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители);
2.Средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);
3.Видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.
Проведя сравнительный анализ технологий, используемых в дистанционном обучении (см. таблицу ниже), я пришла к выводу, что в каждой технологии есть свои плюсы и свои минусы, поэтому выбрать какую-либо одну определенную технологию невозможно.
Таблица 1. «Сравнительные характеристики информационных технологий»
Технология | Характеристики |
1.Аудиовизуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты). | Низкая коммуникационная интерактивность; Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых; Хорошо известны методики разработки учебных материалов; Высокая долговечность. |
2.Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта. | Средняя степень интерактивности; Наиболее развитая инфраструктура в России; Низкая стоимость. |
3. А)Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени. | Высокая степень интерактивности; Наиболее развитая в мире инфраструктура сети; Использование широко распространенных платформ компьютеров; Низкая стоимость. |
Б)Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии. | Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения; Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом; Высокая стоимость. |
В)Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу. | Высокая степень интерактивности; Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука; Высокая стоимость. |
- Проблемы дистанционного обучения. Плюсы и минусы.
Занимаясь изучением вопроса о преимуществах и недостатках дистанционного обучения, я выявила следующие плюсы и минусы данного типа обучения.
ПЛЮСЫ: | МИНУСЫ: |
| Постоянный доступ к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться дистанционно имеют компьютер и выход в Интернет. |
| Отсутствие живого личного контакта между студентом и преподавателем, который мог бы внести дополнительные эмоции, рассказать "к слову" что-то интересное. Это значительно обедняет и сужает ваше общение. |
| Образовательные программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день немного. |
| Необходимо наличие ряда индивидуально-психологических условий - жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. |
| В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания на словах может негативно повлиять на усвоение знаний. |
| Как правило, обучающийся ощущает недостаток практических занятий. |
| Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся. |
| Отсутствует постоянный контроль над дистанционным студентом, а для российского человека это является мощным побудительным стимулом. |
| |
| |
|
Итак, как мы видим, у дистанционного обучения есть как преимущества, так и недостатки, поэтому говорить о полном переходе системы образования на такую форму обучения, конечно нельзя. Однако уже сейчас можно говорить о том, что заочная форма обучения и свободное посещение скоро перестанут быть привлекательными для работающих людей желающих получить образование. Все стремительнее в нашу жизнь врывается дистанционное обучение (именно обучение, а не образование). Раньше дистанционным было возможно лишь общение (телефон, интернет) и этими возможностями пользовались единицы посвященных в целях повышения своих мастерства и уровня знаний. Сегодня же дистанционно обучение становиться нормой развития системы обучения. Так на сегодня посредством дистанционного образования можно получить высшее образование, второе высшее образование, обучение в аспирантуре, обучение в магистратуре, повысить квалификацию на профессиональных курсах, выучить дистанционно иностранный язык, пройти курс обучения по программам МВА, поучаствовать в интернет тренингах. Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение в коррекционной школе для не слышащих детей: состояние, проблемы, перспективы.
В статье описывается о возможности организации дистанционного обучения в коррекционной школе для глухих детей, говорится о его проблемах и перспективах....
Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"
Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Презентации к дистанционным урокам 2 класс.
Презентации к дистанционным урокам....
Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»
ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...
Доклад на тему:"Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"
quot;Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"...
Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.
Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...