Дистанционное обучение в коррекционной школе для не слышащих детей: состояние, проблемы, перспективы.
статья на тему

Чиляева Елена Валентиновна

В статье описывается о возможности организации дистанционного обучения в коррекционной школе для глухих детей, говорится о его проблемах и перспективах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chilyaevoy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение в коррекционной школе для не слышащих детей: состояние, проблемы, перспективы.

«Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений». Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, 31 мая 1995 года

Характерными чертами дистанционного обучения (ДО) в коррекционной школе являются: 
1. Гибкость - обучаемые в основном не посещают регулярных занятий, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.
2. Модульность - в основу программ положен модульный принцип.
3. Экономическая эффективность - средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм.
4. Новая роль преподавателя - на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами.

5. Специализированный контроль качества - в качестве форм контроля используются дистанционно организованные практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.
6. Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология ДО - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с не слышащими обучаемыми в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

ДО для нашей школы еще является инновационным направлением работы, имеющим огромные перспективы дальнейшего развития.

С 2010 года в процесс обучения планомерно внедрялись ДО технологии. На подготовительном этапе работы были выявлены  группы обучающихся для включения в процесс дистанционного обучения. Образовательный процесс начался с 2011-2012 учебного года, к началу которого было установлено оборудование для обеспечения деятельности педагогов и учащихся.

На базе школы было организовано обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения.

ДО детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах. Поэтому учителя, участвующие в процессе ДО, прошли курсы повышения квалификации соответствующей тематики и систематически получают консультативно-методическую поддержку.

Для ДО был разработан учебный план, индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка, утверждены расписания.

Из  опыта следует, что ДО не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий. Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей ОУ.

В ходе работы я пришла к выводу, что содержание учебно-методического комплекса, позволяет обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации ДО детей-инвалидов, оно соответствует государственным образовательным стандартам.

ДО обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. То есть ДО позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии ДО развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

При ДО учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Общение учителей и учащихся осуществляется через программы Skype и Amvonet, которые позволяют не только видеть собеседников, но также и демонстрировать то, что происходит на экранах обучающихся и учителей, пересылать файлы, общаться в чате.

Внедрение новых, нетрадиционных форм обучения предполагает целый ряд проблем, которые мне хотелось бы отметить.

Во-первых, проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения.

Готовые курсы, выполненные другими педагогами иногда требуют доработки. А для этого необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети. А  на самом деле все выше перечисленные специальности включает в себя один человек – педагог, работающий в основной и дистанционной школе.

Вторая проблема – проблема подготовки преподавателей ДО. Совершенно очевидно, что преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий.

Третья проблема – проблема создания нормативно-правовой основы ДО. Нормативно-правовая база должна регулировать все отношения в системе организации и проведения системы ДО. До сих пор непонятно, как оплачивать труд преподавателя ДО. Понятно, что ДО – процесс значительно более трудоемкий, чем очное.  

В заключение, хотелось бы отметить перспективы ДО в рамках коррекционной школы.

Организация учебного процесса с использованием информационной среды ДО в коррекционной школе позволяют решить не только проблему обучения детей с ОВЗ, но и проблему компенсации пробелов в знаниях для всех категорий учащихся.

Кроме того, информационная среда ДО может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся, которая становится важнейшим компонентом учебного процесса.

Конечно же, ДО не может полностью заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну из важнейших задач модернизации коррекционного образования – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Одаренные дети. Реалии, проблемы, перспективы.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они  способны обеспечить нашей стране   социальное,  культурное и духовно-нравственное преображение....

Одаренные дети. Реалии, проблемы, перспективы.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они  способны обеспечить нашей стране   социальное,  культурное и духовно-нравственное преображение....

Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы.

Я с этим докладом выступила на заседании КМО. Раскрываю проблемы, перспективы электронного обучения....

Особенности организации и проведения дистанционных уроков в коррекционной школе для детей с недостатками слуха.

В статье говориться о структуре дистанционных уроков и описан алгоритм  дистанционного урока....