Педагогические технологии: для всех или для педагогов-новаторов.
статья на тему
В статье затронут вопрос использования учителями инновационных технологий на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
birkina_tatyana_adolfovna.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Биркина Татьяна Адольфовна,
учитель начальных классов,
ГОУ школа № 57
Приморского района
Санкт-Петербурга
Педагогические технологии: для всех или для педагогов-новаторов.
“ Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед”.
Френсис Бэкон
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического твор-
чества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и
технологий обучения.
Как обычный урок сделать необычным, как трудный материал представить интересно, как с совре-
менными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаёт, наверное,
каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что
на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять ма-
териал на уроке в готовом виде, т.е. в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий ин-
формационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Этими вопросами задавалась я и педагоги нашей школы. Вскоре решение было найдено - система
развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, педагогические технологии: педагогичес-
кие мастерские, проблемное обучение, проектные технологии и т.д.
Но все ли могут использовать педагогические технологии или это доступно только педагогам-но-
ваторам?
Я убеждена, что современный учитель должен в полной мере владеть всем спектром педагогичес-
ких технологий.
Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному:
здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента уча-
щихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые раз-
ными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными. Каждый педагог
привносит что-то своё в процесс обучения. Не бывает двух одинаковых уроков!
Познакомившись с программой Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова, я увидела цель этого обучения-
формирование у детей основ теоретического мышления. Теоретическое мышление- способность че-
ловека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.
Мне кажется, что для современных детей этот путь обучения наиболее приемлем.
Кто же они современные ученики?
Современные дети очень отличаются от своих сверстников 10 и даже 5 лет назад. Они обладают
обширной информированностью по любым вопросам, ощущение своего ” Я “ в мире, умеют поль-
зоваться сотовыми телефонами и другими средствами связи. Современный ребёнок 6-7 лет, пре-
красно владеет компьютером. Может легко воспользоваться Интернетом.
Эти умения ребёнка учитель должен использовать в учебном процессе. Ученик с большим удо-
вольствием самостоятельно “ сделает открытие “(квазиисследование), чем прочитает по учебнику или услышит объяснение учителя.
Вся система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова рассчитана на личностно - ориентированное обуче-
ние, на передачу детям не столько знания ( ЗУНы), сколько способов умственных действий.
Разнообразие современных методов обучения: проблемное изложение, метод учебных задач,
коллективно – групповая работа, сотрудничество и т. д.
Если мы возьмём материалы ФГОС, то увидим, что система развивающего обучения Д.Б.Эль-
конина-В.В.Давыдова очень хорошо вписывается в материалы Стандартов.
А ФГОС - руководство к действию каждого учителя, а не только учителей-новаторов.
Ещё один аспект работы учителя – работа с компьютером. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая современным уровнем развития
образования.
Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного пере-
хода от привычной игровой к новой, более сложной учебно – познавательной деятельности.
Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых
проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря сме- не ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в
течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер,
так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные иг-
ры редко оставляют ребёнка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и
звуковыми возможностями. “ Компьютерный” интерес распространяется и на школьный предмет,
который лучше усваивается в игровой обстановке. Компьютер изменяет не только технологию
образования, но и содержательную её часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более
приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались
трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность
ребёнка. А т.к. компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, то использовать данную тех-
ноологию учитель( любой учитель) обязан. Современный учитель должен идти впереди ученика!
Ещё одна технология – педагогические мастерские.
Несколько лет назад я познакомилась с этой технологией. Педагогические технологии отвечают
всем требованиям системы развивающего обучения. Работая по этой технологии, учитель решает
следующие задачи:
- воспитание норм нравственности;
- приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный опыт;
- развитие коммуникативной культуры учащихся.
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребёнка к поста-
новке множества вопросов. Затем идёт индивидуально – коллективный поиск оптимального коли-
чества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, иссле-
дования.
Я проводила мастерскую построения знаний по окружающему миру во 2 классе “ Гриб и грибок”.
Для психологического настроя детям предлагалось задание нарисовать грибы и рассказать инте-
ресную историю, связанную с ними. Затем детям предлагается разделить на группы рисунки из
конверта и объяснить принципы деления.
Дети высказывают свои гипотезы. Далее находят общее и разное между этими понятиями. После
того как все гипотезы будут выдвинуты, предлагается прочитать информацию из книг. Дети сами
делают вывод по заданной проблеме.
Можно было пойти другим путём: учитель встанет у доски и объяснит детям новый материал.
Но, что лучше? Думаю, что это риторический вопрос! Лучшее подтверждение этому детские отзы-
вы:
Наташа У.:” Мне очень нравятся такие уроки. Материал легко запоминается”.
Кирилл Ч.: “ На мастерских я сразу всё понимаю, а на обычных уроках не всегда…”.
Максим Р : “Интересно со всеми работать. Я часто что-то открываю”.
Детям интересны такие виды работ. Как и в развивающем обучении, в педагогической мастерской
дети самостоятельно решают проблему, которую сами перед собой и поставили. Они не боятся вы-
сказывать своё мнение, не боятся, что за неправильный ответ получат неудовлетворительную
оценку. Каждый ребёнок- личность! Мнение каждого очень ценно! И дети это знают.
И опять я глубоко убеждена, что каждый современный учитель может и должен использовать эту
технологию в своей работе.
Педагогические технологии доступны всем учителям современной школы. Изменилось время, из-
менились дети, да и учителя изменились. Поэтому, мы не можем работать по- старому. Время, а
самое главное, дети требуют перемен. Каждый учитель должен быть в какой-то мере новатором!
Всё вышесказанное обязывает нас в корне пересмотреть своё отношение к педагогическим тех-
нологиям как к инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Кладовая педагогического мастерства "Единство всех и уникальность каждого"
Выступление учителя начальных классов на очном туре Педагогического марафона "Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения"....
БАЗАРНЫЙ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ Русский учёный, врач и педагог-новатор
Базарный Владимир Филиппович (родился 4 мая 1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы пу...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Использование опыта педагогов-новаторов в современном образовании
В данной статье предпринята попытка кратко проанализировать педагогический опыт педагога-новатора Шаталова В.Ф. и оценить возможность использовать его наработки в современном образовании....