Педагогические технологии: для всех или для педагогов-новаторов.
статья на тему

Биркина Татьяна Адольфовна

В статье затронут вопрос использования учителями инновационных технологий на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon birkina_tatyana_adolfovna.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биркина Татьяна Адольфовна,

учитель начальных классов,

ГОУ школа № 57

Приморского района

Санкт-Петербурга

                      Педагогические технологии: для всех или для педагогов-новаторов.

                                                                                                “ Кто не хочет применять новые средства,

                                                                                                   должен ждать новых бед”.

                                                                                                                                           Френсис Бэкон  

  В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического твор-

чества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и

технологий обучения.

Как обычный урок сделать необычным, как трудный материал представить интересно, как с совре-

менными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаёт, наверное,

каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что

на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять ма-

териал на уроке в готовом виде, т.е. в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий ин-

формационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

  Этими вопросами задавалась я и педагоги нашей школы. Вскоре решение было найдено - система

развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, педагогические технологии: педагогичес-

кие мастерские, проблемное обучение, проектные технологии и т.д.

 Но все ли могут использовать педагогические технологии или это доступно только педагогам-но-

ваторам?

Я убеждена, что современный учитель должен в полной мере владеть всем спектром педагогичес-

ких технологий.

  Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному:

здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента уча-

щихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые раз-

ными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными. Каждый педагог

привносит что-то своё в процесс обучения. Не бывает двух одинаковых уроков!

       Познакомившись с программой Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова, я увидела цель этого обучения-

  формирование у детей основ теоретического мышления. Теоретическое мышление- способность че-

   ловека  понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.

   Мне кажется, что для современных детей этот путь обучения наиболее приемлем.

   Кто же они современные ученики?

   Современные дети очень отличаются от своих сверстников 10 и даже 5 лет назад. Они обладают

   обширной информированностью по любым вопросам, ощущение своего ” Я “ в мире, умеют поль-

   зоваться сотовыми телефонами и другими средствами связи. Современный ребёнок 6-7 лет, пре-

   красно владеет компьютером. Может легко воспользоваться Интернетом.

      Эти умения ребёнка учитель должен использовать в учебном процессе. Ученик с большим удо-

   вольствием самостоятельно “ сделает открытие “(квазиисследование), чем прочитает по учебнику или услышит объяснение учителя.

       Вся система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова рассчитана на личностно - ориентированное обуче-

   ние, на передачу детям не столько знания ( ЗУНы), сколько способов умственных действий.

   Разнообразие современных методов обучения: проблемное изложение, метод учебных задач,

   коллективно – групповая работа, сотрудничество и т. д.

     

Если мы возьмём материалы ФГОС, то увидим, что система развивающего обучения Д.Б.Эль-

   конина-В.В.Давыдова очень хорошо вписывается в материалы Стандартов.

   А ФГОС - руководство к действию каждого учителя, а не только учителей-новаторов.

 Ещё один аспект работы учителя – работа с компьютером. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая современным уровнем развития      

   образования.

   Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного пере-

   хода от привычной игровой к новой, более сложной учебно – познавательной деятельности.    

  Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых

  проблем  любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря сме-                    не ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в

   течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер,

    так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные иг-

    ры редко оставляют ребёнка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и

    звуковыми возможностями. “ Компьютерный” интерес распространяется и на школьный предмет,

    который лучше усваивается в игровой обстановке. Компьютер изменяет не только технологию

    образования, но и содержательную её часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более

    приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались

    трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность

    ребёнка. А т.к. компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, то использовать данную тех-

    ноологию учитель( любой учитель) обязан. Современный учитель должен идти впереди ученика!          

            Ещё одна технология – педагогические мастерские.

Несколько лет назад я познакомилась с этой технологией. Педагогические технологии отвечают

всем требованиям системы развивающего обучения. Работая по этой технологии, учитель решает

следующие задачи:

- воспитание норм нравственности;

- приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный опыт;

- развитие коммуникативной культуры учащихся.

Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребёнка к поста-

новке множества вопросов. Затем идёт индивидуально – коллективный поиск оптимального коли-

чества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, иссле-

дования.

Я проводила мастерскую построения знаний по окружающему миру во 2 классе “ Гриб и грибок”.

Для психологического настроя детям предлагалось задание нарисовать грибы и рассказать инте-

ресную историю, связанную с ними. Затем детям предлагается разделить на группы рисунки из

конверта и объяснить принципы деления.

Дети высказывают свои гипотезы. Далее находят общее и разное между этими понятиями. После

того как все гипотезы будут выдвинуты, предлагается прочитать информацию из книг. Дети сами

делают вывод по заданной проблеме.

Можно было пойти другим путём: учитель встанет у доски и объяснит детям новый материал.

Но, что лучше? Думаю, что это риторический вопрос! Лучшее подтверждение этому детские отзы-

вы:

Наташа У.:” Мне очень нравятся такие уроки. Материал легко запоминается”.

Кирилл Ч.: “ На мастерских я сразу всё понимаю, а на обычных уроках не всегда…”.

Максим Р : “Интересно со всеми работать. Я часто что-то открываю”.

Детям интересны такие виды работ. Как и в развивающем обучении, в педагогической мастерской

дети самостоятельно решают проблему, которую сами перед собой и поставили. Они не боятся вы-

сказывать  своё мнение, не боятся, что за неправильный ответ получат неудовлетворительную

оценку. Каждый ребёнок- личность! Мнение каждого очень ценно! И дети это знают.

И опять я глубоко убеждена, что каждый современный учитель может и должен использовать эту

технологию в своей работе.

Педагогические технологии доступны всем учителям современной школы. Изменилось время, из-

менились дети, да и учителя изменились. Поэтому, мы не можем работать по- старому. Время, а

самое главное, дети требуют перемен. Каждый учитель должен быть в какой-то мере новатором!

Всё вышесказанное обязывает нас в корне пересмотреть своё отношение к педагогическим тех-

нологиям как к инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Кладовая педагогического мастерства "Единство всех и уникальность каждого"

Выступление учителя начальных классов на очном туре Педагогического марафона "Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения"....

БАЗАРНЫЙ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ Русский учёный, врач и педагог-новатор

Базарный Владимир Филиппович (родился 4 мая 1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы пу...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Использование опыта педагогов-новаторов в современном образовании

В данной статье предпринята попытка кратко проанализировать педагогический опыт педагога-новатора Шаталова В.Ф. и оценить возможность использовать его наработки в современном образовании....