Кладовая педагогического мастерства "Единство всех и уникальность каждого"
материал по теме
Выступление учителя начальных классов на очном туре Педагогического марафона "Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_pedagogicheskogo_masterstva.docx | 166.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Очный тур Педагогического марафона
«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения»
Выступление учителя начальных классов
Блохиной Зинаиды Васильевны
МОУ "Узуновская СОШ "
Серебряно -Прудского района
Московской области
Кладовая педагогического мастерства
(Описание системы воспитательной работы в классе
классного руководителя
«Единство всех и уникальность каждого»
Московская область
2015г.
"В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка" - писал В. Сухомлинский.
В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. В настоящее время воспитательные задачи направлены на социализацию личности, на самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возрастных этапах.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Дмитрий Медведев в «Послании Федеральному Собранию» сказал:
«…должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов– оказание психолого-педагогической поддержки семьям. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы"
Планирование работы с родителями очень серьёзно и ответственно. Одна из форм работы – родительское собрание, которое должно стать открытым разговором об успехах, достижениях и положительных моментах в жизни класса.
Каждое родительское собрание должно давать полезную информацию и положительные эмоции .
Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворённости. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.
В воспитательной работе коллектива с 1 по 4 классы определена цель: воспитание гражданственности и патриотизма, нравственных ценностей, культуры поведения учащихся, которая будет достигнута через решение следующих задач:
-формировать культуру общения школьников с товарищами и взрослыми
-развивать познавательные способности учащихся.
-вовлекать учащихся в активное решение деловых вопросов,
-повышать уровень воспитанности учащихся в школе и коллективе.
-воспитание коллектива, коллектива единомышленников, друзей, готовых придти на помощь друг другу, которые смогут безболезненно перейти в среднее звено школы и не потеряться там. Но говорить о коллективе, не беря во внимание отдельно взятую личность нельзя, поэтому девизом своей работы, как классного руководителя, считаю: «Единство всех и уникальность каждого». Человек – вот что должно стать главной ценностью.
В систему работы классного руководителя, кроме работы с родителями, входит:
-выявление одаренных и талантливых детей;
-помощь им в самореализации их творческой направленности;
-контроль над развитием познавательной деятельности;
-поощрение одаренных детей;
-работа с педагогами.
В основе работы – диагностирование учащихся, наблюдение, встречи и беседы с родителями, учениками, классные часы.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: индивидуальность, доброта, деятельность, творчество,
дружба, активность, коллектив.
Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Использовать палитру цветов человеколюбия, доброты и гордости за свое культурное наследие, за свою малую Родину, за своё Отечество. Для развития этих оттенков человеческого характера нередко у современных учеников недостаточно необходимой информации, и задача учителя помочь найти её и осмыслить.
Всю воспитательную работу я строю в форме открытых диалогов. Успешным будет такой разговор, когда ребята смело и открыто высказываются, делятся мыслями и чувствами.
Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость, необходимость и успешность.
Одно из направлений в работе с детьми –гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для успеха, самоанализа, самооценки, формировании ценностного отношения к самому себе и к человеку вообще.
Для реализации этих задач , идей разработана тематика классных часов по духовно-нравственному воспитанию.
Я не случайно уделяю такое большое внимание классному часу, так как считаю эту форму работы очень важной для учеников и учителя. Ученики нуждаются во встречах и разговорах со взрослыми, с учителями. Для успеха таких занятий учитель должен проявить искреннюю заинтересованность, завоевать симпатию детей. Также считаю одной из основных форм воспитательной деятельности организацию коллективного творческого дела, которое делает жизнь школьников и учителей содержательной, насыщенной развивающей.
Это : тематические праздники, походы, коллективные исследования, конкурсы рисунков и поделок, игры – путешествия.
Коллективное творческое дело – это яркое событие в жизни класса. Но нельзя забывать и о повседневной реальности. Здесь вступает в права технология будничных дел. Деятельность классного руководителя не должна отрывать детей от повседневной жизни, а наоборот призвана внушить уважение к будничным трудовым делам, Хочется сказать еще об одном направлении в своей работе- это поддержание и укрепление классных и школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектив. Не дать состариться воспитательной системе, вводить новые дела и закреплять добрые традиции - вот задачи этого направления.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными и талантливыми детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Хочется надеяться, что начальная школа, мои усилия дали детям хороший старт в жизни. Наш девиз «Единство всех и уникальность каждого» ребята реализуют в своей деятельности в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кладовая педагогического мастерства
Материал к районному конкурсу "классный самый классный". Из опыта работы....
Кладовая педагогического мастерства "Партнерство классного руководителя и семьи"
Если спросят меня: " Кто я?" Ответить однозначно нельзя. Я- мама, я- женщина, я- учительница! Учитель- это не просто профессия, это образ жизни. А я не просто учитель. Я- первая учительница! Родители ...
Презентация к уроку информатики в 3 классе. Тема "Имя для всех, имя для каждого"
Цели: учить выбирать общие и единичные имена, находить отличительные и сходные признаки существ....
Проект "Мама каждому из нас всех людей дороже"
Здесь представлен паспорт проекта, посвященному мамам. Можно использовать к Дню матери или к 8 Марта....
Предоставление собственного инновационного педагогического опыта "Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»
Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в п...
Кладовая педагогического мастерства
Представление опыта работы...