Развитие исследовательских навыков в начальной школе
статья (3 класс) по теме
Данный доклад раскрывает развитие исследовательских навыков учеников начальной школы через проектную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issl.navykov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Учитель начальных классов Ахметкереева К.И.
СШ№1 г. Актобе
ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационно-коммуникативной технологии, становится важной составляющей его профессионализма.
Исходя из опыта работы, в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. В своей педагогической деятельности я выделяю одно из направлений использования ИКТ – это проектная деятельность учащихся.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: “Кто первый увидит?”, “Кто быстрей найдет?”.
Метод проектов занимает особое место в формировании исследовательской культуры учащихся. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектность (в личностном и социальном плане) – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности “не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребенок должен в процессе специально организованного обучения.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить”.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван “Введением в проектную деятельность”. Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, рекомендуется непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности. Различают исследовательские, информационные, творческие и ролево-игровые проекты.
Исследовательский проект – это изучение какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры, театрализации, результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов. Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту. Темы проектов учащихся этого возраста достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Новизна может заключаться не в продукте, а в новом способе достижения уже известного результата. В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 2-3 уроками. При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как координатор, эксперт, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает “чужой” продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Для учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Работа над проектом включает в себя три этапа:
Начальный этап – определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, формулировка цели, определение актуальности, гипотезы, составление плана проектной работы. Выбор темы исследовательского проекта обеспечивается в результате применения «мозгового штурма», заполнения учениками таблицы «Что знаем по предложенной проблеме? Что хотели бы узнать?»
Основной этап – анализ способов и целей работы в группах, исследовательская работа, поиск источников необходимой информации, изучение научной литературы, сбор материала, встречи, беседы, анализ возможных трудностей.
Заключительный этап – подготовка к защите готового проекта, обсуждение полученных результатов, вывод, рецензирование, презентация проекта.
Проектная деятельность – это совместная работа учителя, учеников и их родителей. Подготовительная работа над проектом начинается на первом родительском собрании в 1-м классе, где учитель знакомит родителей учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они главные помощники.
Рассмотрим создание “продукта” проектно-исследовательской деятельности на конкретном примере.
Работа над проектом по разделу “Наши питомцы” (Познание мира, 1 класс).
1-й этап – выбор темы, планирование работы над проектом.
Детям предлагаются следующие темы:
- Аквариумные рыбки.
- Пернатые питомцы.
- Все о кошках.
- Все о собаках.
Также дети могут использовать свои варианты тем.
2-й этап – после того как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.
3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание газет, выставка рисунков.
4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке окружающего мира.
5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.
Уже со 2 класса мои ученики участвуют сначала на школьной научно-практической конференции, а потом на городской: Тарасова Т. «Уравнения», Шуренова Д. «Фразеологизмы», Ильясова Д. «Космические тела». Большую работу над научно-исследовательским проектом «История переселения болгарского народа в Казахстан» провел Маглели Илья . Тема будущего проекта родилась в процессе изучения раздела «Семья» по познанию мира. Каждый ученик готовил сообщение об истории своей семьи. И, может быть впервые, ученик задумался как его семья, Илья по национальности болгарин, оказалась в Казахстане. Работая над проектом ученик узнал много интересного из истории своего народа: причины переселения болгар, национальные традиции, обычаи. Работа Ильи была отмечена грамотой на республиканском конкурсе научно-исследовательских проектов «Зерде». Включение приемов исследовательской работы в обучении способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. Развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы в процессе обучения и стимуляции самостоятельной практической или исследовательской деятельности. Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем “фундамент” всего дальнейшего обучения. Мы на практике убедились в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков.
ЛИТЕРАТУРА
- Седенко А.С. Метод проектов, история и практика применения.
/ А.С.Седенко //.- Москва - №3 – 2003.
- Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика и применение // Начальная школа плюс До и После - №9 – 2007.
- Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников //Начальная школа плюс До и После - №9 – 2007.
- Ариев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. // Завуч - №6 – 2005.
- Полят Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.; 2000. 324с.
- Саржанова А.Н., Пустовалова В.Г., Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. // Начальная школа.- №1, 2011. С.17-18.
- Чуракова О.В., Фишман И.С. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии в системе образования. –Сам.;Выпуск 1, 2002. С.12-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная опытно-экспериментальная площадка "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе"
Районная опытно-экспериментальная площадка....
Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе
Здесь представлена презентация, как итог четырехлетней экспериментальной работы по теме "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе". Разработчик - Лобусова Н.Ю. ;куратор- Добри...
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Развитие вычислительных навыков учащихся начальной школы на уроках математики и пропедевтика изучения курса алгебры на примере применения методов быстрых вычислений
Это учебно-методический материал, который можно использовать на уроках математики и внеклассной работы. Материал успешно апробирован, и учащиеся показывают хорошие результаты в вычислительных навыках....
Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов.
Данная статья была опубликована в журнале "Известия" (2010 год). В ней учебный проэкт представлен как эффективное средство развития исследовательских умений....
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...
Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".
Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...