Описание инновационного опыта
статья по теме
Описание инновационного опыта Меньшовой Ольги Владимировны
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г.Гусь-Хрустальный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_opyt_raboty.docx | 711.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного опыта Меньшовой Ольги Владимировны
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г.Гусь-Хрустальный
Содержание
Условия возникновения, становления опыта | 3 |
Актуальность и перспективность опыта | 7 |
Теоретическая база опыта | 11 |
Ведущая педагогическая идея опыта | 15 |
Новизна опыта | 17 |
Адресность опыта | 19 |
Технология опыта | 20 |
Результативность опыта и его эффективность. | 35 |
Библиографический список | 40 |
Приложение 1 | 42 |
Приложение 2 | 44 |
Приложение 3 | 48 |
Приложение 4 | 51 |
Приложение 5 | 59 |
1. Условия возникновения, становления опыта.
Школа, в которой я проработала более 25 лет и работаю в настоящее время, основана в 1952 году и начала свою деятельность как семилетняя школа, в 1966 году школа обрела статус средней. В 1968 году был сделан первый выпуск учащихся, получивших аттестат о среднем образовании. Учреждение расположено в промышленном районе города, где проживает население разного социального статуса. Микросоциум школы и социальный состав родителей является неоднородным.
Объективную характеристику семей и родителей обучающихся дает социальный паспорт моего класса, в котором отражены профессии, занятость, благополучие, состав семей учащихся (приложение 1).
Социальное окружение школы в рамках микрорайона характеризуется отсутствием культурных и культурно – образовательных объектов, что в полной мере не удовлетворяет потребностям современного развивающего образовательного учреждения, ориентированного на реализацию социального заказа.
На сегодняшний день наш педагогический коллектив ориентируется на следующий социальный заказ: школа должна создавать условия для развития свободной, социально – адаптированной, образованной личности с гражданским самосознанием. Наша цель – сформировать в ребёнке физически, психически и нравственно здоровую личность.
За время существования в школе сложился творчески работающий педагогический коллектив, успешно осваивающий новые технологии обучения и активно участвующий в инновационной работе, установились традиции, был накоплен богатый опыт и сформирована система работы: непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных путей организации учебно – воспитательного процесса, применение современных образовательных технологий. Индивидуальные познавательные творческие способности учащихся реализуются через систему дополнительного образования, где используются такие формы как: элективные и факультативные курсы, научные общества, объединения дополнительного образования, спортивные секции.
С 2006 по 2011 годы под моим руководством работал патриотический клуб юных краеведов «Родничок» гражданско-патриотического направления в рамках городской опытно-экспериментальной площадки по теме: «Школа – центр социального здоровья микрорайона» на базе нашей школы.
В нашем образовательном учреждении созданы условия для плодотворной работы учителя и учащихся для реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Учебный кабинет оснащён в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС, имеется мультимедийный проектор, выход в Интернет, локальная сеть, т.е. созданы новые возможности для дальнейшего познавательного процесса учащихся. Всё это способствует повышению качества образования: повышает плотность уроков, вносит разнообразие в формы и методы подачи материала, и, как следствие, мотивирует учащихся к обучению.
Имея достаточный опыт и сложившуюся систему работы по теме «Здоровьесберегающие технологии в школе первой ступени» (с 1989 по 2005 год), мною сделан вывод, что в последние годы в первый класс приходит всё больше детей с психологическими проблемами и физическими недостатками. Передо мною встал вопрос: «Как помочь детям и той и другой категории быстро адаптироваться в школьном коллективе? Как сохранить и укрепить здоровье школьников? Как сформировать у них положительную мотивацию к учению?»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы в условиях ФГОС. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД (универсальных учебных действий), обеспечивающих школьникам умение учиться. Но ребёнок с особенностями психики или физиологии не сможет сразу включиться в учебный процесс. Он должен получить помощь, причём очень быструю и активную, со стороны педагога, которому вручили детскую душу.
По утверждению психологов, на успешность ученика влияет более 200 факторов. Естественно, все их учесть невозможно, но я перед собой поставила задачу – изучить проблемы и решить, как целенаправленно развивать у детей логические мыслительные операции, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению их психического и физического здоровья.
2. Актуальность и перспективность опыта.
Одним из показателей развития личности ученика является его социальное здоровье – осознанное социальное поведение человека, его продуктивная социальная активность, деятельное отношение к миру, вследствие которого формируется и укрепляется личностный потенциал физического, психического и нравственного здоровья ребёнка.
Основу социального здоровья составляют компоненты физического, психического и духовно – нравственного здоровья:
- физическое здоровье – состояние, при котором присутствует совершенство саморегуляции функций организма, гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;
- психическое здоровье предполагает воспитание дисциплины ума и чувств, самоуправление психическими процессами саморегуляции;
- духовно-нравственное здоровье ориентирование на самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции, интеллектуальной и нравственной сферы человека в области этики и морали.
Я считаю, что эффективность достижения современного качества образования в школе зависит от состояния социального здоровья учащихся и ближайшего окружения – среды микрорайона, в котором расположена школа, класса, в котором обучается современный школьник.
Данные научных исследований в области социального здоровья современной России (В.Ф.Базарнов, О.В.Бухарин, Н.И.Сетко, В.В.Утенина и др.) свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации, сложившейся в этой сфере среди учащихся Российской Федерации: по официальным сведениям только 10% российских школьников можно считать относительно здоровыми физически и психически (Н.В. Сократов).
Я проанализировала объективные факторы общего состояния проблемы социального здоровья и непосредственно актуальность данной темы в реальных условиях социальной среды микрорайона школы и пришла к мысли о том, что необходимо обратить внимание на идею здоровья подрастающего поколения и оздоровления среды его взросления. Эта идея, над которой я работала 4 года, очень значима для меня как педагога, а также для учащихся, их родителей и общественности микрорайона. Идея создания единого воспитательного пространства, где школа – центр социального здоровья микрорайона, стала темой моей работы.
Приоритетные направления темы:
- идея развития здоровьесберегающего воспитательного пространства, где центром активизации является класс, образовательное пространство школы как единственного культурно-образовательного учреждения микрорайона;
- разработка системы дополнительного образования класса, направленная на реализацию не только потребностей учащихся, но и других жителей микрорайона: пожилых людей, дошкольников, инвалидов;
- разработка и реализация программы по профилактике ранней безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Если еще несколько лет назад я просто накапливала опыт практической деятельности, то сегодня у меня возникла потребность, и я осознала необходимость теоретически осмыслить те сложившиеся связи, закономерности, обеспечивающие успешность моей работы. Для этого я изучила нормативно-правовую базу, методические рекомендации педагогов к проведению индивидуальных исследований в рамках программы инновационной деятельности школы по проблеме социального здоровья школьников.
Наличие такой основы позволило мне грамотно организовать процесс своих исследований. И за четыре года работы мне удалось:
- Расширить, укрепить, содержательно обогатить контакты и социальные связи со всеми субъектами нашей школы, нашего микрорайона;
- Создать на базе школы условия для адаптации дошкольников («Школа будущего первоклассника»), которые позволили расширить возможности для развития ребенка;
- Разнообразить формы организации ценностно-ориентированной деятельности и вдохнуть новую жизнь в уже известные формы;
- Участвовать в создании и укреплении социо-психолого-педагогической службы в школе по поддержке детей;
- Разработать систему диагностики и коррекции социального здоровья учащихся.
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.
В учебном процессе работаю по образовательной системе «Планета знаний», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш.А.Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально активной личности.
3. Теоретическая база опыта
Теоретическую базу опыта составили:
-идеи гуманизации педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, И.Ф.Исаев, И.Д. Демакова, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.);
- исследования по проблемам образования (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.М. Полонский и др.);
- исследования по проблеме социализации и адаптации школьников (И.И. Зарецкая, А.В. Мудрик, И.И. Семенова, Ю.И. Юричева и др.);
- исследования по проблеме формирования здоровья школьников (М.В. Антропова, Б.Ф. Базарный);
- теоретические положения педагогической валеологии (В.И. Андреев, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер и др.);
- идеи формирования социального здоровья (Я.Н. Купец, O. Барская, И.Т. Левыкин).
Изучением социального здоровья младших школьников в условиях трансформации российского общества занималась О.А. Рагимова, опираясь на концепцию качества жизни и выбирая основным критерием благополучие, что в первую очередь проявлялось в чувстве комфортности ребенка в школе. Изучение влияния стиля общения учителя и учащегося на социальную адаптацию школьника содержится в работах Н.Н. Подъякова и А.Ф. Говоркова.
В основе опыта также лежат педагогические идеи выдающихся педагогов и психологов Ш.А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Н.И.Сетко, В.В.Утениной и Н.В.Сократова, доктора медицинских наук, профессора, академика Российской академии естествознания.
Их общая идея заключается в том, что социальное здоровье детей складывается из физического, психического и духовно-нравственного здоровья детей. И сохранение социального здоровья - это одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, и прежде всего, учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способов его формирования и сохранения. Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принятия программы, определяющей направления в области детского здоровьесбережения. И главная цель всей научной работы по здоровьесбережению – воспитать потребность у детей вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение определённых правил сохранения и укрепления здоровья.
Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе его здоровье ухудшается еще больше. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Состояние здоровья детей и их успеваемость в учебе тесно взаимосвязаны, вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к целому комплексу школьных проблем. Дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость и снижение уровня учебной мотивации, познавательных интересов.
В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю. В. Науменко и другие), для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе. Однако Л.Г.Качан считает, что задачи здоровьесбережения невозможно решить без совершенствования содержания образования. Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте (в начальных класса) через внедрение здоровьеобразовательного компонента в содержание учебных программ.
По мнению М.Г.Романцова, психологические и педагогические подходы к проблеме здоровья и развития социально здоровой личности необходимо рассматривать на основании принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности ребёнка.
Среди комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся очень важно освоение и использование в работе учителя здоровьесберегающих технологий. К ним относят:
- коллективно-групповые технологии;
- активные методы обучения;
- уровневую дифференциацию;
- метод проектов;
-модульные технологии.
В связи с этим ведется поиск наиболее эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного процесса с целью создания условий, при которых возможно сохранение психического, физического, социального здоровья учащихся, формирование у них мотивации на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Из анализа литературных источников мы видим, что понятие определения «здоровьесберегающие технологии» появилось относительно недавно. В психолого-педагогическом словаре оно понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта.
По мнению Н.К.Смирнова, «здоровьеформирующие образовательные технологии» следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Исследователь В.Д.Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Несмотря на отсутствие глубоких исследований по вопросам социального здоровья младших школьников, различные аспекты этого явления нашли отражение в работах по проблемам социального здоровья детей (М. Руткевич, Н. Римашевская, Е. Ярская-Смирнова, А. Антонов, М. Антропова, Г. Осадчая, Г. Бородкина, Л. Кузнецова, Г. Манке, Т. Парапитчева, Н. Злотина, А. Баранов, Н. Герасименко, С. Захаров, Е. Иванова, В. Ольшанский, С. Климов, Н. Волжанская, Т. Редер, О. Шиняева, Е. Рыбинский).
Главное, ради чего существует сегодня школа – это ребенок, его нравственное, духовное, социальное и физическое самочувствие. Ключевой проблемой для школы сегодня является сохранение и укрепление здоровья школьников. Решение данной проблемы лежит в области социальной педагогики и психологии. Это возможно при условии активного изучения и применения на практике основ педагогики здоровьесбережения.
4. Ведущая педагогическая идея опыта
Педагогическая идея опыта заключается в использовании возможностей урока и внеурочной деятельности для формирования социального здоровья школьника как необходимого фактора повышения качества образования и сохранения физического здоровья учащихся. В реализации этой идеи появляется возможность помочь учащимся развивать у них познавательный интерес на уроке, формировать положительную учебную мотивацию.
Моей задачей является не только формирование у детей универсальных учебных действий, но и создание условий для успешной адаптации младших школьников разных социальных категорий, детей с различными психологическими проблемами и физическими недостатками, для обеспечения их социальной мобильности. Это направление имеет социальную значимость для образовательной системы с целью создания потенциала будущего развития России. Таким потенциалом может быть социальное здоровье каждого гражданина современного общества как основа развития крепкого конкурентноспособного государства.
Я понимаю, что традиционные методы уже не способны сформировать у учащихся необходимые умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях и условиях жизни. Поэтому актуальным направлением моей исследовательской деятельности стала разработка и создание условий, способствующих формированию социального здоровья школьников.
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельностное отношение к миру. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Это идеал, к которому мы должны стремиться.
Подводя итог, я определяю ведущую педагогическую идею своего опыта: эффективность достижения современного качества образования в школе напрямую зависит от социального здоровья учащихся и их ближайшей окружающей среды.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
5. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в разработке собственной системы работы как учителя начальных классов, направленной на создание условий по формированию социального здоровья младших школьников с различными психологическими проблемами и физическими недостатками. Понятие «социальное здоровье» в процессе становления опыта мною понимается как состояние человека, характеризующееся стремлением к оптимальному использованию своего физического и психологического потенциала, обеспечивающего эффективное включение в социальную жизнь.
Под «стремлением к оптимальному использованию своего физического и психологического потенциала» мною понимается социальная установка школьника на реализацию социально-здорового поведения при всех ограничениях, заданных физическим и психическим уровнем его развития на текущий момент. Я считаю, что школьник, имеющий физические и психические показатели, не соответствующие хорошему уровню развития, но компенсирующий их за счет социальных составляющих социального здоровья, будет оценен как имеющий более высокий уровень социального здоровья, чем ребёнок, обладающий хорошими врожденными физическими и психическими данными, но социально неадаптированный.
Новизна опыта также заключается в создании системы применения активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности, нацеленной на повышении мотивации учащихся, развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, достижение эффективных результатов и сохранения здоровья учащихся в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
6. Адресность опыта
(характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта).
Данный опыт работы учителя начальных классов может быть распространен в общеобразовательных учреждениях:
- в подготовительных группах детских садов;
- в школьных подготовительных группах («Школа будущего первоклассника»);
- в младших классах общеобразовательных школ.
Опыт предлагается:
- для организации деятельности педагогов МДОУ;
- классным руководителям начальных классов;
- социальным педагогам общеобразовательных школ
для организации системной, целенаправленной и эффективной работы по формированию социального здоровья и адаптации у детей дошкольного и младшего школьного возраста с психологическими проблемами и физическими недостатками.
Опыт может быть рекомендован педагогам различных профессиональных категорий:
- опытным педагогам с высоким уровнем педагогического мастерства;
- молодым специалистам, начинающим работать в общеобразовательном учреждении;
- «узким специалистам»: школьным психологам и социальным педагогам.
Что касается области применения опыта, то его можно использовать в любом общеобразовательном учреждении, где есть дети с особенностями психо-физического развития.
7. Технология опыта
Процесс социализации ребёнка может быть рассмотрен как имеющий две основные черты – процесс желаемого и реального усвоения ценностно-нормативной системы. Нарушение равновесия между желаемым и реальным поведением может быть и не осознанным, что является проявлением недостаточного понимания социального здорового поведения и своего рода защитной реакцией человека. Попадая в нормативную ситуацию, младшие школьники вызывают из своего подсознания социальные установки и используют готовые модели социально здорового поведения, которые приобретались в определенных личностно-развивающих условиях.
Исходя из данной позиции, цель моей работы как учителя состоит в создании личностно-развивающих условий в процессе формирования социального здоровья детей.
Для достижения данной цели я ставлю следующие задачи:
1.Проанализировать, обобщить отечественные и зарубежные теоретические и прикладные исследования социального здоровья школьников.
2.Разработать и реализовать систему работы учителя по формированию социального здоровья младших школьников.
3.Опытно-поисковым путем выявить и обосновать эффективные современные методы, формы, приёмы и средства формирования социального здоровья младших школьников.
В практической деятельности решаются следующие задачи:
1.Обеспечение индивидуального развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями.
2.Воспитание учеников гармонично развитыми, физически крепкими, духовно здоровыми.
3.Формирование у детей знаний о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состояние здоровья.
4.Развитие познавательной сферы (память, восприятие, мышление, воображение).
5.Формирование культуры взаимоотношений в детском коллективе.
Организация воспитательного процесса
Для реализации воспитательной системы в классе необходима определенная среда, в которой осуществляется совместная деятельность и общение учеников, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Отсюда очевидна важность работы учителя и детей в уютном и комфортном учебном кабинете. Однако это не означает, что воспитательная система моего класса является закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Я стараюсь установить и укрепить связи своего класса со сверстниками из других учебных коллективов, сформировать позитивные отношения внутри школы и за её пределами, что благоприятно отражается на социальном здоровье моих учеников.
Описание содержания воспитания
С начала 90-х г.г. в России ученые отмечают процесс ухудшения социального здоровья подрастающего поколения в связи с изменениями социально-экономических условий жизни населения. Кроме физиологических нарушений, связанных с недостаточным питанием и невозможностью развития физических и интеллектуальных способностей у школьников выявляются патологии социализации.
В процессе развития ребёнка происходит сложное взаимодействие биологических факторов и факторов среды, к которым организм маленького человека более чувствителен, чем организм взрослого, в результате которого формируется состояние здоровья школьника. Его социальное здоровье является одним из главных факторов обеспечения социального благополучия детского населения, результатом целенаправленного педагогического процесса. Поэтому именно в этот период важно акцентировать деятельность учителя на создание условий формирования необходимого социального опыта взаимодействия ребенка с его окружением.
Компоненты социального здоровья младших школьников:
- социально-психологический компонент (социальная направленность личности школьника, удовлетворительная социальная адаптивность);
- социокультурный компонент (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт);
- социально-поведенческий компонент (устойчивость личности к социально- неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения);
- духовно-нравственный компонент (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков).
Исходя из выявленных компонентов, мною была составлена идеальная модель личности социально здорового школьника, к которой нужно стремиться в своей деятельности учителю.
Социально здоровый школьник характеризуется следующим образом:
- высоким уровнем воспитанности;
- ведением здорового образа жизни;
- удовлетворенностью собственной жизнью;
- социальной готовностью, первичными социальными знаниями и социальным опытом;
- сформированностью первичных социально значимых личностных качеств;
- способностью к самоконтролю.
Для достижения данной модели я организовала свою деятельность как классного руководителя по нескольким направлениям:
1.Организация и проведение диагностической работы.
2.Тесное сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом.
3. Формирование здорового образа жизни ребёнка.
4. Организация досуга учащихся.
5. Работа с родителями учеников.
Остановимся на каждом из них подробнее.
1.Организация и проведение диагностической работы.
Диагностика в работе учителя, направленная на формирование социального здоровья младших школьников, необходима для прослеживания результативности и организации в дальнейшем более эффективной работы. Диагностика направлена на изучение внешних обстоятельств жизни детей, то есть условий и характера обучения, воспитания, семьи, круга общения и внутреннего мира моих учеников.
Опыт работы показал, что диагностика выполняет ряд функций:
1) Функция обратной связи.
Если я как классный руководитель не буду контролировать свои действия, то потеряю возможность управлять процессом формирования личности ребёнка. Поэтому мне необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение наилучшего варианта педагогического решения.
2) Функция оценки результативности педагогической деятельности.
Я сравниваю свои достигнутые педагогические результаты с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.
3) Функция воспитательно-побуждающая.
Диагностика процесса формирования социального здоровья детей отличается тем, что ее нельзя оторвать от реальной жизни. При диагностировании мне нужно не только получить информацию об учениках (причем о каждом в отдельности), но и активно включиться в их реальную деятельность, в систему сложившихся отношений.
4) Функции коммуникативная и конструктивная.
Всякое межличностное общение основано на знании и понимании и партнера, и тех людей, через которых это общение осуществляется. Выполнение этих функций становится возможным при условии, что диагностика определяет индивидуальные особенности школьников, их взаимодействие с педагогом в процессе достижения воспитательного результата.
5) Функция информационная.
Результаты диагностики интересны и важны как для всех педагогов, в той или иной степени участвующих в формировании личности ученика, так и для его окружающих. Конечно, не всегда диагностические выводы следует сообщать: иногда лучше, чтобы в паре «педагог-ученик» сохранялась определенная тайна. Но это лишь подчеркивает значимость информационной функции диагностики.
6) Функция прогнозирования.
Любой диагноз подразумевает прогнозирование: определение перспективы развития диагностируемого ребёнка. Подходить к реализации этой функции нужно с ответственностью и осторожностью в дальнейшей организации процесса формирования социального здоровья школьника.
2.Тесное сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом.
Это сотрудничество является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя, педагогов и родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «дворовых» друзей. В конечном итоге это может отрицательно сказаться на социальном здоровье ребёнка.
Организация образовательного процесса
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Использую задания:
с наличием образца выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.
Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.
Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, для того чтобы запомнить непроверяемую букву в словарном слове, интересно, с учётом психологических особенностей мышления младших школьников «оживляю» букву, создаю её «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.
В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.
В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.
Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний. Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.
Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.
3. Формирование здорового образа жизни ребёнка.
Формирование здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
- готовность к этим действиям и желание сохранить здоровье.
К формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек были привлечены не только специалисты (медики, наркологи, психологи, экологи, спортсмены), но и широко использовался детский потенциал. Для пропаганды здорового образа жизни были проведены следующие мероприятия:
- беседы представителей различных социальных служб («Нет» - добровольному безумию», «Напоминание простых истин», «И глаза тебе скажут спасибо», «Объятия табачного змия»);
- встречи со спортсменами, общение с которыми продемонстрировали преимущества здорового образа жизни («Кто со спортом крепко дружен»);
- классные часы с обсуждением видеофильмов по теме здоровьесбережения.
Особенно эффективными были такие формы работы с классом, как дискуссия, диспут, мозговой штурм, презентации, подготовленные ребятами при моей поддержке.
Необходимо отметить, что в беседах с детьми особый акцент был сделан на «социальные болезни»: наркомания, ВИЧ-инфекция, гепатит, алкоголизм. Обращалось особое внимание на такие проблемы, как:
- преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
- милосердие, доброта и здоровье;
- природа и здоровье;
- здоровье и успешная карьера;
- мода и здоровье;
- фигура и здоровье;
- спорт и здоровье;
- компьютерные игры и здоровье.
Моя роль заключалась в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставлялась максимальная возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия способствовали развитию социальной активности и формированию жизненных позиций.
Осуществлялось активное взаимодействие с другими субъектами формирования здорового образа жизни школьников:
- учителем физической культуры проводились соревнования, спартакиады, дни здоровья;
- социальный педагог проводил индивидуальную работу с детьми, направленную на профилактику, коррекцию асоциального поведения;
- медицинский работник осуществлял мониторинг показателей индивидуального здоровья школьников, участвовал в проведении медицинских лекториев с детьми и родителями;
- школьный психолог проводил консультативную, диагностическую индивидуальную, групповую работу;
- педагоги дополнительного образования способствовали включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы).
4. Организация досуга учащихся.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Были приняты меры, направленные на привлечение школьников в спортивные секции, кружки, особенно детей «группы риска»: организованы встречи с преподавателями кружков, тренерами спортивных секций; предметные и спортивные олимпиады, конкурсы, выставки. Дети привлекались к ним не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, что помогало удовлетворить потребность ребят в общении, организовать их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
5. Работа с родителями учеников (приложение 2).
При работе с родителями планово проводились родительские собрания. На них проходили:
- знакомство с жилищными условиями учащихся;
- проведение бесед с родителями в доверительной обстановке;
-выяснение положения ребенка в семье, его взаимоотношений с родителями.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работа проводилась одновременно и с родителями, и с детьми. Важными направлениями в этой работе были:
- установление доверительных отношений между родителями и классным руководителем;
- разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д.,
- формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком.
Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка, а у родителей формируется чувство уверенности в себе, в решении возникающих проблем воспитания своих детей.
Часто с родителями обсуждался опыт и практика здоровой семьи, строился примерный психологический портрет «хорошего родителя». Разъяснялось, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие расстройства и асоциальное поведение.
8.Результативность опыта и его эффективность.
Проанализировав понятие «социальное здоровье», составляющих его компонентов и содержания идеальной модели личности социально здорового школьника, я выделила следующие критерии эффективности деятельности классного руководителя, направленной на формирование социального здоровья подростков:
1.Личностный рост младших школьников.
Показатели роста:
- отношение к миру;
- отношение к людям;
- отношение к самому себе;
- отношение к семье;
- отношение к отечеству;
- отношение к природе;
- отношение к труду;
- отношение к культуре;
- отношение к знаниям.
Диагностику проводили в 2010-2011 учебном году - констатирующее исследование (диаграмма1) и в 2013-2014учебном году - контрольное исследование (диаграмма2).
Диаграмма 1
Диаграмма 2
2.Владение культурными нормами в сфере здоровья.
Культурные нормы ведения здорового образа жизни связаны с конкретными ценностными ориентациями и установками по отношению к здоровью. Для определения уровня владения школьниками этими нормами использовалась методика Н.С. Гаркуши «Валеоустановки школьника» (приложение 3). Валеоустановки определяют здоровый образ жизни школьника (диаграмма 3, 4).
3. Гармоничность образа жизни.
Гармоничный образ жизни - это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию.
Для исследования данного показателя использовалась методика Н.С. Гаркуши «Гармоничность образа жизни школьников» (приложение 4).
диаграмма 5
В результате исследования данных показателей были получены следующие результаты:
а) по исследованию личностного роста учеников.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности моей деятельности как классного руководителя, направленной на формирование социального здоровья моих учеников, т.е. были созданы оптимальные личностно - развивающие условия.
Чтобы выявить уровень социального здоровья школьников, были заданы соответствующие вопросы родителям (в опросе участвовало 20 человек). Более половины опрошенных родителей (70%) отвечали, что их детям удаётся достаточно хорошо использовать свои физические и психологические задатки, чтобы успешно адаптироваться в обществе. 22% родителей не уверены в успешной адаптации и социализации своих детей. После проведения самодиагностики полученные данные показали, что в моём классе 65% учеников, которым свойственно хорошее настроение, что характеризует их психологическое здоровье. Но надо сказать, что хорошим физическим здоровьем характеризуется наименьшее количество учеников (42%).
Хотелось бы прокомментировать некоторые данные, полученные от самих учеников. По их ощущениям, комфортное нахождение в классном коллективе присуще 78% детей. 9% моих детей (3 человека) испытывают дискомфорт в школе. Остальные 13% затруднились ответить или были не уверены в своих ответах.
Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья как одного из критериев работы учителя, направленной на формирование социального здоровья школьников, отражается в наличии у детей:
- культуры физической (умение управлять своими физическими данными и возможностями);
- культуры психологической (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
- культуры нравственной (умение вести себя согласно нормам морали и этикета);
-культуры интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
- в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности.
б) Эффективность проведенной мною работы подтверждается заметными различиями в уровнях владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья на констатирующем (2010-2011 уч.год) и контрольном (2013-2014 уч.год) этапах работы. Из диаграммы видно, что значительно повысилось число учеников с высоким уровнем владения культурными нормами в сфере здоровья что дает нам основание говорить, что воспитательный процесс способствовал формированию, развитию и принятию детьми ценностей, действующих в культурном обществе.
в) Гармоничность образа жизни школьников определяется мною как повседневная активная деятельность человека, формирующаяся в течение жизни и направленная на сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья человека. Я считаю, что школьники, проходя различные этапы развития, накапливая знания и опыт, приобретая в процессе формирования социального здоровья умения и навыки здорового образа жизни, вносили изменения в свой уклад жизни. Это даѐт мне основание говорить о том, что моя работа по формированию здорового образа жизни как необходимой потребности человека с высоким уровнем социального здоровья имеет положительный результат.
Анализ результатов опроса родителей нашего класса показал, что мотивация ведения здорового образа жизни у детей за 3 года возросла почти в 3 раза. 90 % опрошенных родителей классе считают, что у их детей имеется устойчивая мотивация и потребность ведения здорового образа жизни.
Результаты работы показали, что целенаправленная, системная деятельность учителя способствовала формированию социального здоровья подростков.
Представленные данные экспериментально подтвердили эффективность разработанной мною системы работы учителя по формированию социального здоровья подростков.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что цель и задачи, поставленные при организации работы с классным коллективом по проблеме социального здоровья подростков, решены.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Перспективным, на мой взгляд, является дальнейшая работа в этом направлении в школе второй ступени, ведь социальное здоровье школьников – залог их жизненного успеха.
Библиографический список
- Стандарты второго поколения. Под редакцией Асмолова А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2011г.
- Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). – Донецк, 2010.
- Бандура А. Теория социального научения.: Издательство Евразия, 2008. – 320с.
- Барсукова Т.И. Воспитание в современном российском, обществе: социокультурный анализ: дисс. доктора соц. наук. – Ставрополь, 2006. – 323с.
- Гаркуша Н.С. Социальное здоровье школьников: пути его формирования и сохранения в работе классного руководителя // Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины: материалы всерос. научно-практической конференции, Белгород, 3-4 декабря 2006г. / Н.С. Гаркуша; под ред. К.В. Харченко, Т.И. Куниной. – Белгород: Константа, 2006 – С. 52-57.
- Гаркуша Н.С. Диагностика здоровья школьников: инструментарий, методика проведения, интерпретация результатов / Автор-составитель Н.С. Гаркуша. – Белгород: Издательство «СК – Пресс», 2011 – 284с.
- Знатюк С., психология мотивации. Теория и практика.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Текст / А.В. Мудрик. М.: Издательство МПСИ, 2009 – 564с.
- Науменко Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ: Монография / Ю.В. Науменко. Волгоград: Издательство ВГПИПКРО, 2005г. – 244с.
- Приступа Е.В. Воспитание социально здоровой личности как социально-политическая и социально-педагогическая задача // Социальная политика и социология. Текст / Е.Н. Приступа 2006. №1 – с. 13-17.
- Романцов М.Г., Ершов Ф.И. Часто болеющие дети: современная фармакология», ГЭОТАР – Медиа, 2006г.
- Сетко А.Г. Научная диссертация «Методологические основы гигиенической оценки факторов, формирующих здоровье детского населения, проживающего на урбанизированной и сельской территориях», Год: 2005
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – Москва : Аркти, 2005. – 320 с. – ISBN 5-89415-432-4.
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей», Сфера, 2005г.
- Сонькин В.Д. Законы растущего организма: Книга для учителя (М.: Просвещение, 2007. – 160с.)
- Сонькин В.Д. Глава 1. Теоретические основы изучения физиологии развития ребенка. / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. // Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии – под ред. Д.А.Фарбер, М.М.Безруких. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010 – с. 10-42
- Сонькин В.Д. Глава 2. Основные закономерности роста и физического развития / Сонькин В.Д., Корниенко И.А., Козлов А.И., Зайцева В.В., Изаак С.И., Тамбовцева Р.В. // Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии – под ред. Д.А.Фарбер, М.М.Безруких. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010 – с. 43-131
Приложение 1
Социальный паспорт 4 «А « класса
МБОУ «СОШ № 10» г. Гусь - Хрустальный
Классный руководитель: Меньшова Ольга Владимировна
1.Количество детей в классе:
всего - 29 человек;
мальчиков - 15 человек;
девочек - 14 человек.
2.Количество семей:
полных - 20 человек;
неполных - 9 человек.
3.Состав семей:
с одним ребенком - 13 человек;
с двумя детьми - 16 человек;
с тремя детьми: отсутствуют.
Количество родителей: - 49 человек;
из них неработающих - 6 человек;
имеют высшее образование - 4 человека;
среднее специальное - 22 человека;
техническое - 9 человек;
средне-профессиональное – 8 человек.
4.Типология семей:
благополучная – 29 человек;
неблагополучная – нет;
социально-опасная семья – нет.
5.Материальное состояние семей:
уровень доходов, соответствующий реальному прожиточному минимуму - 28 семей;
малообеспеченная - 1 семья.
6.Жилищные условия:
удовлетворительные - 29 семей;
неудовлетворительные – нет.
7.дети-инвалилы: 1 ребенок.
8.Опекаемые дети- нет.
9.Дети, состоящие на различных видах учета (ОПДН, КДН и ЗП,ВШУ) - отсутствуют за 4 года (2010 – 2014 г.г.)
Приложение 2.
Формы и методы работы с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья, а именно классный руководитель, где играет ведущую роль в организации сотрудничества, и члены семьи. Именно от моей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и моей, как педагога, создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также формы организации педагогического просвещения.
Формы работы:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Мобильная связь с родителями - эта форма информирования родителей об успехах и неудачах детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие — доброжелательный тон.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний:
- организационные,
- собрания по плану психолого-педагогического просвещения,
- тематические (по нравственному воспитанию детей, по семейному воспитанию, по выполнению домашних заданий, по режиму дня школьника, по организации учебного труда одаренных и слабоуспевающих детей и др.),
- собрания-диспуты («Надо ли ругать ребенка за плохую успеваемость?», «Что такое способности?», «Настроение – не пустяк!», «Кто учит наших детей плохому?» и др.),
- итоговые (четвертные) и т.д.
Тематика родительских собраний обычно определяется мной и обсуждается на родительском комитете класса.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классный руководитель непосредственно работает с родителями и родительским комитетом по организации посещения общешкольных собраний и заседаний РКШ.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», и «Огоньки», посвященные Новому году, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню 8 марта, Дню Победы, Дню защиты детей, Дню матери с концертной программой и чаепитием, и традиционные праздники Руси, и экскурсии (родной край Владимирский, г.Москва, г.Рязань). Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
Родительский всеобуч — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.
Формы организации занятий:
- лекции (метод общения— непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций разнообразна, актуальна для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей» и т.д.),
- индивидуальные беседы и индивидуальные тематические консультации,
- практикумы (это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума предлагаю найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.),
- конференции для родителей (научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом, конференции матерей, отцов и т.д.)
Открытые уроки (День открытых дверей) обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Приложение 3
Методика «Валеоустановки школьника» (Н.С.Гаркуша)
Инструкция:
- отметь знаком «+» характерные для тебя утверждения в вопросах 1, 4, 5, 6;
- в вопросах 2 и 3 отметь знаком «+» один из предложенных ответов.
1.Занимаешься ли ты:
а) в школьной спортивной секции
б) в других спортивных секциях
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья
г) просмотром передач на тему здоровья
д) употреблением витаминов
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
2.Часто ли ты участвуешь в спортивных мероприятиях, которые проводятся после уроков?
а) вообще никогда не участвую
б) регулярно
в) пару раз в неделю
г) больше трёх раз в неделю.
3.Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
а) с полной отдачей
б) без желания
в) лишь бы не ругали.
4.Какие отношения у тебя с окружающими (родителями, учителями, друзьями)?
а) полное взаимопонимание
б) доверительные
в) уважительные
г) отсутствие взаимопонимания.
5.Что ты делаешь для ведения здорового образа жизни?
а) соблюдаешь режим дня
б) соблюдаю режим питания и употребляю пищу, богатую витаминами
в) занимаюсь спортом
г) регулярно делаю утреннюю зарядку
д) не имею вредных привычек.
6.Как ты считаешь, какие качества тебя характеризуют?
а) физическая сила и выносливость
б) умственная работоспособность
в) ум, сообразительность
г) сила воли, выдержка, терпение, упорство
д) глубокие знания о здоровом образе жизни
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве
ж) внимание и наблюдательность
з) целеустремлённость (умение видеть цель и всегда к ней стремиться)
и) организованность (умение организовать свой труд)
к) самостоятельность (умение работать без посторонней помощи)
л) отзывчивость и чуткость к людям
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна помощь, помогать и принимать помощь от других
н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, ухаживать за собой
п) умение беречь время
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
Обработка результатов.
За все выбранные утверждения
- в вопросах 1, 5, 6 – по 5 баллов;
- во 2 – 5 баллов за утверждение г);
- в 3 – 5 баллов за утверждение а), в 4 – по 5 баллов за – а), б), в) утверждения.
Интерпретация:
Высокий уровень (160-130 баллов) - идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющий культурными нормами в сфере здоровья.
Средний уровень (125-90 баллов) - знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах здоровьесбережения.
Низкий уровень (меньше 85 баллов) - отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Приложение 4
Разработка классного часа
Тема: «Социальные принципы здорового образа жизни»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о здоровом образе жизни.
Какие ощущения возникают у вас, когда вы слышите слова «Здоровый образ жизни?»
Ответы детей:
- спортивный зал, ребята играют в баскетбол, волейбол;
- сосновый лес, пропитанный запахом хвои, палатка на берегу озера; - солнечный зимний день, искрящийся чистый снег, а я с друзьями качусь с горы на лыжах…
Учитель: Спасибо. Вы правы. Здоровый образ жизни у человека – это приятные ощущения, чувство радости при занятиях физическими упражнениями, красота поступков человека, красота человеческого тела и окружающего мира.
А теперь, ребята, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты и оценить, насколько ваш образ жизни является здоровым.
Анкета «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)
(во время написания анкеты можно включить легкую непринужденную музыку).
Инструкция: отметить вариант ответа знаком «+».
1.Как ты оцениваешь состояние своего здоровья?
а) хорошее
б) так себе
в) плохое
г) затрудняюсь ответить
2.Занимаешься ли ты физкультурой или спортом?
а) да
б) нет
3. Долго ли ты гуляешь днём на свежем воздухе?
а) больше двух часов
б) около часа
в) совсем не выхожу на улицу
4.Что ты делаешь утром?
а) зарядку
б) обливание
в) плотно завтракаю
г) курю по дороге в школу
5.Обедаешь ли ты в школьной столовой?
а) всегда
б) иногда
в) нет
6.Вкакое время ты ложишься спать?
а) до 21 часа
б) между 21 и 22 часами
в) после 22 часов
7.Пробовал ли ты алкоголь, наркотики или никотин?
а) никогда
б) иногда
в) часто
8.Как чаще всего ты проводишь своё свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, кружке
б) провожу время с друзьями
в) читаю книги
г) помогаю родителям по дому
д) смотрю ТВ
е) играю в компьютерные игры
ж) что-то другое.
Обработка результатов: ответы оцениваются по 10-бальной шкале.
- а-10, б-5, в-0, г-0
- а-10, б-0
- а-10,б-5, в-0
- а-10, б-10, в-0, г-0
- а-10, б-5,в-0
- а-10, б-5, в-0
- а-10, б-5, в-0
- а-10, б-5, в-5, г-5, д-0, е-0, ж-0
Подсчитать общее количество баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (115-80 баллов) - осознанное отношение школьников к собственному здоровью, ведение здорового образа жизни (комментарии учителя: твоё отношение к собственному здоровью следует оценить как отличное)
Средний уровень (75-50 баллов) – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления и ведения здорового образа жизни (комментарии учителя: ты ведёшь себя хорошо, но можешь и лучше, многое следовало бы изменить).
Низкий уровень (45 баллов и меньше) – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней (комментарий учителя: ты очень пренебрежительно относишься к своему здоровью, при правильном образе жизни ты мог бы получить от каждого прожитого дня больше удовольствия, ты заслуживаешь лучшего к себе отношения.
Учитель: В этой анкете, если вы обратили внимания, есть биологические основы здорового образа жизни.
Давайте их назовем:
- правильное питание;
- необходимая для организма физическая нагрузка;
- отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков).
Учитель: Какие еще условия здорового образа жизни вы могли бы добавить?
- соблюдение личной гигиены;
- закаливание организма;
- посещение врачей – стоматолога, терапевта, окулиста 1-2 раза в год,
- вовремя делать профилактические прививки;
- безопасное поведение на улице, в быту;
- правильное экологическое поведение.
Учитель обращает внимание класса, что эти составляющие здоровый образ жизни для каждого человека индивидуальны: что подходит для одного, может не быть таковым для другого. Каждый человек должен знать физиологические особенности своего организма, чтобы правильно строить рацион питания, давать себе физическую нагрузку, выбирать режим жизнедеятельности.
Физкультминутка: дает представление о том, что смена вида деятельности в момент усталости позволяет продолжить активную деятельность.
Учитель предлагает после физкультминутки продолжить фразу: «Теперь я чувствую…»
Варианты ответов:
- готовность к работе;
- ушла усталость;
- улучшилось настроение.
Учитель переходит к изложению других принципов организации здорового образа жизни, так называемых социальных принципов.
Учитель: Велик и разумен человек. Он живет в обществе и для его образа жизни недостаточно осуществления биологических принципов, нужны социальные.
А как вы понимаете слово социальные? Давайте обратимся к словарю Ожегова (ребята читают определение).
Ребята, скажите, а какими могут быть социальные принципы?
Ответы детей:
- уважение окружающих;
- умение красиво одеваться, общаться;
- доводить дело до конца, выполнять обещания;
- не позволять себе совершать недостойные поступки.
Учитель: Другими словами, ребята, мы можем выделить несколько социальных принципов:
1.Эстетика
2.Нравственность
3.Волевое начало
4.Самоограничение.
Учитель: Давайте подробно рассмотрим каждый из этих социальных критериев:
1. Эстетика здорового образа жизни. Это слово пришло к нам из греческого языка, означает «чувствующий, чувствительный». Итак, эстетика – наука о прекрасном.
Что такое красота?
И почему еѐ обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Так сказал поэт Николай Заболоцкий.
Учитель: Понятие красоты ощутимо в изобразительном искусстве, в поэзии, в литературе, театре, музыке и, конечно, в поступках человека, в образе жизни людей. Красота и здоровый образ жизни взаимосвязаны. Здоровый образ жизни воспитывает гармонически развитую личность, позволяет человеку быть внешне и внутренне красивым.
Как сказал Чехов: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».
Значит, здоровый образ жизни – это часть культуры человека. В этом и заключается эстетика здорового образа жизни.
Учитель: Переходим к следующему принципу.
2. Нравственность
Давайте ещѐ раз обратимся к словарю Ожегова (ребята читают определение).
А теперь прошу прочесть высказывание Владимира Сухомлинского:
«Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости годы детства»
Другие зачитывают слова Р.Эмерсона:
«Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а нравственный облик человека, воспитанного страной».
Учитель: Прошу вас прокомментировать эти высказывания.
Учитель предлагает разыграть ролевую ситуацию в автобусе, когда необходимо передать за проезд (разыгрываем сценку).
Ученики делают вывод, что приятно получать благодарность, общаться с воспитанными людьми.
Учитель: Как вы думаете, что ещё может влиять на действия человека в обществе?
Ответы учеников.
Учитель: Вторым способом регулирования действий человека в обществе является право. Давайте обратимся к словарю (зачитывают определение).
Учитель: Как вы понимаете данное толкование?
Ответы учеников:
- высоконравственное отношение к людям, к обществу.
Вывод учителя: В жизни необходимо следовать общепринятым правилам и нормам поведения и тогда они сделают среду общения и обитания более здоровыми. Значит, здоровый образ жизни не причиняет неудобств людям, не наносит вред, не ущемляет их права. В этом и заключается нравственность здорового образа жизни.
3.Волевое начало – это третий принцип здорового образа жизни.
Учитель: Что значит иметь волю?
Ответы учеников:
- иметь волю – это значит заставлять себя делать то, что не хочется (утреннюю зарядку, обливание холодной водой, прогулки перед сном, чистка зубов и т.д.)
- и не делать того, что хочется (закурить, съесть лишний кусок торта и т.д.).
То есть проявить волю. Это и есть волевой принцип здорового образа жизни.
4.Самоограничение (похож на волевой).
Учитель просит прочесть высказывание А.Шопенгауэра:
«Достаточный запас смирения имеет первостепенное значение при подготовке к жизненному путешествию. Соблюдение умеренности во всем – золотое правило здоровья».
Учитель выслушивает рассуждения детей по этому поводу.
Заключение. Рефлексия.
1. Итак, с какими принципами здорового образа жизни мы познакомились сегодня на занятии?
2. Вам было комфортно?
3. Прошу каждого из вас написать свое определение: «Что такое здоровый образ жизни в твоём понимании?»
Примерные записи (можно прочитать некоторые высказывания):
- это отказ от вредных привычек;
- это рациональное питание;
- это поведение человека, которое направлено на укрепление своего здоровья;
- это условия для создания крепкой семьи;
-это реализация своих способностей.
Учитель: Скажите, что же является основным условием здорового образа жизни? Когда это становится возможным?
Ответ учеников: когда человек сам осознает, что быть здоровым ему просто необходимо. Это зависит от самого человека.
Учитель: Заканчивая наше занятие, я хочу прочесть вам стихотворные строки:
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след.
И решить все трудные задачи,
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....
описание инновационной деятельности
Работа выполнена для участия в районном конкурсе "Учитель года". Здесь я постаралась описать свою работу по разным направлениям: педагогическая деятельность, игровая деятельность, работа с ...
Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...
Описание инновационного опыта учительницы начальных классов Салчак Ш.Б.
В данной работе описвается инновационный опыт на тему "Проект как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников...
Описание инновационного педагогического опыта Митрейкиной В.Б.
Описаниеинновационного педагогического опыта учителя начальных классов Митрейкиной Веры Борисовны 1.1.Актуальность и перспективность опыта. Педагогическая про...
Описание собственного инновационного опыта
Здесь я описываю собственный инновационный опыт моей работы в качетве учителя начальных классов....
Описание инновационного педагогического опыта Волковой Юлии Ивановны
Обоснование актуальности и перспективы опыта Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных у...