Описание инновационного педагогического опыта Волковой Юлии Ивановны
опыты и эксперименты по логопедии

Волкова  Юлия Ивановна

Обоснование актуальности и перспективы опыта

 

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Введение ФГОС НОО привело к изменению функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе и учителя-логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится более значимой, конкретной и измеримой. Моя педагогическая проблема «Деятельность учителя-логопеда по реализации новых образовательных стандартов».

 К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует их полноценной учебной деятельности. Вовремя не устраненные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов порождает у учеников начальной школы трудности в общении с окружающими. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. А в дальнейшем речевые нарушения могут привести к определенным изменениям личности.  Закомплексованность школьника мешает ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности. Как учитель-логопед, считаю, что решение указанных проблем может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

 

Основная идея опыта. Условия возникновения, становления опыта.

 

 Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что реализация ФГОС НОО учителем-логопедом  позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы коррекционной работы. Разнообразные виды подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, целью которого является коррекция и развитие устной и письменной речи, а также дальнейшая социализация,  социальная  реабилитация и адаптация ребенка.

 

Практическая значимость  данной проблемы в том, что реализация новых образовательных стандартов, использование разных  новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Процесс работы над коррекцией   развития устной и письменной речи у  младших  школьников  должен  быть  целенаправлен. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

 

 

Наличие теоретической базы опыта.

 

 При выборе современных подходов к организации коррекционно-развивающего обучения в рамках ФГОС НОО я использую теоретические и практические материалы научно-методического центра «Развитие и коррекция», основные программные документы и логопедические технологии.

1.     Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. Библиотека журнала «Логопед», Москва, Творческий центр,2009г.

2.     Письмо Министерства образования Российской Федерации от  14 .12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Вестник образования2001г. №2 с.62-67

3.     Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией)» Москва, Когито-центр, 1996г.

 Коррекционно-развивающие занятия это занятия, в ходе которых происходит отработка учебной информации с помощью максимальной работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. Я считаю, что коррекционное занятие - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

 

Новизна опыта.

 

 

 Основным принципом работы учителя-логопеда  я считаю единство диагностики и коррекции, так как эффективность логопедической работы во многом зависит от того, на сколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.

 

Технология опыта.

 Диагностика.

 

При поступлении ребенка в школу, проводится стартовая диагностика, цель которой-выявление актуального уровня развития устной речи и степени подготовки к обучению грамоте.  В беседе с ребенком используется экспресс-диагностика. Фиксируются ответы по семи пробам:

1 звукопроизношение;

2 фонематическое восприятие;

3 навыки языкового анализа;

4 звуко-слоговая структура;

5 грамматический строй речи;

6 словообразование;

7 связная речь.

На основе этих ответов высчитывается процентное выражение качества выполнения каждой пробы и методики в целом и соотносится с одним из уровней успешности.

Уровни: высокий, средне-высокий, средней, средне-низкий и низкий. Это позволяет осуществлять единый подход к оценке результатов диагностики.

Итоги логопедического обследования обсуждаются с классным руководителем, воспитателем  и психологом. Учителю, воспитателю дается рекомендация по коррекции и развитию речевых компонентов в урочное и 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Описание инновационного педагогического опыта

Волковой    Юлии  Ивановны

  1. ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Деятельность учителя-логопеда по реализации новых образовательных стандартов».

Автор: Волкова Юлия Ивановна, учитель – логопед МБОУ «Лицей №1»

 р.п. Чамзинка, Чамзинского муниципального района

Образование: высшее, МГПИ им. М.Е.Евсевьева,  «Дефектология (Олигофренопедагогика  с дополнительной специальностью психология)»

Диплом: диплом ЭВ 048058
Дата выдачи: 14.06.1994г.

Общий педагогический стаж:29лет

Педагогический стаж в данной образовательной организации:20 лет

Обоснование актуальности и перспективы опыта

 

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Введение ФГОС НОО привело к изменению функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе и учителя-логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится более значимой, конкретной и измеримой. Моя педагогическая проблема «Деятельность учителя-логопеда по реализации новых образовательных стандартов».

 К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует их полноценной учебной деятельности. Вовремя не устраненные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов порождает у учеников начальной школы трудности в общении с окружающими. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. А в дальнейшем речевые нарушения могут привести к определенным изменениям личности.  Закомплексованность школьника мешает ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности. Как учитель-логопед, считаю, что решение указанных проблем может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

 

Основная идея опыта. Условия возникновения, становления опыта.

 Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что реализация ФГОС НОО учителем-логопедом  позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы коррекционной работы. Разнообразные виды подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, целью которого является коррекция и развитие устной и письменной речи, а также дальнейшая социализация,  социальная  реабилитация и адаптация ребенка.

 

Практическая значимость  данной проблемы в том, что реализация новых образовательных стандартов, использование разных  новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Процесс работы над коррекцией   развития устной и письменной речи у  младших  школьников  должен  быть  целенаправлен. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

 

 

Наличие теоретической базы опыта.

 

 При выборе современных подходов к организации коррекционно-развивающего обучения в рамках ФГОС НОО я использую теоретические и практические материалы научно-методического центра «Развитие и коррекция», основные программные документы и логопедические технологии.

  1. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. Библиотека журнала «Логопед», Москва, Творческий центр,2009г.
  2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от  14 .12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Вестник образования2001г. №2 с.62-67
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией)» Москва, Когито-центр, 1996г.

 Коррекционно-развивающие занятия это занятия, в ходе которых происходит отработка учебной информации с помощью максимальной работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. Я считаю, что коррекционное занятие - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

 

Новизна опыта.

 

 Основным принципом работы учителя-логопеда  я считаю единство диагностики и коррекции, так как эффективность логопедической работы во многом зависит от того, на сколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.

 

Технология опыта.

 Диагностика.

 

При поступлении ребенка в школу, проводится стартовая диагностика, цель которой-выявление актуального уровня развития устной речи и степени подготовки к обучению грамоте.  В беседе с ребенком используется экспресс-диагностика. Фиксируются ответы по семи пробам:

1 звукопроизношение;

2 фонематическое восприятие;

3 навыки языкового анализа;

4 звуко-слоговая структура;

5 грамматический строй речи;

6 словообразование;

7 связная речь.

На основе этих ответов высчитывается процентное выражение качества выполнения каждой пробы и методики в целом и соотносится с одним из уровней успешности.

Уровни: высокий, средне-высокий, средней, средне-низкий и низкий. Это позволяет осуществлять единый подход к оценке результатов диагностики.

Итоги логопедического обследования обсуждаются с классным руководителем, воспитателем  и психологом. Учителю, воспитателю дается рекомендация по коррекции и развитию речевых компонентов в урочное и внеурочное время. Родители (законные представители) обучающихся знакомятся с индивидуальными протоколами обследования речи детей, получают информацию о состоянии различных компонентов речи в данный период, о сильных (наиболее развитых) и слабых сторонах речевого развития.

 

 Коррекция.

 

Проведенная диагностика обучающихся позволяет объединить младших школьников в группы:

1 группа- дети с речевыми нарушениями(1 класс);

2 группа- группа развития(2-4 классы).

 Основная форма организации учебной коррекционно-развивающей работы - групповые логопедические занятия. По мере необходимости в расписание включаются подгрупповые и индивидуальные занятия.

 Занятия проводятся  в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой. Периодичность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта . Занятия проводятся с группой обучающихся имеющих:

- общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи (3 раза в неделю);

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (3 раза в неделю);

- фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием  (3 раза в неделю);

- фонетические нарушении (2 раза в неделю);

-нарушения фонетического строя речи, обусловленные иннервационной недостаточностью и дефектами строения речевого аппарата (3 раза в неделю) индивидуальные  занятия.

Кроме того, обучающиеся с фонетическими нарушениями включаются в состав  соответствующих групп.

При внедрении ФГОС потребовалось немного изменить структуру логопедических занятий, так как изменилась цель образования. Ее стало развитие личности ученика и формирование у него умения учиться. Достижение этой цели обеспечит успешную социализацию ребенка в обществе. Поэтому я выстраиваю свои занятия в рамках системно-деятельностного подхода, основная идея которого состоит  в том, что новые знания не даются в готовом виде, дети открывают их сами в процессе исследовательской деятельности, а логопед лишь направляет эту деятельность. Логопедические занятия - это корркционно-развивающие занятия, т.е они направлены на исправление (ослабление) недостатков в личности ребенка. Это компенсаторные занятия, на них развиваются потенциальные возможности, способности каждого ребенка, что позволяет ему эффективнее взаимодействовать с окружающей действительностью.  Системно-деятельностный подход придает особую значимость самооценке деятельности обучающегося. Каждому ребенку  должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника. Адекватная самооценка приводит ребенка к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку позволяет разнообразные приемы: от похвалы до специальных символов (линейка достижений, лестница успеха) с помощью которых отмечаются детские достижения. В конце каждого занятия ребенок подводит итоги, говорит,  чему научился, что получилось, а что - не очень,   как он сегодня занимался и т.д. такой способ самооценки позволяет ребенку видеть собственный личностный рост или нерешенные проблемы.

 6. Результативность.

По окончанию прохождения коррекционно-развивающих программ, проводится итоговая диагностика. У всех детей отмечается положительная динамика в развитии звукопроизношения, фонематических процессов, усвоении лексико-грамматических категорий, навыков словообразования, связной речи. У каждого ребенка наблюдается индивидуальный положительный рост .За последние два года количество обучающихся выпущенных из логопедического пункта с нормой и значительными улучшениями составило более 80% . Это доказывает эффективность и практическую значимость единства диагностической и коррекционной работы в рамках реализации новых образовательных стандартов.

 Считаю, что такая динамика подтверждает эффективность проводимой работы.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Перспективы применения опыта в массовой практике

    С целью распространения данного опыта выступала на педагогическом совете с сообщением из опыта работы «Развивая  артикуляционный аппарат и  правильное  дыхание ,  развиваем  речь  детей». На методическом объединении учителей-логопедов  правила  мастер – классы «Развитие  воздушной  струи у  детей  с  речевыми  нарушениями»; «Использование  нетрадиционных приёмов  в  логопедической   работе».   Активно  велась работа по распространению и  обобщению  педагогического опыта  на  образовательных  порталах.В дальнейшем также планирую проводить работу по решению проблемы развития  разностороннего и  гармоничного  развития и  воспитания  школьника.

       Литература

1. Алябьева Е.А. "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения". М., 2012.

2. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2012.

Л.В Гаврютина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», , М: ТЦ. Сфера, 2007г.

 3.А.А Гуськова «Развитие речевого дыхания», ТЦ сфера, 2011 г

4.Н.В. Дурова «Фонетика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки»., Методическое пособие М:» Мозаика-Синтез, 2010 г.

5. «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции», - М.: Книголюб, 2005г.

6.  Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 2012.  

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2010.

8. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР»//Дошкольная педагогика,  №1, 2007г.

9. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 2012.  

10. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М., 2010.

11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2012.

12. Степанова М.А. "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей" // Логопед. 2009. № 7.

13. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Щетинин М.Н.  М., 2010.

14.«Учим ребёнка говорить: здоровьесберегающие технологии». Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....

Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Описание инновационного педагогического опыта Митрейкиной В.Б.

Описаниеинновационного педагогического опыта учителя начальных классов Митрейкиной  Веры  Борисовны 1.1.Актуальность и перспективность опыта.      Педагогическая про...

Описание собственного педагогического опыта

ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НИКОЛАЕВОЙ С.А....

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...