Описание инновационного педагогического опыта Волковой Юлии Ивановны
опыты и эксперименты по логопедии
Обоснование актуальности и перспективы опыта
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Введение ФГОС НОО привело к изменению функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе и учителя-логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится более значимой, конкретной и измеримой. Моя педагогическая проблема «Деятельность учителя-логопеда по реализации новых образовательных стандартов».
К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует их полноценной учебной деятельности. Вовремя не устраненные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов порождает у учеников начальной школы трудности в общении с окружающими. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. А в дальнейшем речевые нарушения могут привести к определенным изменениям личности. Закомплексованность школьника мешает ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности. Как учитель-логопед, считаю, что решение указанных проблем может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
Основная идея опыта. Условия возникновения, становления опыта.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что реализация ФГОС НОО учителем-логопедом позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы коррекционной работы. Разнообразные виды подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, целью которого является коррекция и развитие устной и письменной речи, а также дальнейшая социализация, социальная реабилитация и адаптация ребенка.
Практическая значимость данной проблемы в том, что реализация новых образовательных стандартов, использование разных новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Процесс работы над коррекцией развития устной и письменной речи у младших школьников должен быть целенаправлен. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
Наличие теоретической базы опыта.
При выборе современных подходов к организации коррекционно-развивающего обучения в рамках ФГОС НОО я использую теоретические и практические материалы научно-методического центра «Развитие и коррекция», основные программные документы и логопедические технологии.
1. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. Библиотека журнала «Логопед», Москва, Творческий центр,2009г.
2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 .12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Вестник образования2001г. №2 с.62-67
3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией)» Москва, Когито-центр, 1996г.
Коррекционно-развивающие занятия это занятия, в ходе которых происходит отработка учебной информации с помощью максимальной работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. Я считаю, что коррекционное занятие - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
Новизна опыта.
Основным принципом работы учителя-логопеда я считаю единство диагностики и коррекции, так как эффективность логопедической работы во многом зависит от того, на сколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.
Технология опыта.
Диагностика.
При поступлении ребенка в школу, проводится стартовая диагностика, цель которой-выявление актуального уровня развития устной речи и степени подготовки к обучению грамоте. В беседе с ребенком используется экспресс-диагностика. Фиксируются ответы по семи пробам:
1 звукопроизношение;
2 фонематическое восприятие;
3 навыки языкового анализа;
4 звуко-слоговая структура;
5 грамматический строй речи;
6 словообразование;
7 связная речь.
На основе этих ответов высчитывается процентное выражение качества выполнения каждой пробы и методики в целом и соотносится с одним из уровней успешности.
Уровни: высокий, средне-высокий, средней, средне-низкий и низкий. Это позволяет осуществлять единый подход к оценке результатов диагностики.
Итоги логопедического обследования обсуждаются с классным руководителем, воспитателем и психологом. Учителю, воспитателю дается рекомендация по коррекции и развитию речевых компонентов в урочное и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного педагогического опыта
Волковой Юлии Ивановны
- ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Деятельность учителя-логопеда по реализации новых образовательных стандартов».
Автор: Волкова Юлия Ивановна, учитель – логопед МБОУ «Лицей №1»
р.п. Чамзинка, Чамзинского муниципального района
Образование: высшее, МГПИ им. М.Е.Евсевьева, «Дефектология (Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью психология)»
Диплом: диплом ЭВ 048058
Дата выдачи: 14.06.1994г.
Общий педагогический стаж:29лет
Педагогический стаж в данной образовательной организации:20 лет
Обоснование актуальности и перспективы опыта
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Введение ФГОС НОО привело к изменению функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе и учителя-логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится более значимой, конкретной и измеримой. Моя педагогическая проблема «Деятельность учителя-логопеда по реализации новых образовательных стандартов».
К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует их полноценной учебной деятельности. Вовремя не устраненные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов порождает у учеников начальной школы трудности в общении с окружающими. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. А в дальнейшем речевые нарушения могут привести к определенным изменениям личности. Закомплексованность школьника мешает ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности. Как учитель-логопед, считаю, что решение указанных проблем может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
Основная идея опыта. Условия возникновения, становления опыта.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что реализация ФГОС НОО учителем-логопедом позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы коррекционной работы. Разнообразные виды подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, целью которого является коррекция и развитие устной и письменной речи, а также дальнейшая социализация, социальная реабилитация и адаптация ребенка.
Практическая значимость данной проблемы в том, что реализация новых образовательных стандартов, использование разных новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Процесс работы над коррекцией развития устной и письменной речи у младших школьников должен быть целенаправлен. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
Наличие теоретической базы опыта.
При выборе современных подходов к организации коррекционно-развивающего обучения в рамках ФГОС НОО я использую теоретические и практические материалы научно-методического центра «Развитие и коррекция», основные программные документы и логопедические технологии.
- Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. Библиотека журнала «Логопед», Москва, Творческий центр,2009г.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 .12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Вестник образования2001г. №2 с.62-67
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией)» Москва, Когито-центр, 1996г.
Коррекционно-развивающие занятия это занятия, в ходе которых происходит отработка учебной информации с помощью максимальной работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. Я считаю, что коррекционное занятие - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
Новизна опыта.
Основным принципом работы учителя-логопеда я считаю единство диагностики и коррекции, так как эффективность логопедической работы во многом зависит от того, на сколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.
Технология опыта.
Диагностика.
При поступлении ребенка в школу, проводится стартовая диагностика, цель которой-выявление актуального уровня развития устной речи и степени подготовки к обучению грамоте. В беседе с ребенком используется экспресс-диагностика. Фиксируются ответы по семи пробам:
1 звукопроизношение;
2 фонематическое восприятие;
3 навыки языкового анализа;
4 звуко-слоговая структура;
5 грамматический строй речи;
6 словообразование;
7 связная речь.
На основе этих ответов высчитывается процентное выражение качества выполнения каждой пробы и методики в целом и соотносится с одним из уровней успешности.
Уровни: высокий, средне-высокий, средней, средне-низкий и низкий. Это позволяет осуществлять единый подход к оценке результатов диагностики.
Итоги логопедического обследования обсуждаются с классным руководителем, воспитателем и психологом. Учителю, воспитателю дается рекомендация по коррекции и развитию речевых компонентов в урочное и внеурочное время. Родители (законные представители) обучающихся знакомятся с индивидуальными протоколами обследования речи детей, получают информацию о состоянии различных компонентов речи в данный период, о сильных (наиболее развитых) и слабых сторонах речевого развития.
Коррекция.
Проведенная диагностика обучающихся позволяет объединить младших школьников в группы:
1 группа- дети с речевыми нарушениями(1 класс);
2 группа- группа развития(2-4 классы).
Основная форма организации учебной коррекционно-развивающей работы - групповые логопедические занятия. По мере необходимости в расписание включаются подгрупповые и индивидуальные занятия.
Занятия проводятся в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой. Периодичность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта . Занятия проводятся с группой обучающихся имеющих:
- общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи (3 раза в неделю);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (3 раза в неделю);
- фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием (3 раза в неделю);
- фонетические нарушении (2 раза в неделю);
-нарушения фонетического строя речи, обусловленные иннервационной недостаточностью и дефектами строения речевого аппарата (3 раза в неделю) индивидуальные занятия.
Кроме того, обучающиеся с фонетическими нарушениями включаются в состав соответствующих групп.
При внедрении ФГОС потребовалось немного изменить структуру логопедических занятий, так как изменилась цель образования. Ее стало развитие личности ученика и формирование у него умения учиться. Достижение этой цели обеспечит успешную социализацию ребенка в обществе. Поэтому я выстраиваю свои занятия в рамках системно-деятельностного подхода, основная идея которого состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, дети открывают их сами в процессе исследовательской деятельности, а логопед лишь направляет эту деятельность. Логопедические занятия - это корркционно-развивающие занятия, т.е они направлены на исправление (ослабление) недостатков в личности ребенка. Это компенсаторные занятия, на них развиваются потенциальные возможности, способности каждого ребенка, что позволяет ему эффективнее взаимодействовать с окружающей действительностью. Системно-деятельностный подход придает особую значимость самооценке деятельности обучающегося. Каждому ребенку должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника. Адекватная самооценка приводит ребенка к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку позволяет разнообразные приемы: от похвалы до специальных символов (линейка достижений, лестница успеха) с помощью которых отмечаются детские достижения. В конце каждого занятия ребенок подводит итоги, говорит, чему научился, что получилось, а что - не очень, как он сегодня занимался и т.д. такой способ самооценки позволяет ребенку видеть собственный личностный рост или нерешенные проблемы.
6. Результативность.
По окончанию прохождения коррекционно-развивающих программ, проводится итоговая диагностика. У всех детей отмечается положительная динамика в развитии звукопроизношения, фонематических процессов, усвоении лексико-грамматических категорий, навыков словообразования, связной речи. У каждого ребенка наблюдается индивидуальный положительный рост .За последние два года количество обучающихся выпущенных из логопедического пункта с нормой и значительными улучшениями составило более 80% . Это доказывает эффективность и практическую значимость единства диагностической и коррекционной работы в рамках реализации новых образовательных стандартов.
Считаю, что такая динамика подтверждает эффективность проводимой работы.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Перспективы применения опыта в массовой практике
С целью распространения данного опыта выступала на педагогическом совете с сообщением из опыта работы «Развивая артикуляционный аппарат и правильное дыхание , развиваем речь детей». На методическом объединении учителей-логопедов правила мастер – классы «Развитие воздушной струи у детей с речевыми нарушениями»; «Использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе». Активно велась работа по распространению и обобщению педагогического опыта на образовательных порталах.В дальнейшем также планирую проводить работу по решению проблемы развития разностороннего и гармоничного развития и воспитания школьника.
Литература
1. Алябьева Е.А. "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения". М., 2012.
2. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2012.
Л.В Гаврютина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», , М: ТЦ. Сфера, 2007г.
3.А.А Гуськова «Развитие речевого дыхания», ТЦ сфера, 2011 г
4.Н.В. Дурова «Фонетика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки»., Методическое пособие М:» Мозаика-Синтез, 2010 г.
5. «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции», - М.: Книголюб, 2005г.
6. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 2012.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2010.
8. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР»//Дошкольная педагогика, №1, 2007г.
9. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 2012.
10. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М., 2010.
11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2012.
12. Степанова М.А. "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей" // Логопед. 2009. № 7.
13. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Щетинин М.Н. М., 2010.
14.«Учим ребёнка говорить: здоровьесберегающие технологии». Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....
Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...
Описание инновационного педагогического опыта Митрейкиной В.Б.
Описаниеинновационного педагогического опыта учителя начальных классов Митрейкиной Веры Борисовны 1.1.Актуальность и перспективность опыта. Педагогическая про...
Описание собственного педагогического опыта
ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НИКОЛАЕВОЙ С.А....
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...