описание инновационной деятельности
статья по теме
Работа выполнена для участия в районном конкурсе "Учитель года". Здесь я постаралась описать свою работу по разным направлениям: педагогическая деятельность, игровая деятельность, работа с родителями и взгляд на будущее. Может быть кому-то поможет для выступлений на семинарах или конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.docx | 79.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План
1. Введение.
2. Модернизация образования.
3. Мой опыт инновационной деятельности.
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Игровые технологии.
4. Развивающая функция обучения
4.1. Теоретическая база. Понятие деятельностного метода в педагогической и методической литературе.
4.2.Технология проблемно-диалогического обучения.
5. Взаимодействие школы и семьи.
- Формы учебного взаимодействия с семьей.
- Информатизация в рамках национального проекта «Образование»
- Проектирование.
- Взгляд на ближайшее будущее.
Класс - это сцена и мне на ней действовать: учить детей истинам, вместе с ними творить и созидать.
А как стать хорошим актером этой сцены?...
Великие, возьмите в подмастерья.
Я соглашусь таить в себе годами
Свои нетерпеливые слова,
Чтобы увидеть жадными глазами
Таинственную сущность мастерства.
( В. Творгова )
1.Введение
За последнее десятилетие мир существенно изменился: огромный поток информации все увеличивается невероятными темпами. Возможности школьника не беспредельны, а источников информации становится все больше: телевидение, радио, Интернет, телефон… От переизбытка сведениями ребенок спасается отсевом лишней информации, в ранг которой часто попадает школьная. Учитель в этой ситуации перестает быть главным «источником истин», становится одним из дающих сведения. Поэтому главным направлением своей работы я вижу поиск путей, способов, приемов активизации учебно-познавательной деятельности, которые повысят значимость учебно-предметной информации, мотивацию к обучению, такие как: технологии дифференцированного метода, ИКТ, нетрадиционные формы, индивидуальный подход, игровые технологии.
Принцип активности обучения был и остается одним из основных. Его реализация подразумевает такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации к обучению.
На мой взгляд, наиболее точно свои мысли я выразила в виде синквейна .
Синквейн
- Моя деятельность.
- Продуктивная, риторическая.
- Развивает, обучает, формирует.
- Переломный момент моего традиционного подхода к обучению.
- Переосмысление.[1]
- Модернизация образования.
В Концепции модернизации образования «…модернизация» предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для меня, как для современного учителя, стало необходимым не только давать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Я поняла, что мне необходимо изменять атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следовало изменять часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
- Мой опыт инновационной деятельности.
Придя в 1 класс в 2009-10 учебном году, я приступила к обучению, используя традиционный подход, передо мной стояла задача – не только научить, но и изучить:
- уровень знаний учащихся на данном этапе
- уровень мотивации учащихся класса
- психологическую комфортность в классе
- медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье
- семьи учащихся.
Исходя их вышесказанного, целью моей работы стало:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, повышающих успешность учеников в современном обществе.
В своей педагогической деятельности я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода ( физминутки, элементы аутотренинга), компетентностно – ориентированного обучения (индивидуальный и дифференцированный подход, разноуровневые задания), информационно-коммуникативных (презентации), игровых технологий (игровые ситуации), педагогику сотрудничества (работа в парах, группах), развивающего обучения (задания на развитие общеинтеллектуальных умений: сравнения, мышления, обобщения).
- Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, дыхательную гимнастику, беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты». Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику. Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике уделяю внимание развитию психического здоровья учащихся, используя:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
- Аутогенную тренировку (самовнушение)
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы Приложение 1.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету. Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Приложение 2.
- Информационно-коммуникативные технологии.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
- Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир «Умей предупреждать болезни», русский язык «Имя существительное», «Изменение глагола по числам», «Непроизносимые согласные» и др., литературное чтение «Л.Н.Толстой «Прыжок»», «Путешествие в Литературную страну», математика «Умножение на 1», «Приемы устного вычитания», «Единицы длины» и др..
Приложение 3.
Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
- Использую программы для демонстрации наглядного материала «Энциклопедия».
- Применяю на уроке тесты, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
- Игровые технологии.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
• Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие в Литературную страну»)
• В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов». Например: «Перевернутые слова». Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА. В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ. Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел). Свою работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег. Применяю на уроках педагогику сотрудничества. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильно качество знаний по предметам, которые я преподаю. Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными. Результаты школьной мотивации учащихся. [2]
- Развивающая функция обучения
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 26 лет. Все это время я работаю по традиционной программе «Школа России».
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. [ 3]
Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
4.1. Теоретическая база. Понятие деятельностного метода в педагогической и методической литературе.
Обратимся к истории.
Около 70 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.
Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже.
Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".
Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.
Представителем второй научной школы является В.Джемс.
Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.
Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.
Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.
Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития".
Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.
По мнению В.В.Давыдова [1] «…о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть, опираясь на конкретную и разветвленную её теорию)»
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный
на становление его сознания и его личности в целом.
2. Еще Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Если, по Выготскому, поведение человека представляет собой лишь одну из немногих осуществившихся возможностей, то деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра этих возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной среды). Иными словами, установки на творчество.
3. Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.
Подведем итог.
Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.
«Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».
« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».
4.2. Технология проблемно-диалогического обучения
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?
Для этого обратимся к программе «Школа 2100»[2] и рассмотрим технологию проблемно-диалогического обучения.
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Технология проблемно – диалогического обучения содержит ТРИ главных компонента:
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...")
б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в
четыре группы ( по Г.Г.Щедровицкому и О.С.Анисимову):
- уроки открытия новых знаний;
- уроки рефлексии;
- уроки-тренинги;
- уроки контроля.
Для планирования и проведения уроков различной целевой направленности М.А. Кубышева [2] предлагает использовать следующие структуры. [4]
Приложение 4.
После изучения этих технологий для себя решила познакомиться с УМК «Школа 2100» и апробировать ее.
- Взаимодействие школы и семьи.
Работа с семьёй – одна из главных задач школы. Когда родители приводят ребёнка в первый класс, моей задачей становится заинтересовать их школьной жизнью, привлечь к внеклассной работе, быть союзниками в деле воспитания. Вместе с родителями обсуждаем и составляем план мероприятий, распределяем обязанности. В классе – 6 учеников. Родительские собрания посещает большая часть родителей. Собрание начинается с положительных слов в адрес каждого ребёнка.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагог делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
РОДИТЕЛИ
ДЕТИ
УЧИТЕЛЯ
В решении проблем «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» важная роль отводится учителю. Необходимо выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие обязательно должно носить развивающийся характер.
Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время. Это обосновано тем, что родители так же, как и педагог, часто имеют плотный рабочий или скользящий график работы. Обеспечив доступ в школу в удобное для них время, педагог позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней его обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания.
- Формы учебного взаимодействия с семьей.
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Родители в основном работают так же интенсивно, как и педагог. Поэтому очень важно так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить все основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Эмоциональная поддержка помогает решить назревающие конфликты, не доводя их до чрезвычайной степени. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время, был встречен учителем и детьми доброжелательно.
Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок - в то время, когда в посещении возникнет необходимость, учитель дает понять, что доверяет родителям и всегда готов видеть их в школе.
Многим из родителей приходится пересмотреть свое отношение к ребенку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.
Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, поселка, района, области (открытые уроки для родителей проведены в 1 и во 2 классах).
На желание родителей бывать в классе и школе, помогать учителю влияют многие факторы: опрятный и доброжелательный внешний вид учителя и детей, хорошее оформление класса, диалоговый стиль общения детей с педагогом и родителями. Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.
Формы внешкольного сотрудничества «семья – ребенок- школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей.
Главное условие общего Дела – практическое участие каждого ребенка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение.
Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия. И тогда наша наэлектризованная социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать движение на дороге с маршрутом «семья – школа» будет для ребенка радостной и безопасной.
Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Опыт педагогической деятельности показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога.
Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье. [5] Приложение 5.
- Информатизация в рамках национального проекта «Образование»
Реализация программы информатизации в рамках национального проекта «Образование» со всей остротой обозначило проблему: выстраивать свои уроки нестандартно, варьировать их цели, задачи и содержание. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать индивидуальный стиль работы с техническими возможностями, которые представляют ему новые информационные технологии. Разумеется, классно-урочную систему никто не отменял и не отменит. Она всегда давала свои результаты, но о высоком качестве можно говорить в наше время лишь тогда, если учитель грамотно владеет разными новыми технологиями, приемами и методами. Он главный в образовательно-воспитательном процессе. Приветствую потребность ученика в создании своих презентаций, проектов. Он чувствует себя творцом. Он верит в себя, в свои возможности. А результат – радость. А что же мне дает в работе использование информационных технологий? Оказалось, что преимуществ больше. Владение информационными технологиями в современном мире становится в один ряд с такими качествами, как умение писать или читать. Это возможность для совершенствования учебного процесса и повышения эффективности современного урока. Это решение проблемы наглядности, повышение производительности труда учителя и учащихся на уроке. Можно долго объяснять, как образовалось Древнерусское государство пользуясь мелом, доской и картой. А можно просто включить компьютер и он расскажет, покажет ход событий, да ещё и проверит знания и выставит оценку! Но самое ценное для меня – это творческий поиск, самостоятельность учеников, что я и наблюдаю в работе с компьютером. В процессе обучения ученик получает через компьютер огромный поток информации. А что лежит в основе? Интерес! Интерес к компьютеру, интерес к интернету, интерес к информации. Не получение готовых фактов, а обучение принципам ориентации в учебном материале является целью. При этом активизируется познавательная активность, обеспечивается самоконтроль. Обучение же учащихся компьютерной грамотности позволяет ярче и шире раскрыть практическую значимость изучаемого в ходе овладения содержанием специальной дисциплины. Нужна концепция информатизации образования, конкретная программа компьютерно-технологической поддержки обучения. Одним словом, если нас волнуют проблемы информационных технологий, значит за ними будущее. [6]
Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Моя роль, как педагога, заключается в оказании помощи, создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов, подготовленности. В процессе проектирования образуются благоприятные субъективные отношения внутри групп и между группами учащихся, создаются условия для формирования ключевых компетенций учащихся и приобретения ими социального опыта. В ходе работы над проектом развиваются умения ориентироваться в информационном пространстве, формируется критическое мышление. Развитие самостоятельности осуществляется поэтапно: на уроке, и в творческом объединении.[7] После прохождения курсов «Использование метода проектов в начальной школе» в 3 классе провела 2 урока-проекта окружающего мира «В царстве грибов», «Здоровый образ жизни». Созданы два продукта: игра «Лото» на тему «Съедобные и несъедобные грибы» и «Кодекс здорового человека» и 1 урок-проект по математике «Закрепление пройденного материала». Ребята составили проект самостоятельной работы.
|
|
|
Для повышения педагогического уровня я создала свой мини-сайт на сайте Социальная сеть работников образования nsportal. Здесь можно общаться с коллегами из других регионов, узнавать что-то новое, делиться своими наработками, изучать новые технологии ведения урока и проходить дистанционные курсы (курсы «Практическая педагогика в начальной школе: теория и технология дифференцированного обучения в начальной школе» февраль 2012 год). Это еще не предел. Обучение обязательно продолжу.
«Если учитель соединяет в себе любовь к предмету и ученику – он совершенный учитель» Л.Н.Толстой
Мне понятны и близки общие тенденции развития образования – не только значительное расширение знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей.
Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным мастером педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, умел вдохновляться.
Список литературы.
- nsportal.ru Творческий отчет. Ладина Эльмира Якубовна, учитель химии и биологии
- nsportal.ru Актуальность и опыт применения современных образовательных технологий. Белыскова В.А, учитель начальных классов
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 118 с.
- nsportal.ru Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе». Журавлёва Светлана Леонидовна, учитель начальных классов
- festival.1september.ru/authors/105-187-252 Взаимодействие школы и семьи. Лященко Марина Александровна, учитель начальных классов
- nsportal.ru Информационная карта инновационной деятельности. Васильевская В.В.
- nsportal.ru Творческая лаборатория учителя технологии Мухамеджановой Зульфии Гумаровны
Приложение 1
Тренинг-настрой в начале урока.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Утренний настрой на работу.
Рано утром я встаю, бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь по утру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Утренний настрой на оздоровление
Я проснулась, я здорова
И к работе я готова.
Голова моя светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган – здоровее.
Нервы крепкие – стальные,
Как пружинки – заводные
Ноги – руки – все в движенье-
Вот и снято напряженье.
Влево – вправо повернусь,
Солнцу низко поклонюсь:
«Здравствуй, матушка – природа!
Мы с тобой одного рода,
Друг без друга жить не сможем,
И друг другу мы поможем.
Мы – частички, ты и я.
Это значит, мы семья!
Снятие напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата.
(Дети выполняют это упражнения, сидя на стуле)
Мы сидели и писали (читали, рисовали),
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну, как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро – быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
Приложение 2.
Пример. Урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Учитель | Ученики |
- Прочитайте слова: весть, известие, вестник, известный, известно. - Что хотите сказать? | Читают. |
Пример. Урок математики во 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Учитель | Ученик |
- На доске ряд чисел. Что это за числа? - Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. - Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. | - Однозначные и двузначные. Выполняют. Испытывают затруднение. |
Приложение 3
Презентации и конспекты уроков (на диске)
Приложение 4.
А. Урок открытия новых знаний.
Основные этапы деятельностного метода
(структура урока открытия новых знаний).
Цель: формирование новых понятий.
- Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу»
- 1-2 минуты
- У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- 4-5 минут
- Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- 4-5 минут
- Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
- 7-8 минут
- Способы: диалог, групповая или парная работа;
- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
- 4-5 минут;
- Способы: фронтальная работа, работа в парах;
- Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- 4-5 минут;
- Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
- Выполняется письменно;
- Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
- 7-8 минут;
- Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
- Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- 2-3 минуты;
- Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
9. Домашнее задание.
Г. Уроки контроля.
Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
- сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее
установленными критериями.
В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различаются следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. (…)
Приложение 5
Презентация «Взаимодействие семьи и школы» (на диске)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....
Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...
Описание инновационного опыта
Описание инновационного опыта Меньшовой Ольги ВладимировныМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г.Гусь-Хрустальный...
Описание инновационного опыта учительницы начальных классов Салчак Ш.Б.
В данной работе описвается инновационный опыт на тему "Проект как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников...
Описание инновационного педагогического опыта Митрейкиной В.Б.
Описаниеинновационного педагогического опыта учителя начальных классов Митрейкиной Веры Борисовны 1.1.Актуальность и перспективность опыта. Педагогическая про...
Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"
Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....
Описание инновационного педагогического опыта Волковой Юлии Ивановны
Обоснование актуальности и перспективы опыта Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных у...